Социологи выделяют разные формы девиантного поведения, которые могут быть кратко охарактеризованы следующим образом. ♦ Преступность проявляется в действиях, нарушающих закон и подлежащих уголовной ответственности. В переломной России 1990-х гг. налицо взрыв преступности, который обусловлен в первую очередь зарождающейся экономической конкуренцией, разделом собственности, обострением борьбы за власть, безработицей, падением жизненного уровня людей и т. д.
♦ Пьянство, т. е. неумеренное потребление спиртных напитков, и алкоголизм (болезненное влечение к алкоголю) несут огромный вред всем людям. Они угрожают здоровью пьющего и его детей, разрушают личность алкоголика и его семью, ведут к несчастным случаям, преступлениям, снижению эффективности экономики и благосостояния общества. К примеру, в США, по подсчетам американских исследователей, от алкоголизма страдает около 14 млн. жителей, а ежегодные потери от него доходят до 100 млрд. долл.
Россия, к великому сожалению, во все времена отличалась высоким потреблением алкоголя. Еще более 120 лет назад русский писатель Федор Достоевский (1821-1881) в романе «Бесы» отмечал, что у нас в стране «моря и океаны водки испиваются на помощь бюджету». Однако алкоголизация общества особенно возросла в последние десятилетия социализма. Так, за 20 лет «активного строительства коммунизма» (1960-1980) в СССР при росте населения лишь на 25,7 % (в том числе России — на 17 %) продажа водки и ликеро-водочных изделий увеличилась более чем в 2 раза, а плодово-ягодных (по народной терминологии, «плодово-выгодных») вин - более чем в 6,6 раза. При почти пустых полках магазинов (особенно сельских) бутылки с водкой и «бормотухой» всегда «украшали» прилавки. Это был особый, не знавший дефицитов «политический товар», средство массового зомбирования людей и удобный инструмент управления обществом. Коммунистические власти по существу проводили политику спаивания людей, чтобы, • во-первых, отвлечь их внимание от «язв социализма» и сделать послушнее, а • во-вторых, чтобы наполнить госбюджет необходимыми средствами для устрашающей мир гонки вооружений и грандиозных «строек социализма».
Алкогольная вакханалия продолжается и в сегодняшней «вольноотпущенной», но пока необустроенной России. Наша страна в настоящее время является абсолютным мировым лидером по потреблению алкоголя на душу населения (25 литров чистого алкоголя в год на душу взрослого, работоспособного населения), существенно опережая такие традиционно многопьющие страны, как Франция, Португалия, Италия, Германия и Венгрия. Причем ~ 90 % чистого алкоголя россияне потребляют в виде крепких напитков, в то время как нигде в Европе, кроме Финляндии (36 %), этот показатель не превышает и 30 %. Отсюда не удивительно, что число заболеваний алкогольными психозами с 1990 г. по 1995 г. более чем утроилось и что по разным причинам, связанным с алкоголем, ежегодно гибнет около 500 тыс. россиян.
♦ Наркомания является весьма близкой к алкоголизму (или даже его разновидностью) девиацией. Она представляет собой болезненное влечение к разного рода наркотикам - болеутоляющим, снотворным, веселящим или дурманящим веществам. Здесь те же или схожие мотивы - жажда удовольствий, желание «отдохнуть» от повседневности, «убежать» от неприятной реальности, испытать острые ощущения, эйфорию. И, как правило, тот же итог - совершение преступлений, глубокое физическое и психическое истощение, сильная наркозависимость, деградация личности.
К примеру, год увлечений нюханием такого сильного растворителя, как клей «Момент», ведет, по мнению врачей, к растворению мозгов у детей. А тот же «стаж» употребления самого опасного (мощная зависимость и крайне тяжелая «ломка») нарковарева - первитина («винта») - вызывает у человека стойкое слабоумие на уровне старческого.
По данным ООН, сегодня наркотиками злоупотребляет примерно каждый 25-й житель Земли. Иначе говоря, число наркоманов в мире перевалило за 200 млн. чел. В России в начале 1998 г., по данным Министерства внутренних дел страны, число активных наркоманов уже превышало 2 млн. чел. Потребление наркотических веществ стремительно догоняет потребление алкоголя, и при сохранении нынешних тенденций через 10-15 лет численность наших алко- и наркоголиков может сравняться. Тем не менее ряды сторонников легализации свободного потребления отдельных видов наркотиков, похоже, растут. Так, использование «мягких» наркотиков (типа марихуаны) разрешено законом, например, в Нидерландах.
♦ Проституция. Сам этот термин происходит от латинского prostitutio, что буквально означает «выставляю для разврата». Обычно под проституцией понимают внебрачные половые отношения за плату. Этот вид социально отклоняющегося поведения появился давно, но особенно распространился с развитием капиталистических отношений, что вызвало общественное беспокойство и ограничительные, хотя и малоэффективные меры. Тем не менее, с начала 20-х гг. XX в. в Европе и Северной Америке произошло заметное сокращение проституции. Исследователи полагают, что это результат социально-экономических идуховных преобразований в обществе, улучшения экономического положения женщины, ее нравственной эмансипации.
В наше время вокруг проблемы проституции тоже кипят дискуссионные страсти. Сторонники легализации этой «древнейшей профессии» рассматривают проституцию как «неизбежное зло». Они считают, что ее перевод на законное положение позволит лучше контролировать «процесс», оздоровит обстановку, снизит число венерических заболеваний и криминальность пою «бизнеса», избавив ею от посредников, сутенеров и бандитов-«охранников». Кроме того, госбюджет получит дополнительные налоги и с данною вида деятельности. Противники легализации проституции указывают прежде всего на унизительность,антигуманность и безнравственность торговли телом. Безнравственность же нельзя легализовать. Нельзя низводить венец любви - интимную близость - до уровня заурядной физиологической нужды, которую походя справляют за деньги в «секс-туалете» за ближайшим углом. Общество, подчеркивают они, не может жить но принципу «все дозволено», без определенных нравственных тормозов. Иначе его захлестнетаморальность, и люди, обнажая свои пороки, попросту оскотинятся. Кроме того, легализация «сексуального бизнеса» не спасет общество: наряду с узаконенной сохранится и уклоняющаяся от налогов подпольная проституция со всем ее грязным шлейфом криминальных, моральных и медицинских проблем.
Свои «нападающие» и «защитники» есть и у следующей формы девиантного поведения - гомосексуализма. ♦ Гомосексуализм (от грсч. homos - одинаковый + лат. sexual is - половой) - это сексуальное влечение к лицам своего же пола в виде (а) мужеложества - половых сношений мужчины с мужчиной (мужской гомосексуализм), или (б) лесбиянства - сексуальных влечений женщины к женщине (женский гомосексуализм), а также в виде (в) возможных гомосексуальных проявлений у так называемых бисексуалов - людей, сексуально расположенных как к особям своего же, так и к лицам противоположного пола. Попутно заметим, что последнее, т. е. «нормальное» половое влечение женщины к мужчине и наоборот называют гетеросексуализмом (от греч. heteros - другой + sexualis).
В наши дни повсюду в мире геи и лесбиянки стремятся сломать сложившиеся в обществе негативное отношение к себе. В демократических странах они все более организуются и защищают свои нрава. Их представители, в частности, открыто действуют в Конгрессе США (законодательном органе пою государства).
Что касается нашей страны, то во времена советской власти мужеложество, согласно Уголовному кодексу РСФСР (статья 121), наказывалось лишением свободы сроком до 5 лет. Уголовный кодекс сегодняшней Российской Федерации (статья 132) предусматривает наказание мужеложества и лесбиянства лишь в том случае, если они совершены с применением или под угрозой применения насилия. Существование в обществе девиантного поведения у части людей неизбежно, поэтому задача «полного искоренения» преступности, пьянства, наркомании и других социальных патологий очевидно неосуществима (по крайней мере на сегодня). Вместе с тем меры социального воздействия на поведенческие отклонения необходимы. К примеру, такие девиации, как алкоголизм, наркомания, психические расстройства, агрессивное поведение в семье, бродяжничество, попытки самоубийства (суицид) и т. п., требуют прежде всего организации различной социальной помощи: наркологической, психологической, открытие кризисных центров (оказывающих помощь жертвам домашнего насилия) и домов для бездомных, организация бесплатных обедов, трудоустройства, «телефонов доверия» и прочес. В то же время в отношении преступного (или, как его еще называют, делинквентного) поведения нужны жесткие запретительно-репрессивные меры.
Наибольшие споры среди этих мер вызывает смертная казнь. Аргументы ее противников сводятся к антигуманности и недейственности (не отпугивает потенциальных убийц) этой крайней меры. Сторонники казни полагают, что ее применение к определенным преступникам (в частности, умышленным убийцам) абсолютно необходимо. Они тоже за гуманность, но не к убийце, а по отношению к его жертвам, к их памяти, родственникам и близким погибшего. Убийцы - нелюди, и разве уместна гуманность к нечеловеку, преднамеренно уничтожившему человека? Неужели для того, чтобы всерьез задуматься над подобным вопросом, противнику смертной казни нужно самому испытать трагедию вроде той, что произошла в 1997 г. в крымском селе Лесновка? Там озверевшие бандиты, прежде чем уничтожить семью предпринимателя Александра Батяна (жену, малолетних детей и его самого), сначала жестоко пытали родителей на глазах у детей, а затем на глазах у отца и матери душили трехлетнего ребенка...
В 1997 г. газеты описали дикий случай во Франции, где высшая мера наказания не предусмотрена. Убийца 18-летней девушки был осужден на 15 лет. Отсидев из них 9, он вскоре после освобождения вместе со своим братом изнасиловал и убил еще четырех (!) 20-летних девушек. И снова «гуманное» французское общество наказало его лишь тюремной отсидкой...
Сегодня в мире более 100 стран применяют смертную казнь за уголовные преступления (Индия, Корея, Египет, Ангола, США - в 36 штатах, бывшие республики СССР, за исключением Грузии, Азербайджана, Молдавии, Эстонии, и многие другие). В 18 странах эта мера допускается лишь в особых (например, в военных) условиях (Италия, Швейцария, Израиль, Аргентина, Канада и др.). Наконец, • около 35 стран вообще не применяют смертную казнь (Австралия, Австрия, Германия, Дания, Португалия, Швеция и др.). А такая международная организация, как • Совет Европы (подробнее см. с. 267), определила запрет на смертную казнь чуть ли не главным «пропуском» в свои ряды для других стран. Именно поэтому при вступлении в нее нашего государства (февраль 1996) Президент Ельцин объявил мораторий на смертную казнь.
К особой, крайней форме отклоняющегося поведения можно отнести так называемую аномию (от греч. «а» - отрицательная приставка + nomos - закон), что буквально означает беззаконие. Это своего рода массовая девиация, распущенность в обществе, или, как теперь говорят, всеобщий «беспредел». Другими словами, ♦ аномия представляет собой такое состояние общества, при котором значительная часть людей пренебрегает социальными нормами.
Так бывает в смутные, переходные, кризисные времена гражданских войн, революционных переворотов, глубоких реформ и других социальных потрясений, когда вдруг рушатся прежние, понятные людям общие цели и ценности, падает вера в действенностьпривычных моральных и правовых норм. Подобные болезненные периоды «беспредела» в той или иной мере переживали в своей истории все народы.
Ярчайший исторический пример - так называемые религиозные войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) в 1560 - 1590-х гг. Эти смутные годы всеобщей вражды во французском обществе буквально перевернули сознание и жизнь людей, вызвав бурю ненависти, злобы, предательства, насилия, разбоев и разрушений. Заброшенные земли, города, деревни и фермы в развалинах, разбежавшееся население, повсюду рыскающие шайки разбойников... - такую страшную картину тех лет рисует российский историк Роберт Виппер (1859-1954). Ее трагически завершает «знаменитая» Варфоломеевская ночь с 23 на 24 августа 1572 г. (праздник святого Варфоломея) - ночь массовой резни гугенотов в Париже, унесшая жизни более чем трех тысяч людей.
Ситуация аномии характерна и для российского общества 1990-х гг. На трудном пути к свободе, рынку и демократии оно переживает сложный процесс *(а) прозрения и разочарования в прежних догмах; *(б) переосмысления и пересмотра социальных норм, ценностей, позиций; *(в) процесс восприятия и усвоения новых, прогрессивных элементов человеческой культуры.
На этом пути людей часто «заносит» в две крайности. С одной стороны, можно слишком многое выбросить (как говорится, «с грязной водой выплеснуть и ребенка»). А с другой - можно вместе с «чистой водой» новых ценностей набрать в себя и «грязной пены». Так, у части россиян весьма заметна утрата доброты, сочувствия, бескорыстия, тяги к взаимопомощи, заботы о процветании Родины, честности, порядочности, наконец. Что это, как не «выплескивание ребенка»? И примеров «грязной пены», к сожалению, предостаточно. Это и взрыв преступности, мошенничества, обмана, продажности госслужащих всех мастей. Это иразгул пьянства, наркомании, проституции, порнографии, курения среди девочек. Это и рост цинизма, жестокости, равнодушия и пренебрежения к интересам ближнего, насилия в семье, социального сиротства и заброшенности детей и т. д.
Особую тревогу у думающих людей вызывает ухудшение «детской статистики». Сегодня в России из общего числа детей примерно в 37 млн. чел. беспризорниками, по разным оценкам, являются от 2 до 3 млн. чел. (5-8 %). Катастрофически увеличивается количество умственно отсталых детей: за последние 10 лет — в 20 раз. Нарастает и вал насилия над детьми. Только в 1996 г. зарегистрировано 17 тысяч посягательств на их жизнь; 200 детей убиты родителями (!), 1500 подверглись сексуальному насилию.
Меняется к худшему даже характер общения между людьми: молодежь говорит на грубом, примитивно-матерном языке; встречаясь, люди спешат заговорить о своем, плохо слушая собеседника; модными стали фразы типа «Это твои проблемы», от которых так и веет холодом отчуждения...
Итак, совместная жизнь людей в обществе требует от них проявления тактичности и взаимного уважения, соблюдения определенных правил, моральных и правовых норм. При этом, к сожалению, не все согласны считаться с подобными требованиями и склоняются к девиантному поведению. Эти и другие причины ведут к социальным конфликтам.