А. День 1-й

В 1-й день Бог творит не только праматерию, но также свет. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1, 3). Свт. Григорий Богослов говорит: "Когда Бог благоволил произвести этот мир, состоящий из вещей видимых и невидимых (мир, к-рый явл-ся как бы провозвестником Его изумительного величия), Он не дает тому, что вечно (т.е. Ангелам), другого света, кроме Себя, т.к. мог ли бы тот, кто наслаждается самым источником света, нуждаться в его отражениях? Только для низших существ и для того, что окружает нас, Он впервые произвел этот свет. Этому великому Свету благоугодно было начать дело сотворением света, чтобы разогнать тьму, смещение и беспорядок, царствовавшие повсюду. "Но сначала Он не сотворил, по моему мнению, света органического и солнечного; Он сотворил свет бестелесный (а не солнечный), к-рый Он лишь позже дал солнцу".

Одни отцы (свтт. Василий Великий и Григорий Богослов) считали, что свет был сотворен как бы заново, напр, свт. Василий Великий пишет, что "Творец всяческих, изрекши слово Свое (да будет свет!), мгновенно вложил в мир благодать света". Другие учили, что свет первого дня был изведен из самой первоматерии. Так, свт. Григорий Нисский пишет, что "когда по единому мановению воли Божией вдруг нераздельно составилась Вселенная, и все стихии были еще одна с другой смешаны, тогда рассеянный повсюду огонь оставался потемненным (пребывая сокровенным в частицах вещества), омрачаемый преизбытком вещества. Но т.к. в нем есть некая всепроникающая и удободвижимая сила, то (повелением Бога)... огонь проторгся из всякого тяжелого естества и вдруг озарил все светом". Первобытный свет - это "светоносная сущность, рассеянная во Вселенной". Кстати, если следовать научной гипотезе о "большом взрыве", то в начальный период после "взрыва" Вселенная представляла собой раскаленную плазму, т.е. свет. И, вообще, как отмечают ученые-физики, в природе свет имеет особое значение. Скорость света - универсальная константа, к-рая связывает между собой массу и энергию (формула Эйнштейна Е= mc2). Квант света - фотон обладает свойствами как частицы, так и волны. Ее масса покоя равна нулю, т.е. свет - это энергия "в чистом виде".

В. Лосский отмечает, что "свет... есть не столько физические колебания, т.е. не столько нами видимый свет, сколько "свет разума", т.е. начало порядка и гармонии в мироздании.

...И отделил Бог свет от тьмы (Быт. 1, 4). Эта тьма принадлежит к тварному бытию, и ее не следует смешивать с первоначальным "ничто", к-рое невещественно. Не нужно отождествлять первозданную тьму со злым началом, с падшим ангел. миром. Тьма, к-рой заканчивается 1-й день, явл-ся как бы необходимым инкубационным периодом перед началом последующих творческих актов. Тьма 1-го дня, к-рую Бог назвал ночью, представляет собой плодотворную реальность, подобную земле, к-рая дает рост зерну. Ночь 1-го дня "выражает собой утробную тайну плодородия, принцип тайны жизни, тайны, свойственной земле и чреву". "Тьма не есть какая-либо субстанция. Она есть лишение света", - пишет св. Иоанн Дамаскин.

В первые 3 дня, по мнению Василия Великого и Иоанна Дамаскина, "день и ночь следовали друг за другом не в силу движения солнца (т.к. оно еще не было сотворено), а вследствие пульсации света в установленной Богом мере". Прп. Ефрем Сирин пишет, что первозданный свет на ночь погружался в первозданные воды. Свт. Григорий Нисский делает предположение о вращении первичного света вокруг земли, в результате чего чередовались день и ночь (в первые 3 дня). Свет явл-ся первым и необходимым условием для многих хим. реакций и для развития органической жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: