Главным идеологом и активным проводником Контрреформации в Польше и ВКЛ был Петр Скарга (1536 - 1612). Происходил он из рода Повенских. Фамилию «Скарга» дал его деду Яну мазовецкий князь Януш за привычку жаловаться по всякому поводу. С 12 лет, став сиротой, Петр воспитывался старшим братом. В шестнадцать лет — он уже студент Краковского университета, где проучившись два года, затем столько же времени отдал самостоятельному изучению философии под руководством известного в университете бакалавра Сербского. В двадцать лет Скарга становится директором гимназии в Варшаве.
В 1563 г. П. Скарга принимает сан священника и становится иподиаконом епископской кафедры во Львове. Имея незаурядный талант оратора-проповедника, через некоторое время он становится ведущим прелатом Львовской кафедры. Видя стремительное наступление Реформации, в 1568 г. вступает в орден иезуитов и возглавляет его усилия по борьбе с протестантизмом сначала в Польше, а затем и в ВКЛ.
Особую известность П. Скарга приобрел в связи с обращением в католицизм братьев Радзивиллов — Николая, Юрия, Войцеха и Станислава. Пользуясь поддержкой короля Стефана Батория, добивается запрета на постройку протестантами в ВКЛ новых храмов и школ и разрешения на реорганизацию Виленского иезуитского коллегиума в академию, с правом присвоения студентам после ее окончания званий бакалавров, магистров и докторов свободных наук.
|
|
П. Скарга становится первым ректором Виленской академии. В грамоте, выданной Баторием академии, указывалось, что он (король) должен заботиться о спасении своих подданных, каковое возможно лишь в латинстве и по учению иезуитов. Скарга, считая истинной религией только католицизм, весь свой талант направил на борьбу сначала с протестантами, а затем и с православными. В одном из своих частых сеймовых выступлениях он
Раздел III
заявлял: «Если кто думает о Боге иначе, чем я, то трудно надеяться на взаимную любовь.... Вот почему единство веры служит основой согласия в королевстве, а ереси и разные веры разделяют королевство и губят его».
Социально-политические взгляды. С одной стороны, П. Скарга — приверженец функционирования общества на основе справедливых законов. В одном из своих ранних сочинений автор пишет, что «дурной закон хуже самого жестокого тирана, ибо тирана можно свергнуть или убить, или он может умереть, и тирании его придет конец. Дурной же закон существует всегда, всегда убивает и приносит вред душе и телу» [4.С.310]. С другой стороны, законность распространяется им только на католиков и униатов, православные же — вне культуры и закона. Такая точка зрения господствовала в высших светских и церковных католических кругах, что вело к дискриминации православного населения Речи Посполитой не только в вопросах веры, но и в хозяйственной, культурной, не говоря уже о политической сфере жизни.
|
|
П. Скарга, как и ряд других мыслителей ВКЛ, причину политического неустройства в Речи Посполитой вообще и в ВКЛ в частности видит в шляхетских вольностях. В своих выступлениях на сеймах он предлагал реформировать работу сеймов, шляхетскую свободу поставить на разумную почву, а власть короля усилить, предоставив ему все атрибуты неограниченной монархии. Выступая за построение мощного государства во главе с сильным королем, Скарга уделял большое внимание укреплению армии как государственному институту. Он сам часто бывал в ней с проповедями, в период войн с Москвой за Полоцк и Псков, и разделял все трудности воинской службы в должности капелана. Армия, на его взгляд, является надежным гарантом государства в борьбе с внешними и внутренними врагами. Поэтому он склонялся к созданию профессиональной, а не ополченческой армии. Что касается частых в Речи Посполитой Нападений одного пана на другого, так называемых «соседских войн», то они должны быть признаны, по его мнению, величайшим грехом и разбоем. 142
Философская мысль Беларуси периода Речи Посполитой