Названия неизменяющихся молитвословий

Неизменяющиеся молитвословия, к-рые читаются и поются за каждой службой ежедневно:

1) Начинательные молитвы – молитвы, к-рыми обычно начинаются все наши церковные службы и к-рые носят поэтому еще название «обычного начала». Каждое богослужение начинается призывом архиерея или свящ-ка воздать хвалу Богу. Таких призывов, или возгласов, всего 3: 1) «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков» (пред началом большинства служб), 2) «Слава Святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков» (пред началом всенощного бдения) и 3) «Благословенно царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков» (пред началом Литургии). После возгласа чтец или хор от лица всех присутствующих выражает словом «Аминь», что значит «истинно», согласие на эту хвалу, и тотчас же начинает славить Бога: «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе». Затем, приготовляя себя и молящихся к достойной молитве, чтец, а иногда и лик обращается с молитвой «Царю Небесный» к Духу Святому, Который один может нам дать дар истинной молитвы (Рим.8:26), чтобы Он вселился в нас, очистил нас от всякой скверны и спас нас. С молитвой об очищении обращается далее чтец и ко всем трем Лицам Пресвятой Троицы, читая: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» трижды, «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу…», «Пресвятая Троице, помилуй нас…», «Господи, помилуй» трижды, снова «Слава: ныне…» и наконец читает молитву Господню – «Отче наш…» в знак того, что это лучший образец всех молитв. После этой молитвы свящ-к делает возглас: «Яко Твое есть царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков». Чтец подтверждает: «Аминь» и читает «Господи, помилуй» 12 раз, «Слава: и ныне…», «Приидите, поклонимся…» трижды, после чего читается псалом, к-рым начинается данная служба. Время от времени, а особенно часто Великим постом эти молитвы обычного начала повторяются и в середине богослужения, чтобы снова привлечь внимание молящихся к этим древнейшим молитвам об очищении наших душ. В нек-рых случаях чтение этих молитв начинается прямо с «Святый Боже…», а если данная служба соединена с предыдущей в одну, то читается только «Приидите поклонимся…»

2) Ектеньи – это протяжные моления, к-рые произносятся диаконом на амвоне («ектениа» от греч. εκτειω протягиваю или от εκτενως - усердно). Моление это разделяется на неск-ко отрывков, из к-рых каждый оканчивается словами «Господи, помилуй» или «Подай, Господи». В этих ектеньях испрашиваются для молящихся всевозможные блага, необходимые как для жизни духовной, так и для жизни телесной. Существует 5 видов ектений: 1) великая, 2) сугубая, 3) просительная, 4) малая и 5) заупокойная.

3) Возгласы – в то время, как диакон на амвоне произносит ектению вслух, свящ-к в алтаре про себя читает тайную молитву, конец к-рой произносит громко, с таким расчетом, чтобы произнести эти слова сразу по окончании диаконом ектении. Эти концы молитв, произносимые свящ-ком вслух, назыв-ся возгласами. В них обыкновенно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполнение наших молитв, и почему имеем дерзновение обращаться к Богу с прошениями. Нек-рые возгласы просто заканчивают собою ектению, не имея предшествующей им тайной молитвы. Большей частью они начинаются словом «яко», то есть «потому что», или «ибо».

4) Каждая церковная служба заканчивается особыми песнопениями, после к-рых свящ-к или архиерей произносит слова благословения на выход из храма, носящие название «отпуста». Порядок полного отпуста такой: диакон, или за отсутствием его сам свящ-к, говорит: «Премудрость», т.е. будем внимательны к премудрому смыслу произносимых слов. Затем, свящ-к обращаясь к Матери Божией, возглашает: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик поет в прославление Матери Божией: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим…» Благодаря Господа за совершенную службу, свящ-к возглашает далее: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе», на что лик поет: «Слава… и ныне…», «Господи, помилуй» трижды, «Благослови». После этого свящ-к или архиерей, обратясь лицом к народу с амвона говорит: «Христос Истинный Бог наш…» и далее перечисляет святых, к к-рым мы обращались за данным богослужением, т.е. Божию Матерь, святого дня, святого храма, Богоотец Иоакима и Анну и заканчивает отпуст словами, что молитвами этих святых Господь «помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». Произнесение отпуста явл-ся знаком, что богослужение окончено, и верующие могут оставить храм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: