Детская психология — наука о душе ребенка

Е.О. СМИРНОВА Психология ребенка

От рождения до семи лет

ЧАСТЬ I

ВВЕДЕНИЕ В ДЕТСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

ГЛАВА 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Детская психология — наука о душе ребенка

Психология (от греческих слов psyche — душа и logos — наука) — наука о душе. Уже в этом привычном для каждого психолога выражении кроется некоторый парадокс. Ведь наука нацелена на получение точных, рациональных знаний о мире. Научное исследование предполагает строгое измерение, объективный анализ, независимый от методов, которыми пользуется ученый, и однозначность полученных результатов. Значит, предмет научного исследования должен быть измеряемым, объектным (т. е. восприниматься извне) и разложимым на составные части. Но такие методы невозможно приложить к душе, поскольку ее невозможно увидеть, измерить и представить как объект, не зависящий от самого исследователя. Душа человека в принципе ненаблюдаема и неизмерима. В то же время нельзя усомниться в истинности ее существования. Каждый человек знает о силе и реальности собственных желаний, воспоминаний, переживаний, страстей и многих других душевных явлений, которые, несмотря на свою «невидимость», являются вполне объективно существующими и порождают множество вполне ощутимых и внешне воспринимаемых форм поведения и изменений в окружающем предметном мире. Можно с уверенностью сказать, что наши мысли, чувства, отношения и другие психические явления не менее реальны, чем объективно существующие предметы и процессы окружающего мира. Но только эти предметы и процессы существуют не в окружающем, а во внутреннем, психическом мире человека и поэтому требуют совершенно других методов и подходов, чем те, которые используются в естественных науках, изучающих явления внешнего мира (физике, химии, биологии и т. д.). Конечно, можно и человека рассматривать как предмет физики или биологии. Но при этом мы будем изучать не душевные явления, а строение и функционирование организма человека, которые вполне ощутимы и наблюдаемы. Психологию же интересует именно внутренняя, душевная жизнь, недоступная наблюдению, но столь же реальная и чрезвычайно значимая для каждого человека. Очевидно, что понять и познать эту жизнь чрезвычайно трудно. Еще более трудно понять душу ребенка. Если о душевной жизни взрослого человека мы можем говорить по своему внутреннему опыту, по анализу своих переживаний и состояний, то душу ребенка почувствовать и понять через себя невозможно. В то же время нельзя сомневаться, что уже самый маленький ребенок имеет свою внутреннюю, психическую жизнь: он чего-то хочет, из-за чего-то сильно расстраивается, что-то придумывает, что-то говорит и т. д. Все это мы без труда можем наблюдать в поведении детей. Но наблюдать мы можем только внешние проявления, только поведение ребенка: его действия, выразительные движения, высказывания и т. д.

Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления, а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же внешние действия могут выражать совершенно разные состояния. Одно дело, если малыш плачет, потому что ему больно, другое дело, плач от обиды третье — если он плачет, потому что хочет привлечь в себе внимание, четвертое — если у него не получается то, что он задумал, и т. д. Каждый раз одно и то же действие (в нашем случае плач) будет означать совершенно разные переживания ребенка. Выявить эти переживания, опираясь на их внешнее выражение, — главная и самая трудная задача детского психолога. Это трудно потому, что ребенок не похож на взрослого, у него все по-другому. Долгое время ребенка рассматривали как маленького взрослого: он многого не знает, не умеет, не понимает. Он не может организовывать и контролировать себя, рассуждать, выполнять свои обещания и т. д. Можно еще долго перечислять, чего ребенок не умеет. Но, если мы будем рассматривать ребенка как неразумного, недоразвитого взрослого, мы никогда не поймем, откуда возникают его способности, качества и поступки. Ведь многое дети могут делать лучше, чем взрослые: часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в разных персонажей, страдать из-за судьбы незнакомого котенка и т. д. Все это обычно несвойственно взрослому человеку. Поэтому важно искать не то, чего дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, т. е. специфику их внутренней душевной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: