Лидерство. В 1896 г. в США было объявлено, что в библиотеке Конгресса нет книг по лидерству

В 1896 г. в США было объявлено, что в библиотеке Конгресса нет книг по лидерству. Но за период всего одной человеческой жизни через восемьдесят пять лет к 1981 г. только одним Б. Бассом было написано свыше 5000 статей по данной теме.

Бурный интерес к теме был вызван огромным разнообразием форм активности людей, которых называют лидерами. В бывшем Советском Союзе, например, немалый интерес вызывала тема о роли личности в истории. Исследователи Фидлер и Гарсия привели в качестве примеров лидерства победу Генриха Y над превосходящими силами противника, победу Дж. Вашингтона, который разгромил хорошо вооруженные английские силы, и Ли Якокку, который совершил переворот в корпорации Chrysler. Затем они приводили в пример мрачное лидерство Гитлера.

При таком большом наборе примеров, иллюстрирующих явление, определяемое одним и тем же словом, каждый может спросить себя, имеет ли концепция лидерства практическую полезность для понимания специфики организационного поведения. Определение имеет пользу само по себе, поскольку фиксирует некоторые очевидные вещи, но требуется большая осторожность, чтобы не преувеличить значение данного понятия.

Итак, лидерство - это способность оказывать влияние на поведение других людей, контролировать их и брать ответственность за их результаты.

В рамках данной проблемы сформировалось три подхода:

1. Одномерный, где для формирования эффектного лидерства необходима и достаточна некоторая конфигурации личностных свойств. И разные авторы данные свойства называют по- разному.

Т. Питерс определяет в качестве основных параметров лидерства:

- умение «видеть с вертолета» (стратегичность мышления, способность оценивать и принимать сигналы внешней среды);

- умение «фантазировать» (способность ставить напряженные цели);

- здравый смысл (определение системы ограничений);

- способность добиваться от людей выполнения ранее заключенных договоренностей.

Ли Яккока определяет следующие свойства лидера:

- умение действовать в условиях неопределенности;

- умение рисковать;

- умение быть мотиватором, вдохновителем;

- умение слушать;

- умение выступать перед аудиторией;

- умение фиксировать на бумаге свои цели на ближайшие периоды.

Самый известный подход использует примеры выдающихся людей, а качества, проявляющиеся в их поведении, принимаются за универсальные. Одна из проблем такого подхода состоит в том, что перечни качеств не проводят различий между добром и злом, между Дж. Вашингтоном и Б. Муссолини.

Кроме того, даже если известные качества присущи всем лидерам, в теориях менеджмента их нельзя использовать, так как их сложно оценить и им нельзя обучить. Это не означает, что личностные теории не имеют значения, просто в большинстве случаев они скорее являются второстепенными, нежели главными и объясняющими факторами.

В психоаналитических объяснениях лидерства личность рассматривается при помощи универсальных концепций. Фрейд, например, изучая жизнь Леонардо да Винчи с целью отследить его непостоянство в области искусства и объяснить поздний интерес к биологии и инженерному делу подавлением своего сексуального порыва. В последние годы психоаналитическая теория применялась к оценке предрассудков и мотивации лидера.

Самый легкий путь к пониманию предрассудков топ-менеджеров лежит через механизм, который называется «перенесение» и который описывает связь между терапевтом и пациентом, а также возникновение различного рода отношений, развивающихся между родителями и детьми. Это может быть охарактеризовано как мысленное воображение или перенос на другого человека неосознанных желаний и чувств, специфически управлявших формированием индивидуальности в детстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: