В данной главе
рассматривался один
конкретный
моральный вопрос:
нравственно ли убивать
животных ради
потребления их мяса? В
гл. 20 «Похожа ли
мораль на очки?» я
обсуждаю иной и более
фундаментальный
вопрос: что такое
нравственность и
откуда она берется?
22.
ПЕРЕСАЛКА МОЗГА, «ТЕЛЕПОРТАЦИЯ» И ЗАГАДКА ПЕРСОНАЛЬНОГО ТОЖДЕСТВА
Н |
едавно я перелистывал альбом со старыми фотографиями. На этих фотографиях я видел себя на разных этапах моей жизни. Вот я лежу в детской кроватке, иду в школу в своей первой школьной форме, получаю диплом об окончании университета. Поразительно, как сильно я изменился за все эти годы — и физически, и психически. Мое тело, например, стало намного больше, а память увеличилась в сотни раз. Тем не менее, несмотря на все эти изменения, на всех фотографиях был я. Так что же такого было в людях, запечатленных на этих фотографиях, спросил я себя, что всех их делало мной? Что связывало всех этих индивидов в одного-единственного человека? Что такое «Я»?
Биологическая теория
На мой вопрос имеется ответ, кажущийся вполне правдоподобным. Когда я гляжу на фотографии в моем альбоме, я вижу один и тот же живой организм в разные периоды его жизни — конкретного представителя вида Homo sapiens. Я не имею в виду, что в каждом случае это один и тот же сгусток материи. Материал, из которого состоит мое тело, постоянно заменяется, так что только очень небольшая часть атомов, из которых состояло мое тело несколько лет назад, сохраняется в нем сейчас. На фотографиях я вижу скорее одно и то же живое существо, один и тот же биологический организм на разных этапах его развития. Может быть, в таком случае каждый человек, по сути дела, является неким живот-
ным. Если это так, то каждый человек умирает, когда умирает его организм.
Эту теорию относительно сущности и смерти человека будем называть биологической теорией. На первый взгляд биологическая теория кажется весьма здравой — по крайней мере до тех пор, пока мы не задумались над таким случаем.