Краткое объяснение священнодействий и песнопений вседневной вечерни

Вечерня изображает ранний вечер, вернее, это "раннее утро истории человечества". Радостно и светло было начало истории человечества, но не надолго. Вскоре человек согрешил и сделал через грехопадение свою жизнь темной, печальной ночью. Эти события и изображает вечерня.

В вечернем богослужении воспоминается творение мира и прославляется Промысл Божий во всем творении. Пс. 103 в величественных стихах рисует картину начала мира… Господь, дивно великий, одевается в свет. Непоколебимо утверждаются законы жизни миров. По мудрым законам тяготения на горах и вокруг сферы земли стоят воды. Светила днем и ночью освещают землю, и вода небесная питает ее. Звери, птицы, пресмыкающиеся наполняют леса, горы… Всемогущая сила Господня держит во власти мир и обновляет лицо земли Духом Своим… Он дал жизнь, Он поддерживает ее. Последовательно воспоминаются пребывание прародителей в раю, их грехопадение и изгнание из рая, раскаяние их и приготовление к искуплению людей чрез пришествие на землю Христа Спасителя мира и само это пришествие.

Изображая скорбящего, плачущего пред вратами потерянного рая Адама, свящ-к, стоя пред алтарем при закрытых Царских вратах (в вечерних молитвах) молит Господа, чтобы Он, щедрый и милостивый, услышал нашу молитву, "не яростию обличил нас, ниже гневом наказал нас, но сотворил бы с нами по милости Своей".

Общее значение "светильничных молитв", по учению архиеп. Вениамина, следующее: после падения, но прежде еще изгнания из рая, Адаму обещан Ходатай и Искупитель всего рода человеческого, Христос - Сын Божий, как сказано змию: "Той сотрет главу" (Быт. 3. 15) "Свящ-к, образуя этого Ходатая и как бы принимая на себя его звание, - говорит архиеп. Вениамин, - выходит перед царские двери и перед ними, как перед затворенным раем, приносит Богу молитву о всех людях, тайно читая молитвы светильничные". Число этих молитв, по объяснению проф. М. Скабаллановича, есть священное число, соответствующее 7 дням творения и промышления.

Зажигание в это время светильников - прекрасный символ ветхозаветных упований, откровений и пророчеств - так же как наступающая ночь - символ сумерек, окутавших человечество после грехопадения.

После предначинат. псалма и светильничных молитв на вечерне следует Великая ектения "Миром Господу помолимся", в к-рой диакон велегласно произносит прошения, подобные тем, какие свящ-к тайно возносит к Богу в светильничных молитвах. В ектении испрашивается то, чего лишились люди и в чем нуждаются по грехопадении, а именно: мира с Богом, мира с ближними и мира с самим собою. "Миром Господу помолимся" - в мире с самим собою, без смущения духа, без сомнений, без развлечений мыслей и в мире с ближними, без нужды к ним, но с взаимною любовью (Мк. 2, 25; 1 Тим. 2, 3).

Мир есть необходимое условие и в то же время результат всякой богоугодной молитвы. "Поэтому, - говорит архиеп. Вениамин, - не токмо без правой веры в Бога и без чистой совести, но и без взаимного согласия с ближними мы не можем приступить к молитве. В такое состояние мира трудно, а иногда и невозможно привести себя без помощи Божией, поэтому далее следуют прошения, в к-рых испрашивается у Господа, чтобы Он водворил в нас мир, умирил нашу совесть и соделал нас участниками мира с Богом" (Рим. 15, 13).

"Плач Адама" у затворенных дверей рая еще сильнее и ярче выражается далее, в 140, 141 псалмах, к-рые выражают глубокое сознание греховности души и упование человека на милосердие Божие. В псалмах мы неотступно просим Господа, чтобы Он услышал каждого из нас и принял нашу вечернюю молитву, как жертву, как фимиам благоуханный, и извел из темницы греха на путь правды, вернул в светлый рай Свой… Эти стихи псалмов явл-ся характернейшей особенностью всякой вечерни. Сумерки, окутавшие согрешившего человека, возбуждают в нем молитвенную тоску по свете незаходимом и, стоя у закрытой райской двери, он начинает взывать к Источнику жизни и счастья, к своему Творцу и Отцу. Кроме того, и каждодневные сумерки по наступлении вечера, столь естественно напоминающие о смерти - последствия греха, располагают к этому молитвенному "взыванию" и обращению.

Итак, все эти песнопения печальны и скорбны, соответственны плачу у дверей рая. Но Творец не покинул людей и после их грехопадения. Он дал "обетование" о Господе Спасителе, Который придет и сотрет главу змия. Это обетование находит свой отзвук в дальнейших песнопениях вечерни. Ветхозаветные стихи соединяются с новозаветными, в к-рых выражается радость человека, прославляется праздник или святой. Эти песнопения называются стихирами на "Господи, воззвах".

Во время пения этих стихир полагается каждение. Ввысь восходящий кадильный дым в реальном образе знаменует поднимающееся к небу единодушное моление клира и предстоящих.

Песнь "Свете Тихий" явл-ся славословием Бога во Святой Троице, Тихого Света, Который ради немощи людей умалил Себя, сошел с небес, дал всем жизнь и достойно воспевается во все времена "гласами" людей преподобных.

Молитвой "Сподоби, Господи" и ектениею "Исполним" вечернюю молитву…" мы молим Господа о даровании нам мирного и безгрешного вечера и о святом провождении жизни нашей, просим всего, что добро и полезно для наших душ и спокойствия миру.

В молитве старца Симеона "Ныне отпущаеши" нам напоминается о нашем спасении и "восстании" в Боге Спасителе. Спасение, данное через Его воплощение, "открылось очам нашим". И мы, встречая Господа Спасающего, молимся полными радости и надежды словами святого Богоприимца: "Ныне отпущаеши". Этим заканчивается центральная часть вечерни.

Молитва "Ныне отпущаеши" помещена в конце вечерни, и это имеет свою особенность. Эта молитва - напутствие ко сну грядущим. Вечер кончен. Наступает покой ночи. И Церковь хочет внушить нам о последнем сне, сне смерти, чтобы мы шли ко сну с мыслью о Господе и суде Его, с молитвой ко Спасителю о сне тихом, мирном и безгрешном.

Эта глубоко умилительная и святая особенность вечернего богослужения всегда неотразимо действует на душу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: