Методические рекомендации по изучению курса

Налоги и налогообложение

«Налоги и налогообложение»

УДК 336.22(075.8)

ББК 65.261.4я

Методические указания предназначены для студентов экономических специальностей при подготовке к занятиям по курсу «Налоги и налогообложение»

Обсуждены и рекомендованы к печати на заседании кафедры «Экономика и управление производством».

Составитель Е.В. Павлова

©Тверской государственный

технический университет,

©Павлова Е.В.


Содержание

Краткий курс лекций 4

Введение в налогообложение 4

Налоговая система 14

Налог на прибыль 17

Налог на имущество 24

Налог на доходы физических лиц 24

Налог на добавленную стоимость 26

Акцизы 31

Налогообложение малого бизнеса 32

Транспортный налог 43

Варианты заданий для практических занятий 46

Примеры выполнения заданий 52

Вопросы к зачету по дисциплине «Налоги и налогообложение» 53

Список литературы 55

Приложение 56


Краткий курс лекций

Введение в налогообложение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в фи­нансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и вычетов может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...» (К. Маркс, Ф.Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). Согласно Налоговому кодексу РФ: «Под налогом понимается обязательный платеж, взимаемый с организации в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований» (Налоговый кодекс РФ. Часть первая, - ст.8)

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) налогоплательщиков в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Основные принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом и состоят в следующем:

«1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов пра­вительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно опреде­лен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.

3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.

4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.»

Налог определен, если определены его элементы и налогоплательщик (субъект налогообложения).

К элементам налога относятся:

объект налога,

налоговая база,

ставка налога,

налоговый период,

порядок исчисления налога,

порядок и сроки уплаты налога.

Налоги могут взиматься следующими способами:

1. Кадастровый — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить транспортный налог. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, вне зависимости от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

3. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

4. Стимулирующая функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников до­ходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недо­статочны для обеспечения должного уровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное. Государственный бюджет можно сформировать и без них. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая эконо­мика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует ре­шению актуальных для общества проблем.

Социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ — научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Последняя функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом — безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в стоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

В зависимости от признака положенного в основу классификации различают следующие виды налогов.

По методу установления (порядку введения):

- федеральные (налоги действуют по всей территории РФ; например, НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц);

- региональные (устанавливаются Налоговым Кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов; при этом субъект имеет право в пределах кодекса устанавливать ставку, срок уплаты, льготы; например, транспортный налог);

- местные (устанавливаются Налоговым Кодексом РФ, вводятся в действие решением органов местной власти; например, налог на имущество физических лиц, налог на землю).

По отношению к объекту. Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: налог на доход физических лиц и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на пе­ревод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

В зависимости от ставок различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Налоговая система

Современные принципы налогообложения в большинстве стран таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно­стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи­вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди­накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав­лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде­ний, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие.

Налоговая система России строится на основе единых принципов для всех предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Основными принципами являются:

равнонапряженность налогового изъятия;

однократность налогообложения, недопущение двойного обложения;

стабильность, гибкость, простота, доступность, определенность;

заблаговременность установления ставок и правил исчисления налога и его уплаты.

Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель: он может заранее и достаточно точно рассчитать, каков будет эффект осуществления того или иного хозяйственного решения, проведенной сделки, финансовой операции. Неопределенность — враг предпринимательства. Предпринимательская деятельность всегда связана с риском, но степень риска, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения. Не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству — и все это на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней тре­бованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устра­нения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень на­логов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности). Частные изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года. Например, состояние бюджета на очередной год, наличие бюджетного де­фицита и его ожидаемые размеры могут определить целесообразность снижения на 2-3 пункта или необходимость повышения на 2-3 пункта ставок налога на при­быль или доход. Такие частные изменения не нарушают стабильности системы хозяйствования, но вместе с тем не препятствуют эффективной предпринимательской деятельности.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Если иметь в виду сегодняшний день, то речь должна идти о налоге на добавленную стоимость, акцизах, налоге на прибыль и доходы. Многие же другие налоги и сам состав системы налого­обложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране и в общественном производстве.

Функции контроля за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов в Российской Федерации осуществляет Федеральная налоговая служба РФ, которая входит в состав Министерства Финансов РФ.

Налог на прибыль

Во всех развитых странах мира установлены налоги на прибыль или доход юридических лиц. Закон РФ от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» был введен в действие с 1января 1992 года. За время действия были приняты 27 законов, внесших изменения и дополнения в порядок исчисления и уплаты налога на прибыль. С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций».

Налог на прибыль юридических лиц, соответствующий принятому в ряде стран понятию «налог с корпораций», относится к прямым налогам: в отличие от косвенных налогов бремя его уплаты целиком ложится на налогоплательщика, теоретически не обременяя потребителей его продукции и услуг.

В большинстве развитых стран фискальное значение налога на прибыль корпораций невелико, и этот налог используется главным образом в качестве инструмента, регулирующего деловую активность компаний. Доля поступлений от его взимания в валовом национальном продукте ФРГ, США, Франции и Швеции не превышает 2%, Великобритании – 4%, Японии – 6%. В этих странах основную тяжесть налогообложения несут физические лица как конечные потребители создаваемых обществом благ.

В налоговом праве существуют различные подходы к определению круга плательщиков налога. В одних государствах плательщиками налога признаются резиденты, т.е. юридические лица, учрежденные на территории государства и по действующим на этой территории законам (принцип личного закона), в других – резиденты и нерезиденты, но при условии, что лица осуществляют деятельность на их территории (принцип территориального закона). Однако в большинстве стран применяется комбинированный подход.

Согласно ст.246 данной главы 25 НК РФ плательщиками налога на прибыль признаются:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с положениями главы 25 НК РФ плательщиками налога на прибыль организаций являются любые юридические лица, у которых возникает объект налогообложения, вне зависимости от цели их создания, то есть как коммерческие, так и некоммерческие организации. Данная норма реализует на практике идею о необходимости обеспечения единого подхода к налогообложению различных организаций.

В то же время некоторые организации не являются плательщиками налога на прибыль организаций в силу применения особых режимов налогообложения. К числу таких организаций относятся организации, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход, а также организации, перешедшие в установленном порядке на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком.

При этом прибылью в целях главы 25 НК РФ признаются:

1) для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой НК РФ;

2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой НК РФ;

3) для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации.

Глава 25 предусматривает открытый перечень расходов налогоплательщика, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Одновременно осуществлена отмена ограничений по целому ряду расходов, ранее относившихся на себестоимость в пределах установленных норм и нормативов.

К расходам в целях обложения налогом на прибыль организаций относятся обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль расходы должны удовлетворять следующим условиям:

1) обоснованность. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме;

2) документальное подтверждение. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) производство расходов для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом статья 270 НК РФ содержит перечень расходов, которые не учитываются в целях налогообложения налогом на прибыль организаций и, соответственно, не уменьшают налоговую базу.

Главой 25 НК РФ введен новый порядок амортизации в целях исчисления налога на прибыль. Определяются объекты амортизируемого имущества, устанавливается порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества.

Согласно ст.258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроком его полезного использования. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, установлена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1. Налогоплательщики начисляют амортизацию линейным или нелинейным методом с учетом особенностей, установленных ст.25 9НК РФ.

Глава 25 НК РФ предусматривает возможность переноса убытков на будущее в течение 10 лет, следующих за отчетным налоговым периодом, в котором получен убыток.

Еще одним важным положением рассматриваемой главы НК РФ является обязательное использование плательщками метода начисления при определении даты получения дохода (осуществления расхода). В целях 25 главы НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Что касается кассового метода – налогоплательщики (за исключением банков) вправе его использовать в случае, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн. руб. за квартал.

С 2002 года расчет налоговой базы строится на основании данных налогового учета.

Необходимость «развести» налоговый и бухгалтерский учет назрела уже давно. Есть две модели: европейская и американская. Согласно европейской модели налогооблагаемая и бухгалтерская прибыль похожи, количество корректировок минимально. Американская модель предполагает ведение налогового учета.

Бухгалтерский учет должен отражать реальное финансовое положение, достоверные финансовые результаты.

