1. Тифлопедагогика (от греч. tyhlos - слепой) - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушениями зрения - слепых и слабовидящих.
Предмет тифлопедагогики - теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих.
Основные задачи тифлопедагогики:
- педагогическое изучение слепых и слабовидящих;
- разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;
- определение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения;
- разработка содержания, методов и форм организации обучения и воспитания слепых и слабовидящих.
К лицам с нарушениями зрения относятся:
слепые - с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;
слабовидящие — со сниженным зрением от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией;
Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения; бывает односторонним и двусторонним.
Амблиопия — формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы (преломляющая способность глаз).
По степени сохранности остаточного зрения различают:
- абсолютную слепоту (полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения);
- практическую слепоту - наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение.
Слепота бывает:
- врождённой;
- приобретённой.
Причины врождённой слепоты:
- повреждение плода в период внутриутробного развития;
- заболевания плода.
Причины приобретённой слепоты:
- заболевания органов зрения;
- заболевания ЦНС (менингит, опухоль мозга);
- осложнение после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина;
- травматические повреждения мозга или глаз.
Категории детей с нарушениями зрения:
- слепорождённые;
- рано ослепшие;
- лишившиеся зрения после 3-х лет жизни. Последствия слепоты:
- ограниченность двигательной сферы;
- неполнота содержания социального опыта;
- своеобразие эмоционально-волевой сферы;
- трудности в игровой, учебной и профессиональной деятельности;
- неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции;
- повышенная возбудимость, раздражительность, агрессивность и т.д.
Слабовидение — значительное снижение остроты зрения.
Причины: глазные болезни на фоне общего заболевания: миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм (недостаток преломляющей способности глаза).
Особое значение для слепых и слабовидящих имеют:
- осязание;
- слуховое восприятие;
- речь.
По Л.С.Выготскому, слепые владеют «шестым чувством» (тепловым), которое позволяет незрячим на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.
Сенсорное воспитание создаёт условия для отражения окружающего мира сначала в наглядно-действенной форме, затем на последующих этапах, по мере накопления социального и бытового опыта, в словесно-логической форме.