Содержание и структура дисциплины “Основы бизнеса”

В настоящее время общеобразовательные учреждения во многих регионах России накопили определенный опыт организации преподавания основ бизнеса и предпринимательства, и это позволяет перейти к широкому внедрению этого нового элемента учебной программы во всех школах страны.

Целью преподавания курса «Основы бизнеса и предпринимательства» является формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно подготовить их к самостоятельной предпринимательской деятельности и помочь избежать при этом наиболее типичных ошибок.

Задачи преподавания:

· Формирование у учащихся систематизированного представления об основах рациональной организации деятельности в области бизнеса;

· Осознание ими требований, предъявляемых этим типом деятельности к тем выпускникам школы, которые пожелают выбрать его в качестве сферы своего трудоустройства.

· Ознакомление с кругом профессий, которые существуют в сфере бизнеса и примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность специалистов различных профессий в этой сфере

· Воспитание навыков организации элементарной предпринимательской деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой сфере деятельности в России.

Преподавание курса наиболее рационально именно в старших классах (не ранее 9-го), поскольку желательно, чтобы учащиеся до начала занятий по данному курсу или параллельно его изучению получали знания в области основ экономики и права. Общий объем аудиторных занятий по данному курсу рекомендуется устанавливать не менее 32 часов на протяжении одного или двух последовательных лет школьного обучения в зависимости от общей структуры учебного плана данной школы. При этом желательно, чтобы собственно аудиторные занятия дополнялись внеклассной работой с учащимися.

Преимущественно практическая направленность курса диктует необходимость использования различных методических приемов в деятельности учителя. Имеющийся отечественный и зарубежный опыт преподавания позволяет рекомендовать применение следующих способов преподнесения и активизации знаний учащихся с целью формирования у них навыков коммерческого мышления:

1. проведение установочных занятий по темам курса

2. домашний разбор публикаций в деловой прессе с целью выработки у учащихся навыков самостоятельного анализа ситуаций, возникающих в сфере бизнеса, и поиска путей их решения

3. решение задач на закрепление конкретных прикладных навыков, необходимых предпринимателю

4. проведение конкурсов на лучшую идею создания школьной фирмы (лучший бизнес-план)

5. создание школьных фирм с заранее заданным сроком деятельности и четко определенными целями функционирования

6. организация встреч с известными местными предпринимателями, сотрудниками экономических служб местной администрации, представителями налоговой службы.

Преподавание всех тем желательно строить на сочетании исторического и современного материала из отечественной действительности, привлекая в качестве примера информацию о деятельности предпринимателей и фирм зарубежных стран.

В учебно-тематический план могут входить следующие темы: понятие о предпринимательстве, история развития предпринимательства, предпринимательская идея, маркетинг, реклама, менеджмент и менеджеры, основы бухгалтерского учета и отчетности, цена и ценообразование, прибыль, доходы, издержки, налогообложение, основы бизнес - планирования, риски и банкротство. Государственно-правовое регулирование сферы бизнеса в России, право собственности и имущество, предпринимательская этика – темы, которые так же необходимо включить в курс «Основы бизнеса».

Издательство ВИТА-Пресс выпустило следующие методические пособия по данному курсу:

Черняк В.З. Введение в предпринимательство, Черкашин О.Ю. Основы бухучета для школьников, Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес, а также Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства – Брянск, БГПУ, 1977, 319 с.

При обучении основам бизнеса можно использовать компьютерную деловую игру МЭКОМ, деловую компьютерную программу «Дельта», которые учат будущих предпринимателей принимать решения по многим аспектам работы предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: