1. Среди особенностей исторического развития стран мира выделите единичные и общие признаки: время, становление частной собственности, темпы, условия, закономерности развития социальных революций, деятельность исторических личностей, обращение денежной массы, действие закона стоимости.
2. Определите, какие из выделенных признаков демократических выборов, являются существенными, а какие несущественными для Украины: использование сети Интернет, законность, соблюдение правил и норм предвыборной агитации, неиспользование сети Интернет, обеспечение равных возможностей кандидатам и партиям, принимающих участие в выборах, свободное изложение ими своих взглядов перед избирателями, представление ими собственных альтернатив развития страны, отдельных общественных сфер, институтов, неиспользование административного ресурса.
3. Установите, в каких примерах выделены содержание понятия, а в каких объем понятия: 1. «Общественная культура»: наличие материальных и духовных ценностей, способов их производства, передачи от поколения к поколению, способность служить прогрессивному развитию общества; 2. «Общественная культура»: западная общественная культура, восточная общественная культура, традиционная общественная культура, культура индустриального общества, культура постиндустриального (информационного) общества, общественная культура Украины; 3. «Гражданин Украины» – множество всех людей, обладающих украинским гражданством; 4. «Гражданин Украины» – постоянное проживание человека в Украине, обладание комплексом провозглашенных конституцией Украины прав и обязанностей, подчинение украинским законам.
4. Объясните структурный закон понятия, или в каком из приведенных случаев с расширением содержания понятия уменьшается его объем, а с увеличением объема понятия сужается его содержание, т.е. срабатывает закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия: 1. «студент» – «успевающий студент» – «успевающий студент ДонНТУ»; 2. «студент нашей группы» – «студент нашего университета»; 3. «молодой человек» – «человек»; 4. «растение» – «съедобное растение» – «съедобное злаковое растение».
5. К каким видам по количеству (объему: простые, сложные и дескриптивные; единичные, общие и пустые; регистрирующие и нерегистрирующие) относятся следующие понятия: «Столица республики», «депутаты Верховной Рады Украины первого созыва», «прецедент», «средства массовой информации», «человеческая цивилизация», «Дед Мороз», «республика», «состав преступления», «сию же минуту», «редкие свойства души», «город Донецк», «экономист», «русалка», «граждане Украины, принявшие участие в переписи населения», «нормативно-правовой акт», «химический элемент», «закон», «доказательство», «философский камень», «водительские права», «поэма Леси Украинки (1871-1913) «Осенняя сказка» (1905)».
6. К каким видам по качеству (содержанию: позитивные и негативные; конкретные и абстрактные; соотносительные и безотносительные; собирательные и разделительные) относятся следующие понятия: «причинность», «вуз», «алогичный», «безупречный», «беспорядочный», «магистратура», «зять и теща», «плеяда», «кривизна поверхности», «зачетно-экзаменационная сессия», «прогресс», «независимость», «созвездие «Большая Медведица»», «неравенство», «относительная истина и абсолютная истина», «кодекс», «стоимость», «договор», «коллектив», «нотариус», «учебная группа», «симфонический оркестр», «ректор», «философская категория».
7. Дайте полную логическую характеристику понятиям: «мировоззрение», «коллектив», «недобросовестность», «стихотворение».
8. Определите сравнимые и несравнимые понятия: «безответственность» и «нитка», «инфляция» и «экономический процесс», «двоечка» и «качество», «кот» и «валерьянка», «истина» и «заблуждение», «романс» и «кирпич», «человек» и «студент».
9. Установите совместимые и несовместимые понятия: «следователь» и «следователь по особо важным делам», «разведка» и «контрразведка», «черный» и «белый», «идеализм» и «монизм», «прокурор» и «адвокат», «сумма» и «разность».
10. Определите, какие из пар совместимых понятий выражают отношения тождества, пересечения, подчинения и схематически изобразите эти отношения при помощи кругов Эйлера: 1. «И. П. Котляревский (1769-1838)» и «автор пьесы «Наталка-Полтавка» (пост. 1819)»; 2. «Растение» и «злаковое растение»; 3. «Поэт» и «нумизмат».
11. Определите, какие из пар несовместимых понятий выражают отношения противоречия, противоположности, соподчинения и схематически изобразите эти отношения при помощи кругов Эйлера: «нарцисс», «ромашка» и «цветок»; «раритетная вещь» и «нераритетная вещь»; «великан» и «карлик».
12. Среди приведенных примеров логических действий с понятиями установите реальное, номинальное и реально-номинальное определения понятия: 1. «Онтология – учение о сущем»; 2. «Логика – наука о законах и формах мышления»; 3. «Аксиология – учение о ценностях, в котором исследуется природа и способ бытия ценности, соотношение ценности факта, ценности и оценки, оценки и познания, и устанавливают классификацию ценностей и их иерархию, уясняют логическую специфику оценочных суждений и деонтических высказываний».
13. Среди явных определений понятий укажите генетические и родовидовые: 1. «Отрезок – ограниченная с двух сторон часть прямой линии, получаемая соединением двух точек (концов отрезка) на плоскости»; 2. «Правильный многогранник – это многогранник, у которого все грани – правильные многоугольники и все многогранные углы равны»; 3. «Минерал – природное образование (тело), однородное по химическому составу и физическим свойствам»; 4. «Кислоты – это сложные вещества, образующиеся из кислотных остатков и атомов водорода, способных замещаться атомами металлов или обмениваться на них».
14. Среди неявных определений понятий назовите, какое из них является контекстуальным, остенсивным, аксиоматическим, сравнением, описанием, характеристикой, перечислением, контрарным? 1. «Свобода – это познанная необходимость»; 2. «Революции – локомотивы истории»; 3. «Близкие родственники – это родители или усыновители, дети, братья, сестры, дедушки и бабушки»; 4. Клим Самгин (из романа М. Горького) – «микроскопическая индивидуальность на больших каблуках самомнения» (А. В. Луначарский); 5. В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Чичикову Собакевич «показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось... Цвет лица имел каленый, горячий...»; 6. «Откуда же уродится труд, если нет охоты и усердия? Где же возьмешь охоту без природы? Природа есть первоначальна всему причина и самодвижущаяся пружина. Она есть мать охоты... Охота сильнее неволи, по пословице. Она стремится к труду и радуется им, как сыном своим. Труд есть живой и неусыпный всей машины ход дотоль, поколь породит совершенное дело, соплетающее творцу своему венец радости. Кратко сказать, природа запаляет к делу и укрепляет в труде, делая труд сладким» (Г. С. Сковорода)»; 7. «В данном учебнике в конспективно-справочном виде представлены все основные разделы традиционной формальной логики. Теоретический уровень изложения сориентирован на проблемы практического мышления. Уделено внимание анализу и логической обработке распространенной научной терминологии, а также текстов и фраз, имеющих повседневное употребление. Отведено место и разделам, связанным с тренировкой формально-логического мышления»; 8. «Точка – место, не имеющее измерения, граница отрезка линии».
Литература
Гетманова А. Д. Логика: учебник, словарь, практикум / А. Д. Гетманова. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2009. – С. 40-88, 383-393, 562-700.
Иванов Е. А. Логика: учебник / Е. А. Иванов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 39-94.
Конверський А. Є. Логіка (традиційна і сучасна): підручник / А. Є. Конверський. – К.: Центр учбової літератури, 2008. – С. 130-177.
Логика: учеб.-методич. пособие / автор-составитель: В. И. Пашков. – Донецк: ДонНТУ, 2012. – С.18-35.
Маслов Н. А. Логика: учебник / Н. А. Маслов. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 69-130.
Повторєва С. М. Логіка: навч. посібник / С. М. Повторєва. – Л.: Магнолія-2006, 2010. – С. 56-76.
ТЕМА 3