Изучение дисциплины «Культурология» основано на использовании технологии дискуссионно-диалогового метода обсуждения обозначенных проблем. Для самостоятельной работы бакалавры получают индивидуальные задания по основным темам программы и на каждом занятии общие задания для всей группы. Первый вид заданий представляет собой реферат, на основе которого на семинарском занятии делается устное сообщение продолжительностью 5–7 минут. Каждое выступление сопровождается обсуждением, в котором участвует непременно вся группа. Краткие доклады могут сопровождаться видеопрезентацией и наглядными материалами. Главное требование к докладчику – своим выступлением увлечь всю группу и завязать дискуссию. В основе всех практических занятий, разумеется, лежит чтение источника – философско-культурологических текстов. Такое чтение предполагает не просто ознакомление с текстом, а пристрастное обсуждение с комментариями и ссылками на проработанную дома дополнительную литературу по поставленной теме.
Метод живого контакта с группой: определяя знаковые моменты каждой темы, раскручивать их, поднимая на высокую шкалу самоподготовку бакалавров, ловить «искры» в их глазах и «зажигать» знания, ставя вопросы, что они были способны сами отвечать на них и вести занятие. Этот метод можно назвать методом «педагогической режиссуры», когда преподаватель только настраивает группу на общий тон занятия темой, где каждый «играет свою партию», а в конце занятия составляется общая картина темы.
Подобные приемы и формы работы позволят сформировать навыки межличностных и групповых социально-психологических коммуникаций,исследования культурологических проблем. В процессе освоения материала предполагается подготовка и защита проектных работ по ключевым разделам курса «Культурология». Разработка проектов осуществляется как по группам, так и в индивидуальном порядке, в зависимости от формата рассматриваемой проблемы.
Программа также предусматривает текущий контроль в форме письменных опросов на семинарских занятиях: по итогам каждых трех занятий проводится «срез знаний» с целью выявления качества пройденного материала.
Итоговый контроль – экзамен. К экзамену допускаются бакалавры, посещавшие занятия (за каждое пропущенное занятие бакалавр должен отчитаться, полностью отработав тему), получившие положительные оценки за проверочные работы и своевременно сдавшие реферат по культурологии.
План самостоятельной работы бакалавров
№ п/п | № раздела, темы | Содержание самостоятельной работы бакалавров | Трудо- емкость (час.) | Формируемые компетенции | Форма отчетности бакалавра | Сроки контроля выполнения работы (семестр, неделя семестра) |
1. | Выбор темы и начальный этап формирования самостоятельного исследования: чтение источников; составление плана работы | ОК-1,2,3,4 | Представления обоснованной и развернутой структуры самостоятельной отчетной работы | 1/1,2 | ||
2. | Подготовка самостоятельной работы: анализ источников и изучение исследовательской литературы по избранной теме | ОК-1,2,3,4 | Опрос на практическом занятии, предоставление подготовленной работы | 1/3,4 | ||
3. | Подготовка к выступлению на семинарском занятии. | ОК-1,2,3,4 | Сообщение по теме | 1/5,6 | ||
4. | Оформление самостоятельной работы | ОК-1,2,3,4 | Развернутый доклад по избранной теме | 1/7,8 | ||
5. | Подготовка к защите реферата | ОК-1,2,3,4 | Защита реферата (с рецензией оппонента) | 1/9,10 | ||
6. | Чтение источников и литературы по дисциплине «Культурология» | ОК-1,2,3,4 | Срез знаний в форме кратких тестов (письменно) | 1/11,12 | ||
7. | Работа над лекционным материалом | ОК-1,2,3,4 | Реферат | 1/13,14 | ||
8. | Подготовка к контрольной работе | ОК-1,2,3,4 | Контрольная работа на семинарском занятии | 1/15,16 | ||
9. | Самотестирование | ОК-1,2,3,4 | Тестирование по курсу | 1/17 | ||
Всего часов |