Вопрос 4. Конспекты – схемы как форма активизации методики преподавания экономических дисциплин

Как свидетельствуют психологи, в памяти человека остается 10 % того, что он слышит, 50 % того, что видит и 90 % того, что делает. Отсюда актуальным является вопрос подготовки и использования конспектов – схем (КС).

История КС: в 1968 г. в Венгрии были изданы учебники по физике, где каждый раздел заканчивался небольшим графическим конспектом материала. Цель таких мини –конспектов – обобщить способами графического моделирования основные мысли и логические связи учебного материала.

С 1971 г. во Франции во многих учебниках в конце раздела дается «вид доски» (то, что должен нарисовать учитель, объясняя новый материал).

В СССР наиболее ярко опыт использования КС представлен в практике учителя из Донецка В.Ф. Шаталова. В высшей школе впервые по методу Шаталова начали работать в Киевском институте народного хозяйства с 1977 г. опорные конспекты были разработаны доцентами Л.Л. Викторовой, Е.В. Аксеновой и др.

КС отображают логику учебного предмета, то есть последовательность содержания, порядок изучения, связи элементов и частей курса. Правильно разработанные КС устанавливают также связь курса с другими предметами и акцентируют внимание на основных идеях и понятиях. КС необходимо постоянно пересматривать и дополнять. Важно избегать однообразия в методике использования КС и дифференцировать учебные задачи по нарастающей сложности.

Формы использования КС:

- для первичного усвоения основ темы;

- для работы с учебниками и специальной литературой;

- для контроля знаний4

- для повторения и дополнения темы;

- для установления внутри – и межпредметных связей.

КС можно использовать в виде раздаточного материала, можно рисовать на доске, можно проектировать через эпидиаскоп, снять на слайды и т.д. На начальной стадии использования КС преподаватель сам объясняет схему, ее основные блоки. На последующих лекциях он может дать задание составить план лекции по КС, дополнить КС, найти в нем запланированную ошибку и т.п. Во время самостоятельной работы студента КС является ориентиром в работе с учебником и специальной литературой. Проверяя знания, можно дать студентам задание раскрыть содержание отдельного блока КС. Студенты широко могут использовать КС перед коллоквиумами, зачетами, деловыми играми, экзаменами.

Алгоритм составления КС:

1) определить объем материала, который будет включен в КС;

2) представить связь данного материала с предыдущим и последующим разделами курса;

3) определить источники дополнительной информации и формы ее использования;

4) разделить весь материал на отдельные части (блоки), выделив моменты, которые необходимо понять, знать, запомнить;

5) установить логические связи между блоками;

6) продумать варианты графического изображения блоков;

7) детально продумать каждый фрагмент КС;

8) выделить основные опорные слова, формулы, факты;

9) показать их взаимосвязь;

10) продумать символику;

11) разработать первый вариант КС;

12) обсудить его с преподавателями – коллегами;

13) окончательно доработать КС;

14) апробировать КС в аудитории.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: