Формы девиантного поведения и аномия

Социологи выделяют разные формы девиантно­го поведения, которые могут быть кратко охарактеризованы сле­дующим образом. ♦ Преступность проявляется в действиях, нарушающих закон и подлежащих уголовной ответственности. В переломной России 1990-х гг. налицо взрыв преступности, который обусловлен в первую оче­редь зарождающейся экономической конкуренцией, разделом соб­ственности, обострением борьбы за власть, безработицей, паде­нием жизненного уровня людей и т. д.

Пьянство, т. е. неумеренное потребление спиртных напит­ков, и алкоголизм (болезненное влечение к алкоголю) несут огром­ный вред всем людям. Они угрожают здоровью пьющего и его детей, разрушают личность алкоголика и его семью, ведут к не­счастным случаям, преступлениям, снижению эффективности экономики и благосостояния общества. К примеру, в США, по подсчетам американских исследователей, от алкоголизма страда­ет около 14 млн. жителей, а ежегодные потери от него доходят до 100 млрд. долл.

Россия, к великому сожалению, во все времена отличалась высо­ким потреблением алкоголя. Еще более 120 лет назад русский писа­тель Федор Достоевский (1821-1881) в романе «Бесы» отмечал, что у нас в стране «моря и океаны водки испиваются на помощь бюдже­ту». Однако алкоголизация общества особенно возросла в последние десятилетия социализма. Так, за 20 лет «активного строительства коммунизма» (1960-1980) в СССР при росте населения лишь на 25,7 % (в том числе России — на 17 %) продажа водки и ликеро-водочных изделий увеличилась более чем в 2 раза, а плодово-ягодных (по народной терминологии, «плодово-выгодных») вин - более чем в 6,6 раза. При почти пустых полках магазинов (особенно сельских) бу­тылки с водкой и «бормотухой» всегда «украшали» прилавки. Это был особый, не знавший дефицитов «политический товар», средство массового зомбирования людей и удобный инструмент управ­ления обществом. Коммунистические власти по существу проводили политику спаивания людей, чтобы, • во-первых, отвлечь их внима­ние от «язв социализма» и сделать послушнее, а • во-вторых, чтобы наполнить госбюджет необходимыми средствами для устрашающей мир гонки вооружений и грандиозных «строек социализма».

Алкогольная вакханалия продолжается и в сегодняшней «воль­ноотпущенной», но пока необустроенной России. Наша страна в настоящее время является абсолютным мировым лидером по потреб­лению алкоголя на душу населения (25 литров чистого алкоголя в год на душу взрослого, работоспособного населения), существенно опережая такие традиционно многопьющие страны, как Франция, Португалия, Италия, Германия и Венгрия. Причем ~ 90 % чистого алкоголя россияне потребляют в виде крепких напитков, в то время как нигде в Европе, кроме Финляндии (36 %), этот показатель не превышает и 30 %. Отсюда не удивительно, что число заболеваний алкогольными психозами с 1990 г. по 1995 г. более чем утроилось и что по разным причинам, связанным с алкоголем, ежегодно гибнет около 500 тыс. россиян.

Наркомания является весьма близкой к алкоголизму (или даже его разновидностью) девиацией. Она представляет собой болезненное влечение к разного рода наркотикам - болеутоля­ющим, снотворным, веселящим или дурманящим веществам. Здесь те же или схожие мотивы - жажда удовольствий, жела­ние «отдохнуть» от повседневности, «убежать» от неприятной реальности, испытать острые ощущения, эйфорию. И, как правило, тот же итог - совершение преступлений, глубокое физическое и психическое истощение, сильная наркозависи­мость, деградация личности.

К примеру, год увлечений нюханием такого сильного раствори­теля, как клей «Момент», ведет, по мнению врачей, к растворению мозгов у детей. А тот же «стаж» употребления самого опасного (мощ­ная зависимость и крайне тяжелая «ломка») нарковарева - первитина («винта») - вызывает у человека стойкое слабоумие на уровне старческого.

По данным ООН, сегодня наркотиками злоупотребляет при­мерно каждый 25-й житель Земли. Иначе говоря, число наркома­нов в мире перевалило за 200 млн. чел. В России в начале 1998 г., по данным Министерства внутренних дел страны, число актив­ных наркоманов уже превышало 2 млн. чел. Потребление наркоти­ческих веществ стремительно догоняет потребление алкоголя, и при сохранении нынешних тенденций через 10-15 лет численность наших алко- и наркоголиков может сравняться. Тем не менее ряды сторонников легализации свободного потребления отдельных ви­дов наркотиков, похоже, растут. Так, использование «мягких» нар­котиков (типа марихуаны) разрешено законом, например, в Ни­дерландах.

Проституция. Сам этот термин происходит от латинского prostitutio, что буквально означает «выставляю для разврата». Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отно­шения за плату. Этот вид социально отклоняющегося поведения появился давно, но особенно распространился с развитием капи­талистических отношений, что вызвало общественное беспокой­ство и ограничительные, хотя и малоэффективные меры. Тем не менее, с начала 20-х гг. XX в. в Европе и Северной Америке про­изошло заметное сокращение проституции. Исследователи пола­гают, что это результат социально-экономических идуховных преобразований в обществе, улучшения экономического положе­ния женщины, ее нравственной эмансипации.

В наше время вокруг проблемы проституции тоже кипят дис­куссионные страсти. Сторонники легализации этой «древнейшей профессии» рассматривают проституцию как «неизбежное зло». Они считают, что ее перевод на законное положение позволит лучше кон­тролировать «процесс», оздоровит обстановку, снизит число венерических заболеваний и криминальность пою «бизнеса», избавив ею от посредников, сутенеров и бандитов-«охранников». Кроме того, госбюджет получит дополнительные налоги и с данною вида деятельности. Противники легализации проституции указывают прежде всего на унизительность,антигуманность и безнравственность торговли телом. Безнравственность же нельзя легализовать. Нельзя низводить венец любви - интимную близость - до уровня заурядной физиологи­ческой нужды, которую походя справляют за деньги в «секс-туалете» за ближайшим углом. Общество, подчеркивают они, не может жить но принципу «все дозволено», без определенных нравственных тормозов. Иначе его захлестнетаморальность, и люди, обнажая свои пороки, попросту оскотинятся. Кроме того, легализация «сексуального бизне­са» не спасет общество: наряду с узаконенной сохранится и уклоняю­щаяся от налогов подпольная проституция со всем ее грязным шлей­фом криминальных, моральных и медицинских проблем.

Свои «нападающие» и «защитники» есть и у следующей фор­мы девиантного поведения - гомосексуализма. ♦ Гомосексуализм (от грсч. homos - одинаковый + лат. sexual is - половой) - это сексуальное влечение к лицам своего же пола в виде (а) мужеложества - половых сношений мужчины с мужчиной (мужской гомосексуализм), или (б) лесбиянства - сексуальных влечений жен­щины к женщине (женский гомосексуализм), а также в виде (в) возможных гомосексуальных проявлений у так называемых бисексуалов - людей, сексуально расположенных как к особям своего же, так и к лицам противоположного пола. Попутно заметим, что последнее, т. е. «нормальное» половое влечение женщи­ны к мужчине и наоборот называют гетеросексуализмом (от греч. heteros - другой + sexualis).

В наши дни повсюду в мире геи и лесбиянки стремятся сломать сложившиеся в обществе негативное отношение к себе. В демокра­тических странах они все более организуются и защищают свои нрава. Их представители, в частности, открыто действуют в Конг­рессе США (законодательном органе пою государства).

Что касается нашей страны, то во времена советской власти мужеложество, согласно Уголовному кодексу РСФСР (статья 121), наказывалось лишением свободы сроком до 5 лет. Уголовный кодекс сегодняшней Российской Федерации (статья 132) предусматривает наказание мужеложества и лесбиянства лишь в том случае, если они совершены с применением или под угрозой применения насилия. Существование в обществе девиантного поведения у части людей неизбежно, поэтому задача «полного искоренения» преступ­ности, пьянства, наркомании и других социальных патологий оче­видно неосуществима (по крайней мере на сегодня). Вместе с тем меры социального воздействия на поведенческие отклонения не­обходимы. К примеру, такие девиации, как алкоголизм, наркома­ния, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество, попытки самоубийства (суицид) и т. п., требуют прежде всего организации различной социальной помощи: нарко­логической, психологической, открытие кризисных центров (ока­зывающих помощь жертвам домашнего насилия) и домов для без­домных, организация бесплатных обедов, трудоустройства, «теле­фонов доверия» и прочес. В то же время в отношении преступного (или, как его еще называют, делинквентного) поведения нужны жесткие запретительно-репрессивные меры.

Наибольшие споры среди этих мер вызывает смертная казнь. Аргументы ее противников сводятся к антигуманности и недействен­ности (не отпугивает потенциальных убийц) этой крайней меры. Сторонники казни полагают, что ее применение к определенным преступ­никам (в частности, умышленным убийцам) абсолютно необходимо. Они тоже за гуманность, но не к убийце, а по отношению к его жер­твам, к их памяти, родственникам и близким погибшего. Убийцы - нелюди, и разве уместна гуманность к нечеловеку, преднамеренно уничтожившему человека? Неужели для того, чтобы всерьез задумать­ся над подобным вопросом, противнику смертной казни нужно само­му испытать трагедию вроде той, что произошла в 1997 г. в крымском селе Лесновка? Там озверевшие бандиты, прежде чем уничтожить семью предпринимателя Александра Батяна (жену, малолетних детей и его самого), сначала жестоко пытали родителей на глазах у детей, а затем на глазах у отца и матери душили трехлетнего ребенка...

