В вопросе об отношениях между различными культурами просматриваются три тенденции, или три подхода. Этноцентризм проявляется в том, что его сторонники оценивают культуру другихнародов по культурным (и по их мнению, образцовым) стандартам своей этнической общности. Глядя на мир «со своей колокольни», они однозначно решают, где добро, а где зло; что морально, а что аморально.
Так, если в ихобществе пристойным считается носить одежду, то практика хождения людей полуобнаженными (скажем, где-нибудь в Центральной Африке) расценивается как невежество и бесстыдство. В другом случае сторонники культурного этноцентризма могут, к примеру, утверждать, что только их религия основана на истинной вере, авсе другие - проявление отступничества, идолопоклонства, суеверия и т. п.
Своеобразным этноцентризмом, по мнению ряда наблюдателей, заражены американцы. Многие из них слишком сосредоточены на себе и на своих сиюминутных проблемах. Они как бы «варятся в собственном соку», часто не замечая остальной мир (у которого тоже есть чему поучиться) и не задумываясь о перспективах развития своего и других обществ. В результате жители одной из самых материально благополучных стран мира сильно проигрывают, проявляя подчас элементарную неосведомленность в вопросах географии,, политики и культурных достижений народов за пределами США.
|
|
Бывает, что этноцентристы не ограничиваются оценками, а «несут» свою культуру (религию, социальные ценности и нормы) в «массы» других народов - через печать, радио, телевидение, так называемую миссионерскую1 деятельность, а то и прямо (как это? бывало в прошлом) через политику колониализма. Вот почему культурный этноцентризм в чем-то перекликается с воинствующим национализмом и может служить для него идеологическим обоснованием.
Сторонники культурного релятивизма, напротив, полагают, что все в мире условно и относительно, поэтому нельзя подходить к оценке явлений чужой культуры со своими мерками. Нельзя вставать в позу некоего всезнающего оценщика и изнутри своей культуры судить, кто лучше,а кто чем-то хуже. Каждая культура своеобразна и может быть правильно воспринята лишь через призму се собственных ценностей и норм. Такой подход обычно характерен для тех, кто делает упор на культурную исключительность своего этноса, придерживается защитного национализма и хотел бы «закрыть» свое общество, наглухо отгородившись от остальных культур.
На фоне этих двух крайних подходов все более заметной становится третья тенденция - культурная интеграция. Она проявляется в том, что при сохранении своей самобытности культуры народов истран все более и более сближаются. Это объективно обусловлено (а) растущей многонациональностью обществ и тем, что (б) хорошо информированные современные люди хотят брать все хорошее отовсюду.
|
|
И в самом деле, почему бы, скажем, россиянам не позаимствовать традиционно глубокое уважение к предкам - у конфуцианцев; стремление к максимальной честности и скромности - у Свидетелей Иеговы; четкость в работе и обязательность - у немцев; расчетливость и бережливость - у финнов; чистоту и ухоженность улиц - у сингапурцев? Почему бы не взять в пример японское трудолюбие, голландский опыт в рациональной организации агропрома, американскую благоустроенность быта, французскую галантность, наконец, и т. д.? Разве это может принизить достижения российской культуры, оскорбить чувства гордости и патриотизма россиян? И разве это не обогатит нашу культуру?..
Разумеется, здесь речь не о заимствовании негативного опыта и не о смешном «попугайстве», когда, скажем, вдруг начинают писать номер московского телефона «по-американски» - без черточки между последними парами цифр (лишь бы на «заморский» лад!), или когда (как в Америке) улюлюкают и свистят в русском театре, или, наконец, когда иные российские журналисты пытаются «заявить о себе» через злоупотребление английским словцом (вроде «промоушн» или «перфоманс»). Тут и в самом деле уместно лишь развести руками: «Бедная российская «калча»!..»