Потребности налогообложения заключаются во внесении отдельных корректировок при определении доходной и расходной части при исчислении налога на прибыль. Например, законодатель ограничил принятие некоторых расходов в качестве налоговых вычетов, в тоже время через величину амортизации для целей налогообложения законодатель стимулирует обновление основных фондов.

Система налогового учета – это особый порядок учета доходов и расходов и момента их признания.

При этом в соответствии со статьей 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно.

В тоже время, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку их группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета, и, следовательно, объекты, показанные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренном как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах.

Налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетным – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Согласно статье 289 НК РФ организации по истечении каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в налоговые органы декларации по налогу на прибыль независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и авансовых платежей, от особенностей исчисления и уплаты налога. Декларации подаются в налоговые органы по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения.

Налоговые агенты по месту своего нахождения представляют налоговые расчеты по истечении тех отчетных периодов, в которых они производили выплаты налогоплательщикам.

Полностью декларация заполняется только раз в год по итогам налогового периода. По истечении отчетного периода в налоговые органы подается декларация по упрощенной форме. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют декларацию по упрощенной форме по итогам года, а по итогам отчетного периода перед налоговыми органами не отчитываются.

Для организаций, исчисляющих авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли, согласно ст.285 НК РФ отчетными периодами являются месяц, два месяца, три месяца и т.д. Таким образом, такие организации обязаны подавать расчет ежемесячно.

Налоговая декларация по итогам отчетного по итогам отчетного периода представляется не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным. По итогам года налоговая декларация (или налоговый расчет для налоговых агентов) подается не позднее 28 марта следующего года всеми налогоплательщиками и налоговыми агентами.

Налог на имущество организаций

Цель налога на имущество - стимулировать производительное использование имущества предприятий, сокращение размеров неиспользуемых запасов.

С 1 января 2004 вступила в силу глава 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ.

Налог относится к числу региональных.

Объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое в качестве объекта основных средств в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества из расчета остаточной стоимости, определенной по правилам бухгалтерского учета.

Максимальная налоговая ставка 2,2 %

Налоговый период – год. Отчетные периоды – первый квартал, первое полугодие, девять месяцев.

Сумма налога уплачивается по истечении года. По окончании отчетных периодов налогоплательщики исчисляют и уплачивают авансовые платежи по налогу.

Налог на доходы физических лиц

С позиций налогового права налог на доходы физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов.

Существующий порядок налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации с 1 января 2001 года определяется 23 главой Налогового Кодекса РФ (ранее определялся законом Российской Федерации от 7 де­кабря 1991 года "О подоходном налоге с физических лиц").

Плательщиками данного налога являются физические лица, в том числе и не являющиеся резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения физических лиц является доход, полученный в календарном году.

Статья 217 НК РФ предусматривает довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспече­нию (кроме пособий по временной нетрудоспособности). Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

Предусматривается уменьшение дохода на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов. Данные виды вычетов учитываются при формировании налоговой базы по доходам, облагаемым по ставке 13%

Возможно применение порядка удержания налога налоговым агентом при выплате дохода или исчисление налога на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган плательщиком самостоятельно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. В случае если налогоплательщик самостоятельно предоставляет налоговую декларацию, налог, подлежащий уплате, следует перечислить в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый Кодекс предусматривает применение различных ставок по налогу на доходы. Основная ставка 13 %. Однако, предусмотрены ставки 9%, 15% 20%, 35 %. Это ставки для так называемых «пассивных доходов» К, примеру, ставка 35 % применяется при налогообложении материальной выгоды. Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в экономически развитых странах в (%):

Канада  
США  
Великобритания  
Австралия  
Япония  
Италия  
Германия  
Франция  
Швеция  

Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран этот налог довольно высок.

Общемировая тенденция такова, в последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подо­ходного налога с физических лиц. Однако ряд экономистов полагают, что для "справедливой" налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является самым молодым из налогов, формирующих основную долю федерального бюджета. Схема его взимания была предложена французским экономистом М.Лоре в 1954 году, в налоговую систему Франции НДС был введен в 1958 году.

Основой современной европейской системы НДС стала Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1977 г., принятая с целью унифицировать базу НДС во всех странах ЕЭС. Такая необходимость вызвана и тем, что определенные отчисления от поступлений НДС в бюджеты стран- участниц направляются на формирование общего бюджета ЕЭС.

Между тем системы НДС в разных странах сохраняют существенные различия. По состоянию на 31 декабря 1993 г. НДС взимался в 43 странах мира, во многих из них он введен намного позже, чем в странах ЕЭС. Так, в Японии этот налог взимается с 1989 года, в Канаде – с 1990 года.

В среднем НДС формирует 13,8 % доходов бюджетов. Однако доли НДС в бюджетах конкретных стран существенно различаются. Например, во Франции НДС – это тот налог, который дает наибольшие налоговые поступления (45%). В структуре налоговых поступлений Нидерландов НДС составляет 24% (55,8% всех косвенных налогов).

В то же время в ряде ведущих стран НДС не взимается. Так, в США признано нецелесообразным введение этого налога из опасения перекоса в сторону косвенных налогов в ущерб прямым.

В нашей стране НДС взимается с 1 января 1992 года на основании Закона от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость». По результатам 1992 года НДС занял первое место среди источников бюджета – 37,5%. В дальнейшем, в связи с уменьшением налоговых ставок, НДС уступил первенство налогу на прибыль.

С 1 января 2001 года налог на добавленную стоимость взимается по правилам установленным 21 главой Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налог на добавленную стоимость в России заменил взимавшийся ранее налог с оборота, который рассчитывался на основе стоимости товара. При этом окончательная цена товара зависела от количества актов его продаж, так как каждый продавец был обязан рассчитать этот налог и включить его в цену реализации. Происходила кумуляция налога, так как на каждой последующей стадии реализации налог начислялся на стоимость, включающую в себя прежде начисленные налоги. При данной системе предприниматели стремились к сокращению количества стадий производства, что вело к его концентрации, нарушению принципов конкуренции.

Обложение добавленной стоимости позволяет избежать недостатков налога с оборота, создать систему, при которой величина налога не зависит от количества стадий производства и реализации, а определяется стоимостью продажи товара (работы, услуги) конечному потребителю.

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (роботы, услуги), которую производитель добавляет к стоимости сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства.

Наибольшее распространение при расчете НДС получил метод косвенного вычитания. Данный метод обладает рядом преимуществ.

Во-первых, этот метод освобождает налогоплательщика от необходимости определять собственно добавленную стоимость или ее компоненты. Вместо этого ставка применяется к показателям, косвенно свидетельствующим о добавленной стоимости. Это значительно облегчает учетный процесс.

Во-вторых, данный метод позволяет применять ставку налога непосредственно при совершении актов закупки и продажи. Продавец сырья, увеличив стоимость на сумму налога, показывает ее отдельной строкой в счете, предъявляемом для оплаты. В свою очередь, продавец товара делает то же самое и из суммы налога, указанного в счете на продажу товара, вычитает сумму налога, указанного в счете на закупку сырья. Разницу вносит в бюджет. Поэтому иначе этот метод называют инвойсным методом (от англ. Invoice – счет). Использование счетов облегчает задачу контроля за процедурой исчисления и уплаты налога.

В-третьих, данный метод дает возможность без значительных трудностей применять различные ставки при налогообложении различных товаров (работ, услуг), поскольку в счете прямо указывается за что производится оплата.

Можно дать следующее определение НДС:

НДС – это многоступенчатый налог на потребление, взимаемый при каждом акте товарообмена в рамках всего производственно распределительного цикла.

Практически же часть экономического бремени может падать и на участников процесса производства и реализации. Моменты закупки сырья и реализации товара могут значительно отстоять во времени. Однако до момента продажи товара его владелец лишен возможности компенсировать налог, уплаченный при закупке. Инфляционные процессы способны снизить актуальность производимого зачета.

Процедура исчисления НДС довольно сложна для лиц, не имеющих возможность прибегнуть к услугам квалифицированного специалиста. Поэтому во Франции, например, применяется полное освобождение мелких налогоплательщиков от уплаты налога. Продукция реализуется ими без выделения в счетах НДС. Но предприятие или предприниматель не имеет права требовать возмещения налога, уплаченного им при закупках. Этот налог становится элементом их производственных затрат.

