Порядок приемки товаров по количеству

Пункт 2 ст.513 ГК устанавливает, что покупатель обязан проверить поставленный ему товар в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота.

Правовые акты, регулирующие приемку товаров, существуют в виде документов, фактически утративших юридическую силу. Это инструкции бывшего Госарбитража СССР: Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству 1965 года № П-6 и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству 1966 года № П-7. Названные инструкции применяются только в случаях, когда стороны специально предусмотрели это в договоре.

Важно учитывать, что в технических регламентах могут предусматриваться иные правила, чем те, которые содержатся в инструкциях № П-6 и № П-7. В таких случаях должны применяться положения соответствующих регламентов.

В зависимости от особенностей поставки различают приемку товаров от транспортной организации и приемку товаров непосредственно покупателем от продавца.

Порядок приемки товаров от транспортной организации регулируется транспортным законодательством и правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Здесь следует иметь в виду случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и когда перевозчик не должен участвовать в проверке сохранности выдаваемого груза. В случае получения груза без осмотра предприятие-получатель должно потребовать от органа транспорта, чтобы в транспортном документе была сделана отметка о том, что груз получен без осмотра.

#G0Обычно перевозчик участвует в проверке выдаваемого груза при наличии соответствующего договора с грузоотправителем, а также в следующих случаях:

- прибытие груза в неисправных транспортных средствах и контейнерах, а также с поврежденными или замененными запорно-пломбировочными устройствами;

- прибытие груза с коммерческим актом, составленным в пути следования;

- прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом транспортном средстве;

- прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторах;

- прибытие груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;

- выдача груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.

Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то надлежит составлять коммерческий акт (на автомобильном транспорте проставлять запись в товарно-транспортной накладной) для удостоверения несохранности товара, а также соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта.

Приемка товара, передаваемого продавцом либо получаемого от транспортной организации без участия представителя перевозчика, осуществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.

Суть правил о приемке товаров по количеству состоит в следующем.

Предприятие-получатель обязано:

при выгрузке товара из транспортного средства

- проверить наличие и исправность на транспортных средствах или на контейнерах пломб отправителя или пункта отправления (станции, пристани, порта), состояние транспортных средств или контейнера, наличие защитной маркировки груза, а также исправность тары;

- проверить соответствие наименования груза и транспортной маркировки на нем данным, указанным в транспортных[124] и сопроводительных документах[125];

- при отсутствии сопроводительных документов, обнаружении неисправных пломб, повреждений тары проверить фактическое количество поступившего товара, а именно: вес брутто товара и число отдельных мест, а если груз перевозился без тары или в открытой таре – вес нетто, а также количество единиц товара в каждом месте – открытом ящике, корзине, связке;

- при обнаружении недостачи товара приостановить дальнейшую приемку товара;

- обеспечить сохранность товара;

- принять меры к предотвращению смешения товара с другой однородной продукцией;

- составить акт о выявленной недостаче товара за подписями лиц, производивших приемку товара;

- вызвать для участия в продолжении приемки товара и составлении двустороннего акта представителя одногороднего поставщика (изготовителя), а если это предусмотрено договором, – представителя иногороднего поставщика (изготовителя). Уведомление о вызове должно быть отправлено по телеграфу (телефону) не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся продукции – немедленно после обнаружения недостачи[126].

Иногородний поставщик (изготовитель) обязан не позднее, чем на следующий день после получения вызова получателя товара, сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель и когда он прибудет;

- при отказе поставщика направить своего представителя, а также в случае его неявки в назначенный срок пригласить эксперта, представителя другого предприятия, представителя общественности предприятия-получателя[127];

- продолжить приемку товара комиссией;

- составить акт о результатах приемки товара в тот же день, когда выявлена его недостача (акт подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации-получателя);

- направить поставщику (изготовителю), а при необходимости – транспортной организации претензию с приложением акта о недостаче товара (поставщик (изготовитель). К акту прилагаются:

а) все сопроводительные документы;

б) ведомости сверки фактического наличия товара с данными, указанными в документах;

в) упаковочные ярлыки, вложенные в каждое тарное место;

г) квитанции станции назначения, данные о проверке веса груза;

д) подлинный транспортный документ (накладная. Коносамент);

е) пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;

ж) документ, удостоверяющий полномочия представителя, выданный для приемки товара;

з) данные отвесов, обмеров, если количество товаров определялось путем взвешивания или обмера;

и) другие документы, могущие свидетельствовать о возникновении недостачи.

при доставке товара на склад:

- в десятидневный срок осуществить сплошную приемку всей партии товара со вскрытием тарных мест;

- при обнаружении недостачи приостановить приемку и выполнить все те требования, о которых говорилось выше.

В случае выявления фактов хищения товаров руководитель предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам следствия и прокуратуры и направить им соответствующие документы.

Материалы претензии рассматриваются поставщиком (изготовителем) в течение 10 дней, а транспортной организацией в сроки, установленные транспортным законодательством. По результатам разбирательства принимается решение об удовлетворении претензии или ее отклонении, о чем сообщается покупателю.

В случае признания претензии недостача восполняется либо перечисляется образовавшаяся сумма долга. При отказе удовлетворить претензию покупателю возвращаются все приложенные к претензии подлинные документы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: