В Ветх Завете имеется достаточное количество указаний на троичность Лиц, а также прикровенные указания на множественность лиц в Боге без указания конкретного числа.
Об этой множественности говорится уже в 1-м стихе Библии (Быт. 1, 1): "Вначале сотворил Бог небо и землю". Глагол "барра" (сотворил) стоит в единств. числе, а существительное "элогим" - во множественном, что означает "боги". В своих заметках на книгу Бытия свт. Филарет Московский отмечает: "В сем месте евр. текста слово "элогим", собственно Боги, выражает нек-рую множественность, между тем, как речение "сотворил", показывает единство Творца. Догадка об указании сим образом выражения на таинство Святой Троицы, заслуживает уважения".
Быт. 1, 26: "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему". Слово "сотворим" стоит во множеств. числе.
То же самое Быт. 8, 22: "И сказал Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло", из Нас - тоже множеств. число.
Быт. 11, 6-7, где речь о Вавилонском столпотворении: "И сказал Господь:...сойдем же и смешаем там язык их", слово "сойдем" - во множеств. числе.
Свт. Василий Великий в "Шестодневе" (Беседа 9), след. образом комментирует эти слова: "Подлинно странное пустословие - утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собою надзирает, сам себя понуждает властительно и настоятельно. 2-е - это указание собственно на 3 Лица, но без наименования лиц и без их различения".
18 глава книги "Бытия", явление 3х Ангелов Аврааму. В начале главы говорится, что Аврааму явился Бог, в евр. тексте стоит "Иегова". Авраам, вышедши навстречу 3м странникам, кланяется Им и обращается к Ним со словом "Адонаи", буквально "Господь", в единств. числе.
В святоотеческой экзегезе встречается 2 толкования этого места. 1-е: явился Сын Божий, 2-е Лицо Пресвятой Троицы, в сопровождении 2х ангелов. Такое толкование мы встречаем у мч. Иустина Философа, у свт. Илария Пиктавийского, у свт. Иоанна Златоуста, у блж. Феодорита Киррского.
Но большинство отцов – свтт. Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блж. Августин, - считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества.
Именно 2-е мнение, было принято правосл. Преданием и нашло свое воплощение, во-1-х, в гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4 гласа), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога и в иконографии (известная икона "Троица ветхозаветная").
Блж. Августин ("О граде Божием", кн. 26) пишет: "Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому - исповедал Единого Бога в Трех лицах".
Косвенным указанием на троичность лиц в Боге явл-ся священническое благословение, существовавшее в Ветхом Завете (Чис. 6, 24-25). Звучало оно след. образом: "да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе, мир!"
Трехкратное обращение ко Господу может служить также прикровенным указанием на троичность лиц.
Пророк Исайя описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф". При этом сам Исайя услышал глас Божиий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? Т.е., Бог говорит о Себе одновременно и в единств. числе - Мне, и во множественном - для Нас (Ис. 6,2).
В Новом Завете эти слова прор. Исайи осмыслены именно как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из параллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: "Исайя видел славу Сына Божия и говорил о Нем". Это откровение Исайи было Откровением и Сына Божия.
В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исайя слышал глас Святого Духа, к-рый посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии было откровением Троицы.