Как правило, повсеместно устанавливают две ставки НДС: стандартную и пониженную.

Во всех налоговых системах ряд товаров (работ, услуг) полностью освобождается от обложения НДС.

В национальных системах НДС широко применяется льгота, направленная на освобождение от налогообложения товаров (работ, услуг), поставляемых на экспорт. Это протекционистская мера, направленная на создание лучших условий для конкуренции отечественных товаров (работ, услуг) за рубежом. Уплаченный ранее налог возмещается продавцу из бюджета. Эта форма льготы имеет название «нулевая ставка».

Например, при экспорте из стран ЕЭС товара, приобретенного с уплатой НДС (в том числе в розничной торговле), НДС возмещается экспортеру налоговыми органами, а гражданам при выезде за рубеж – таможенными органами.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица. Признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиками в соответствии с положениями статьи 153 Налогового кодекса РФ. Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

Налоговая ставка – 18%, 10%, 0%.

Уплата налога по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 146 Налогового Кодекса, на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации (передачи, выполнения, оказания для собственных нужд) товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, уплачивается по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.

Налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

Акцизы

В отличие от многоступенчатого НДС, который иногда именуют универсальным акцизом, акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем. Поэтому косвенные налоги, в том числе акцизы, носят регрессивный характер. С целью ослабить их негативное влияние на малообеспеченные слои населения, в число подакцизных товаров включают предметы роскоши (ювелирные изделия, меха, парфюмерию и т.п.), а также товары, пользующиеся повышенным спросом, но не относящиеся к предметам первой необходимости (спиртные и табачные изделия и т.п.). Перечень подакцизных товаров определен Кодексом. При исчислении акцизов применяются как твердые (специфические) ставки – в абсолютной сумме на единицу измерения, так и адвалорные ставки – в процентах. В целях расширения экспорта акциз не взимается в случае поставок за рубеж.

Налогообложение малого бизнеса

Единой во всем мире практики налогообложения малого бизнеса не существует. Подход различных стран к налогообложению малых предприятий по целям, принципам выделения малых предприятий и разделения их на категории, определению налоговой базы и структуры налоговых ставок зависит от различных обстоятельств. Такими обстоятельствами, сопутствующими особому порядку налогообложения субъектов малого предпринимательства, могут выступать различающиеся в каждой стране традиции уплаты налогов, различная степень налоговой и юридической грамотности налогоплательщиков, различные возможности контроля со стороны налоговых органов. Выбор определенного порядка налогообложения для малых предприятий в зарубежных странах в основном преследует целью устранение налоговой дискриминации, которая проявляется в следующих направлениях.

Во-первых, относительные издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и представлению отчетности, для малого предприятия выше, чем для крупного. В первую очередь это связано с тем, что на крупном предприятии вся совокупность данных затрат в абсолютном выражении однозначно больше, однако относительно суммы доходов, соответственно более низких на малых предприятиях, данные затраты для субъектов малого предпринимательства играют гораздо большее значение. Кроме того, крупные предприятия находятся в более выгодном положении, поскольку документация и информация, необходимые для налогового декларирования, в любом случае собираются и хранятся крупными предприятиями для собственных целей, а малые предприятия гораздо реже испытывают данную потребность.

Во-вторых, при равных ставках налогообложения при отсутствии каких-либо специальных льгот, налоговая нагрузка на малое предприятие будет больше, поскольку, как показывает практика, возможности использования разрешенных для налогового вычета расходов (например, амортизации) у малых предприятий меньше. В таких случаях, как правило, применяются пониженные налоговые ставки или же различные специфические методики начисления амортизации, так и свободного списания.

Пониженные ставки для предприятий, имеющих прибыль ниже пороговой или относящихся к малому и среднему предпринимательству, применяются в таких странах, как Бельгия, Канада, Финляндия, Япония, Люксембург, Великобритания. Швейцария использует прогрессивное налогообложение дохода корпораций. В Канаде частные корпорации получают скидку, которая уменьшает федеральный налог на доходы на 16%, если их годовой налогооблагаемый доход от деятельности не превышает 200 тыс. долл.

Практика налогообложения малых предприятий, применяемая за рубежом, отличается в зависимости от государства. С одной стороны, отличие выражается в том, какой именно специальный режим налогообложения применяет определенное государство в отношении малого бизнеса. В первом случае при сохранении для малых предприятий обязанности по уплате всех видов налогов, как правило, предусматривается упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т.д.). Применение специального режима налогообложения предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода малых предприятий и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих один или несколько традиционных налогов.

В число стран, применяющих специальные налоговые режимы для малых предприятий, входят такие, как Испания, Франция, Турция и ряд других. К странам, предоставляющих малым предприятиям ряд специфических преимуществ, без применения специальных налоговых режимов, относятся Великобритания, Голландия, Швеция, США и другие.

В России до 2002 года действовали три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого предпринимательства. Это общепринятая система и два особых режима: 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995г. №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»; 2) система налогообложения вмененного дохода, в соответствии с региональными законами, принятыми на основе Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности».

По упрощенной системе работали только 50 тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех зарегистрированных МП).

При всех положительных чертах система упрощенного налогообложения и отчетности обладала существенными ограничениями по применению. Основными причинами слабого распространения системы, как представляется, являлись следующие.

Во-первых, для предприятий - субъектов малого предпринимательства, переходящих на упрощенное налогообложение, отменялся налог на добавленную стоимость, что значительно осложняло их деятельность с поставщиками и потребителями, применяющими общепринятую систему налогообложения (не был разработан механизм зачета НДС при работе с контрагентами).

Во-вторых, переход на упрощенную систему, по которой приходится уплачивать 10% с выручки (а именно ее в качестве объекта налогообложения выбрала основная часть регионов), не всегда предоставляет видимые экономические преимущества для малого предпринимательства. Так, выбор объектом налогообложения валовой выручки не учитывает различия в структуре затрат субъектов хозяйствования даже в рамках одной сферы деятельности, что нарушает принцип справедливости налогообложения.

В-третьих, значимым минусом для предприятия, в том случае, если объектом налогообложения устанавливался совокупный доход, являлось отсутствие возможности отнесения на затраты капитальных вложений (включая износ основного капитала) и нематериальных активов. Это существенно ограничивало инвестиционные возможности предприятия (это верно и для случая, когда объектом налогообложения являлась валовая выручка).

В-четвертых, при переходе на упрощенную систему в тех регионах, где льготы по данному налогу не представлялись, исключалась возможность использования малыми предприятиями льгот общепринятой системы (например, пониженных ставок по налогу на прибыль в региональной части, налогу на имущество и другим налогам; механизмов ускоренной амортизации и др.).

Наконец, введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого предпринимательства, включая те сферы деятельности, где использование упрощенной системы, в ее действующем виде, было бы наиболее приемлемо, например бытовые услуги, розничная торговля и т.п.

Применение в обязательном порядке единого налога на вмененный доход для плательщиков, значительно различающихся по своим размерам (размерам своей деятельности), легко приводит к нарушению принципов справедливости налогообложения. Вменяемый доход, рассчитанный по простым формулам на основе каких-либо выбранных натуральных показателей, может сильно отличаться от дохода, реально получаемого хозяйствующими субъектами различных размеров. Так, относительно большие предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имеют низкие эффективные ставки налогообложения, а действительно малые предприятия испытывают непомерный налоговый гнет.

Единый «вмененный» налог, как и единый «упрощенный», в случае, если объектом обложения налогом устанавливалась валовая выручка, не учитывал структуры затрат различных субъектов хозяйствования и различий в реальной доходности бизнеса рамках одного вида деятельности. Здесь также можно говорить о нарушении принципа справедливости налогообложения, равно как и о его дестимулирующей роли в отношении инвестиционной активности.

Резюмируя, можно привести распространенный вывод о том, что действовавшая до 2002 года система налогообложения малого бизнеса в целом не создавала благоприятных условий для его развития, а декларируемые цели снижения налогового бремени, упрощения отчетности и учета для субъектов малого предпринимательства не реализовались. Вместе с тем введенные специальные системы создавали предпосылки для использования их преимуществ хозяйствующими субъектами, по сути, не являющихся малыми.

По сравнению с крупными компаниями, малые и средние предприятия в большей мере зависят от источников внутреннего финансирования (средств владельца и прибыли), чем от внешних источников. Среди внешних источников больший упор делается на неформальные источники финансирования (средства друзей и родственников, ссуды других фирм). В связи с этим оптимизация и резервирование внутренних финансовых ресурсов являются одним из наиболее важных процессов в обеспечении возможности участия малых предприятий в инвестиционной деятельности, т.е. налоговые факторы, не оказывая воздействия на непосредственно саму инвестиционную деятельность малого предприятия, являются основными «косвенными» факторами, влияющими на инвестиционную активность малых предприятий. Большинство малых предприятий лишено возможности финансовой поддержки со стороны государства, низкий процент малых предприятий может рассчитывать на банковский кредит. Поэтому со стороны государства одним из основных методов стимулирования деятельности малых предприятий является учитывающая данную специфику налоговая политика.

Наиболее острой проблемой, связанной с налоговой политикой, респонденты считают частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве (82% в целом по выборке).

Ускоренную амортизацию, положенную субъектам малого предпринимательства по Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», использовало только 3% опрошенных малых предприятий. Такой невысокий процент несколько удивил исследователей и навел на две возможные причины низкого распространения механизма ускоренной амортизации: данная норма Закона о государственной поддержке малого предпринимательства не действует на практике и вполне вероятно входит в противоречие с принятым позднее налоговым законодательством, и если первое не верно, то малому бизнесу такая льгота не особо требуется.

Однако второе утверждение в некоторой степени опровергается ответом респондентов на вопрос о важности той или иной льготы, где ускоренная амортизация поставлена вслед за такими важными льготами, как «освобождение от уплаты НДС» и «расширение затратной части в целях налогообложения».

Наиболее приемлемым механизмом амортизации для опрошенных предприятий вне зависимости от применяемой системы налогообложения явилось стопроцентное списание основных средств в момент их принятия на баланс. В гораздо меньшей мере оказались востребованными такие механизмы, как списание определенной части стоимости основных средств с последующим списанием оставшейся с применением коэффициента ускорения.

Понятно, что полное освобождение от НДС проблемы взаимоотношений с контрагентами, являющимися плательщиками НДС, не снимает. В связи с этим малым предприятиям задавался вопрос о том, каким должен быть механизм зачета НДС при расчетах с поставщиками и потребителями в случае освобождения от уплаты данного налога. Из трех предложенных вариантов большинство опрошенных (59,3%) предпочли включение входящего НДС в себестоимость. Вторым вариантом (25,1% опрошенных) стало увеличение стоимости реализуемой освобожденным предприятиям продукции на сумму НДС, которую оно уплатило поставщикам. В наименьшей степени удовлетворительным респонденты посчитали освобождение от уплаты НДС поставщикам при приобретении какой-либо продукции (17,6%). Наиболее оптимальной продолжительностью отчетного и налогового периодов по НДС основная часть респондентов назвала 6 месяцев. Большинство сторонников снижения ставки данного налога сошлись на цифре 10%.

Глава 26.1. Система налогообложения для сельхозпроизводителей (Единый сельскохозяйственный налог). Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с настоящей главой, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила, предусмотренные главой 26.1, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетный период - полугодие

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения. Организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

Вопрос с бухгалтерским учетом решился после того, как в соответствии со статьей 3 Закона 191-ФЗ были внесены дополнения в статью 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Теперь организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, необходимо вести лишь учет основных средств и нематериальных активов.

Напомним: основные средства сейчас учитываются в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н, а бухгалтерский учет нематериальных активов ведут на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденного приказом Минфина России от 16 октября 2000г. № 91н.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных настоящим Кодексом.

Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается в следующих размерах:

6% - если объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства является доход;

15% - если объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства является доход, уменьшенный на величину расходов.

Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности предусматривает замену ряда существующих налогов единым налогом.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 статьи 26.3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: