Основные формы культуры

Как само общество делится на разнообразные слои и социальные группы, так и его культура содержит различные пласты и сферы. Это позво­ляет выделить в последней ряд форм. Так, в зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована, условно выделяют три уровня культуры: культуру элитарную, народную и массовую.

* Элитарную культуру прежде всего представляют так на­зываемое высокое искусство и серьезная литература. Они созда­ются талантливыми, выдающимися живописцами, музыкантами, артистами, писателями и ориентированы на избранный круг людей, высокообразованную и творческую интеллигенцию. Вместе с тем в подобный «цвет общества» входят не только «професси­оналы» - искусствоведы, литераторы, критики, композиторы, ре­жиссеры, артисты и т. д. Здесь может оказаться любой человек - тонкий знаток и ценитель литературы, музыки, театра, музейных и выставочных экспозиций1, получающий от соприкосновения с прекрасным духовное, эстетическое наслаждение.

* Народную культуру творит сам народ, поэтому имена авторов народного творчества, или фольклора, чаще всего не известны. Эта культура, адресованная широким кругам общества, включает самые разнообразные элементы: мифы, легенды, сказ­ки, песни, танцы, частушки ит. д., а также народные художествен­ные промыслы, из которых, например, в России вырастают целые производства (хохломская роспись по дереву, чернение по сереб­ру Великого устюга, федоскинская лаковая миниатюра и др.).

* Массовая культура, или, как ее иногда называют, поп-куль­тура, предельно общедоступна, но большей частью сконцентри­рована в молодежных слоях общества. Она не претендует на удов­летворение изысканных вкусов и серьезных духовных запросов, носит в основном развлекательный характер, ориентирована на сиюминутность и сильно подвержена штампам и моде и потому весьма преходяща.

Яркие примеры подобной культуры - музыкальные шлягеры -однодневки, бесконечно сменяющие друг друга и для многих служа­щие лишь звуковым фоном в повседневной суете; стандартные кино­боевики, триллеры3, любовно-сексуальные романы, газетные «сен­сации», о которых «все. говорят» пару дней, а потом с равнодушием забывают и т. д.

Помимо этих трех уровней в культуре общества можно выде­лить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам. В связи с этим социологи используют понятия «доминирующая культура» и «субкультура». ♦ Доминирующая культура содер­жит своего рода культурные универсалии данного общества, цен­ности и нормы большинства людей. Например, большинство рос­сиян свободно владеет русским языком - языком межнациональ­ного общения; стремится получить как минимум среднее образо­вание; любит ходить в гости и отменно принимать гостей, увлекается компьютерными играми и т. д.

Субкультура - это своего рода подкультура, часть общей культуры, отражающая отличительные черты, особые ценностные ориентации и нормы поведения той или иной группы людей.

Так, уже отмечавшаяся этническая многоликость большинства современных обществ порождает и многонациональность культур. Поэтому в таких обществах существуют национальные субкультуры. В частности, у нас в Российской Федерации можно выделить десятки таких субкультур - башкирскую, дагестанскую, марийскую, якутскую и т.д., и т.д. Важно сохранить их неповторимость и тем самым сберечь отрадное многообразие всей культуры России.

Любое уважающее себя общество не может не противиться какой вы то ни было унификации своей культуры, лишению ее оригинальных черт и многоцветно. Тем более если культурные стандарты навязываются из-за рубежа/Однообразно и скучно выгля­дят те страны, которые допустили распространяющуюся повсюду в мире в последние десятилетия «американизацию» своих культур. Америка создала великое общество и великую культуру (особенно материальную и потребительскую), но пусть это общество будет единственным и неповторимым у себя на родине, а не тиражируется в десятках других стран. Любая копия, как известно, всегда хуже оригинала. И потом, стоит ли превращать весь наш восхитительный многокрасочный мир в одну Большую Америку?..

Другими субкультурными формами могут быть (а) молодеж­ная субкультура или (б) субкультура пожилых людей; (в) конфес­сиональная субкультура, отражающая особенности различных вероисповеданий (например, католическая, православная и проте­стантская субкультуры в рамках христианской культуры в целом); (г) профессиональная субкультура, охватывающая «культурные универсалии» людей одной профессии (геологов, железнодорож­ников или банкиров) и т. д.

Наконец, еще одна субкультура носит особое название - контркультура*. Она называется так потому, что не просто отли­чается от доминирующей культуры, а противостоит ей, отвергая общепризнанные нормы и ценности.

Яркий пример из нашего недавнего прошлого - так называемое диссидентство в бывшем СССР. Его открытых представителей (очень смелых людей!) было немного, но они (даже будучи упрятанными в психбольницы, тюрьмы, лагеря) с помощью своих многочис­ленных друзей и помощников (в Союзе и за рубежом) создали осо­бый (в основном подпольно-литературный) пласт культуры протес­та против экономически и политически несостоятельной коммуни­стической системы, против фальшивой «социалистической демокра­тии», против диктатуры КПСС и лицемерия ее властолюбивых лидеров.

В жизни, правда, больше негативных примеров контркульту­ры. Это, в частности, с позволения, сказать «ценности» и «нор­мы» разного рода антиобщественных групп - террористов, воров, насильников, наемных убийц и тому подобных врагов человечес­кой культуры.

Например, террористические организации такназываемых ислам­ских фундаменталистов в Алжире и ряде других стран ведут в последние годы самую настоящую войну против мирных жителей и других людей. Число жертв этой жестокой войны, ведущейся с 1992 г. (когда фундаменталистов законным образом не допустили к власти в Алжире), превысило в начале 1998 г., по разным оценкам, 65 — 80 тыс. чел.

В основе бандитско-ворошской контркультуры лежит установ­ка на паразитизм (от греч. parasitos - нахлебник) - существование за счет других людей. «Пусть другие зарабатывают, а я у них отниму» - вот примитивное кредо тех, кто живет грабежом, взятками, шанта­жом, рэкетом, убийствами, вымогательством на похищении людей и т.п. Этих людей отличает пренебрежение к социальным нормам и ценностям - к элементарной добропорядочности, честности, уваже­нию прав других людей, соблюдению законов и т.д. Для них харак­терны крайний эгоизм3 (эгоцентризм), черная зависть, лицемерие, злоба, ненависть и полная неспособность к сопереживанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: