Глава 1. Почему дети любят школу?

Хорошо бы ходить в школу круглый год.

Ученица 3-го класса

(Престон, Западная Вирджиния) Моя учительница действительно слушает меня.

Ученик 6-го класса (Ньютон, Массачусетс) Они учат тебя своим отношением к тебе.

Ученица 7-го класса (Чикаго) Они не давят на тебя, а помогают.

Ученик 8-го класса (Чикаго) Они радуются, встречая нас....Некоторые даже обнимают.

Ученица 9-го класса (Филадельфия) Они не просто учат тебя решать задачи по математике, им интересно, как ты сам это делаешь.

Ученик 12-го класса (Хьюстон)

«Свобода учиться» — это книга о школьниках и о тех, кто заботится об их будущем. Она также о том, что мы считаем значимым для процесса учения, — о любознатель­ности, мотивации, заботе, волнении, о радостной и осмыс­ленной школьной жизни. Здесь нет рецептов успеха, а есть лишь очерк реалий, принципиально меняющих наш взгляд на школу, учащихся и учение.

Стремясь улучшить нашу образовательную систему, я предельно сосредоточился на критике ее недостатков. При этом я понимал: кто ищет что-либо отрицательное, тот обя­зательно найдет, а интерес к положительному опыту некото­рых школ вовсе не означает, что мы смотрим на мир через розовые очки. Занимаясь исключительно поиском ошибок, мы упускаем возможность обнаружить удачи и поучиться на них. Все ли учащиеся любят (или хотя бы положительно воспринимают) школу? Конечно, нет! Но все же есть дети, которые чувствуют себя наказанными, если из-за болезни

34 Часть I. Трудности и возможности


вынуждены пропускать уроки. Почему бы нам не поучиться у школьников, любящих школу?

«Не надо подменять размышление инструментальным действием, мудрость интеллектом, деяние формальной ак­тивностью». «Самые лучшие из нас совершают ошибки и учатся на них». «Небольшой хаос не повредит никакой орга­низации, если ее члены помнят, ради чего они здесь собра-лись — ради блага человека». Эти высказывания (не являю­щиеся лозунгами радикалов) представляют собой суть ши­роко известной книги «В поисках совершенства» (Peters, Waterman, 1982), посвященной тому, насколько важны на рабочих местах сами люди, испытывающие потребность в творчестве и автономии. Эти же мысли были высказаны То­мом Питерсом и через десять лет после выхода этой книги (Hillkirk, 1992). Помнить о том, ради чего мы здесь (а мы здесь ради блага' нашизГучёййков)~—"высший'"принцип на­шей образовательной системы.

Что особенного в школьных впечатлениях и пережи­ваниях учеников, чьи высказывания стали эпиграфом к этой главе? Каким образом их успешный опыт может по­мочь расширению учебных возможностей других детей? В этой главе будет описано то, что уже есть у некоторых и мо­жет быть у многих других школьников, а именно теплая, преисполненная заботы, творческая учебная среда, то есть такое место, где учение имеет смысл и цель, поскольку ори­ентировано на личность, и где создается учебное сообщество людей, знающих и ценящих друг друга. Школа, где в центре внимания находится ученик, может добиться необыкновен­ных результатов, даже находясь в неблагоприятном окру­жении. Установление связей и добрых отношений, помощь и даже дружеские объятия входят в учебную программу, ежедневно реализуемую с младшими, средними и старшими школьниками, проживающими в бедных городских районах (Чикаго, Филадельфия, Хьюстон), в сельской местности (ок­руга Ньютон и Престон) и во многих других населенных пунктах. Любовь — одна из самых сильных человеческих эмоций. В этой главе мы приведем высказывания детей, сви­детельствующие об их любви к учению, учителям и месту, называемому школой.

Глава 1. Почему дети любят школу? 35



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: