Тамас Гоббс (1588-1679), как и Спиноза и Лейбниц, критиковал дуализм Рене Декарта. При этом Гоббс выстроил свою, отличную от предыдущих критиков теорию о природе человека.
Первое, что отличало Гоббса от коллег-философов, -это его отрицание особой сущности души. Так как Гоббс был ярым последователем механики Галилея, то считал, что мир наполнен только материальными телами, которые существуют и двигаются по законам механики. На основании этого Гоббс делает вывод, что и все психические явления, существующие в природе, материальны и подчинены этим законам.
Создавая на основе такого понимании природы свою теорию познания, Гоббс описывает и ощущения, которые, по его мнению, возникают только благодаря воздействию на них внешнего материального объекта. Вслед за ощущением возникает представление, которое, будучи произведенным по закону инерции и являясь ослабленным следом самого ощущения, образует за собой цепь мыслей, а они, в свою очередь, следуют друг за другом в таком порядке, в котором возникали первичные образы, т, е. ощущения. Этот процесс впоследствии стал называться ассоциацией. Проблема ассоциации рассматривалась еще в античной психологии Пшеном и Аристотелем, однако Гоббс первым придал ассоциации статус универсального закона психологии, дал начало практическому изучению этого явления.
|
|
Очень важной для дальнейшего развития психологической мысли является критика Гоббсом понятия «врожденных идей' Декарта, так как ведущим в познании, по мнению Гоббса, является не -рацио», или разум, а -эмпи-рио', или опыт, а разум является лишь продуктом ассоциации, которая, как мы знаем, возникает в результате взаимодействия организма с материальным миром. А это, по Гоббсу, и есть опыт. Таким образом, опыт первичен. Такое противопоставленное рационализму понимание основы познания впоследствии стало называться эмпиризмом, и именно Томас Гоббс заложил основы эмпирической психологии, получившей в ХГХ-ХХ вв. серьезное развитие.