В 1997 г. газеты описали дикий случай во Франции, где высшая мера наказания не предусмотрена. Убийца 18-летней девушки был осужден на 15 лет. Отсидев из них 9, он вскоре после освобождения вместе со своим братом изнасиловал и убил еще четырех (!) 20-лет­них девушек. И снова «гуманное» французское общество наказало его лишь тюремной отсидкой...

Сегодня в мире более 100 стран применяют смертную казнь за уголовные преступления (Индия, Корея, Египет, Ангола, США - в 36 штатах, бывшие республики СССР, за исключением Грузии, Азер­байджана, Молдавии, Эстонии, и многие другие). В 18 странах эта мера допускается лишь в особых (например, в военных) условиях (Италия, Швейцария, Израиль, Аргентина, Канада и др.). Наконец, • около 35 стран вообще не применяют смертную казнь (Австралия, Австрия, Германия, Дания, Португалия, Швеция и др.). А такая меж­дународная организация, как • Совет Европы (подробнее см. с. 267), определила запрет на смертную казнь чуть ли не главным «пропу­ском» в свои ряды для других стран. Именно поэтому при вступле­нии в нее нашего государства (февраль 1996) Президент Ельцин объя­вил мораторий на смертную казнь.

К особой, крайней форме отклоняющегося поведения можно отнести так называемую аномию (от греч. «а» - отрицательная приставка + nomos - закон), что буквально означает беззаконие. Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе, или, как теперь говорят, всеобщий «беспредел». Другими словами, ♦ аномия представляет собой такое состояние общества, при ко­тором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами.

Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена граж­данских войн, революционных переворотов, глубоких реформ и других социальных потрясений, когда вдруг рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действен­ностьпривычных моральных и правовых норм. Подобные болез­ненные периоды «беспредела» в той или иной мере переживали в своей истории все народы.

Ярчайший исторический пример - так называемые религиоз­ные войны во Франции между католиками и кальвинистами (гу­генотами) в 1560 - 1590-х гг. Эти смутные годы всеобщей вражды во французском обществе буквально перевернули сознание и жизнь людей, вызвав бурю ненависти, злобы, предательства, насилия, раз­боев и разрушений. Заброшенные земли, города, деревни и фермы в развалинах, разбежавшееся население, повсюду рыскающие шайки разбойников... - такую страшную картину тех лет рисует российский историк Роберт Виппер (1859-1954). Ее трагически завершает «зна­менитая» Варфоломеевская ночь с 23 на 24 августа 1572 г. (праздник святого Варфоломея) - ночь массовой резни гугенотов в Париже, унесшая жизни более чем трех тысяч людей.

Ситуация аномии характерна и для российского общества 1990-х гг. На трудном пути к свободе, рынку и демократии оно переживает сложный процесс *(а) прозрения и разочарования в прежних догмах; *(б) переосмысления и пересмотра социальных норм, ценностей, позиций; *(в) процесс восприятия и усвоения новых, прогрессивных элементов человеческой культуры.

На этом пути людей часто «заносит» в две крайности. С одной стороны, можно слишком многое выбросить (как говорится, «с грязной водой выплеснуть и ребенка»). А с другой - можно вместе с «чистой водой» новых ценностей набрать в себя и «гряз­ной пены». Так, у части россиян весьма заметна утрата доброты, сочувствия, бескорыстия, тяги к взаимопомощи, заботы о процве­тании Родины, честности, порядочности, наконец. Что это, как не «выплескивание ребенка»? И примеров «грязной пены», к сожа­лению, предостаточно. Это и взрыв преступности, мошенниче­ства, обмана, продажности госслужащих всех мастей. Это иразгул пьянства, наркомании, проституции, порнографии, куре­ния среди девочек. Это и рост цинизма, жестокости, равноду­шия и пренебрежения к интересам ближнего, насилия в семье, социального сиротства и заброшенности детей и т. д.

Особую тревогу у думающих людей вызывает ухудшение «дет­ской статистики». Сегодня в России из общего числа детей при­мерно в 37 млн. чел. беспризорниками, по разным оценкам, являются от 2 до 3 млн. чел. (5-8 %). Катастрофически увеличивается количе­ство умственно отсталых детей: за последние 10 лет — в 20 раз. Нарастает и вал насилия над детьми. Только в 1996 г. зарегистриро­вано 17 тысяч посягательств на их жизнь; 200 детей убиты родите­лями (!), 1500 подверглись сексуальному насилию.

Меняется к худшему даже характер общения между людь­ми: молодежь говорит на грубом, примитивно-матерном языке; встречаясь, люди спешат заговорить о своем, плохо слушая собеседника; модными стали фразы типа «Это твои проблемы», от которых так и веет холодом отчуждения...

Итак, совместная жизнь людей в обществе требует от них проявления тактичности и взаимного уважения, соблюдения оп­ределенных правил, моральных и правовых норм. При этом, к сожалению, не все согласны считаться с подобными требования­ми и склоняются к девиантному поведению. Эти и другие причи­ны ведут к социальным конфликтам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: