Хорошо бы ходить в школу круглый год.
Ученица 3-го класса
(Престон, Западная Вирджиния) Моя учительница действительно слушает меня.
Ученик 6-го класса (Ньютон, Массачусетс) Они учат тебя своим отношением к тебе.
Ученица 7-го класса (Чикаго) Они не давят на тебя, а помогают.
Ученик 8-го класса (Чикаго) Они радуются, встречая нас....Некоторые даже обнимают.
Ученица 9-го класса (Филадельфия) Они не просто учат тебя решать задачи по математике, им интересно, как ты сам это делаешь.
Ученик 12-го класса (Хьюстон)
«Свобода учиться» — это книга о школьниках и о тех, кто заботится об их будущем. Она также о том, что мы считаем значимым для процесса учения, — о любознательности, мотивации, заботе, волнении, о радостной и осмысленной школьной жизни. Здесь нет рецептов успеха, а есть лишь очерк реалий, принципиально меняющих наш взгляд на школу, учащихся и учение.
Стремясь улучшить нашу образовательную систему, я предельно сосредоточился на критике ее недостатков. При этом я понимал: кто ищет что-либо отрицательное, тот обязательно найдет, а интерес к положительному опыту некоторых школ вовсе не означает, что мы смотрим на мир через розовые очки. Занимаясь исключительно поиском ошибок, мы упускаем возможность обнаружить удачи и поучиться на них. Все ли учащиеся любят (или хотя бы положительно воспринимают) школу? Конечно, нет! Но все же есть дети, которые чувствуют себя наказанными, если из-за болезни
|
|
34 Часть I. Трудности и возможности
вынуждены пропускать уроки. Почему бы нам не поучиться у школьников, любящих школу?
«Не надо подменять размышление инструментальным действием, мудрость интеллектом, деяние формальной активностью». «Самые лучшие из нас совершают ошибки и учатся на них». «Небольшой хаос не повредит никакой организации, если ее члены помнят, ради чего они здесь собра-лись — ради блага человека». Эти высказывания (не являющиеся лозунгами радикалов) представляют собой суть широко известной книги «В поисках совершенства» (Peters, Waterman, 1982), посвященной тому, насколько важны на рабочих местах сами люди, испытывающие потребность в творчестве и автономии. Эти же мысли были высказаны Томом Питерсом и через десять лет после выхода этой книги (Hillkirk, 1992). Помнить о том, ради чего мы здесь (а мы здесь ради блага' нашизГучёййков)~—"высший'"принцип нашей образовательной системы.
Что особенного в школьных впечатлениях и переживаниях учеников, чьи высказывания стали эпиграфом к этой главе? Каким образом их успешный опыт может помочь расширению учебных возможностей других детей? В этой главе будет описано то, что уже есть у некоторых и может быть у многих других школьников, а именно теплая, преисполненная заботы, творческая учебная среда, то есть такое место, где учение имеет смысл и цель, поскольку ориентировано на личность, и где создается учебное сообщество людей, знающих и ценящих друг друга. Школа, где в центре внимания находится ученик, может добиться необыкновенных результатов, даже находясь в неблагоприятном окружении. Установление связей и добрых отношений, помощь и даже дружеские объятия входят в учебную программу, ежедневно реализуемую с младшими, средними и старшими школьниками, проживающими в бедных городских районах (Чикаго, Филадельфия, Хьюстон), в сельской местности (округа Ньютон и Престон) и во многих других населенных пунктах. Любовь — одна из самых сильных человеческих эмоций. В этой главе мы приведем высказывания детей, свидетельствующие об их любви к учению, учителям и месту, называемому школой.
|
|
Глава 1. Почему дети любят школу? 35