Реформы Иосифа II (1780-1790)

Иосиф II, сын Марии Терезии, уже с 1765 г. был соправителем императрицы, которая постоянно сдерживала его стремления к реформам. В 1780 г. Иосиф стал императором, и его десятилетнее правление составило целую эпоху в истории Австрийской монархии, включая, разумеется, и Чехию.

Воспитанный в духе Просвещения, Иосиф II усвоил и соответствующие теории об устройстве государства. Речь шла об установлении разумного правления, ликвидации пережитков, проведении в жизнь рациональных мероприятий. В этом духе и проводились реформы.

За основу жизни общества принималось экономическое развитие, прогресс земледелия, правильное распределение налогов, ликвидация исключительных феодальных прав, устранение религиозной нетерпимости, установление равенства граждан перед законом. Следовало, сохраняя шляхту, включить ее в новую модель государства. Католической церкви отводилась роль помощника в решении идеологических проблем. Народ же объявлялся только объектом реформ.

О тщательной подготовке Иосифа II к проведению реформ свидетельствует его переписка до восшествия на престол. Реорганизацию он проводил, не считаясь с ропотом шляхты, руководствуясь только принципом целесообразности.

Реформа церкви

Решительная ломка старых порядков началась толерантным патентом от 13 октября 1781 г. Католическая церковь продолжала оставаться государственной, но разрешался переход в евангелическую веру и в православие; признавалось и иудейство. Но всякого рода секты запрещались. Патент предоставлял доступ в школы некатоликам, которые могли и получать академические звания, принимать участие в управлении городов, свободно передвигаться по территории монархии. В 1781 г. Иосиф II закрыл монастыри, не занимавшиеся полезной деятельностью, превратив их здания в казармы или больницы, разрешив их продажу предпринимателям. Была упразднена церковная цензура. Подготовка кадров священников стала осуществляться в государственных семинариях, священники получали государственное жалование. Значительная часть имущества церкви и закрытого в 1773 г. ордена иезуитов подверглась конфискации. Сократилось количество религиозных праздников, запрещались религиозные процессии, ликвидировались “братства”. Все это вызвало отпор духовенства, но просвещенные представители церкви поддержали реформы.

Отмена личной зависимости крестьян. Аграрная реформа.

Настоящим переворотом в жизни общества стала реформа Иосифа II, отменявшая личную зависимость крестьян. Это была “революция сверху”, поскольку сельское население составляло подавляющее большинство всех жителей монархии. Сначала был издан патент о запрещении телесных наказаний и взимании с крестьян денежных штрафов (1 сентября 1781 г.), затем - патент о подаче крестьянами жалоб на феодалов в государственные учреждения. Главный же патент - об отмене личной зависимости - был обнародован 1 ноября 1781. Теперь крестьянин мог свободно вступать в брак, уходить из поместья, отдавать детей учиться ремеслу. Но в заключительной части патента говорилось, что крестьянские повинности и обязанность послушания пану остаются в силе. По формулировке самого патента, его целью было улучшение земледелия и развитие промышленности. Действительно, в Чехии издание патента ускорило прилив рабочей силы в неземледельческие отрасли хозяйства, а королевские города стали в связи с этим возрождаться. Дальнейшие распоряжения императора помогали росту хозяйственной активности деревни.

Вторым этапом аграрной реформы была выработка кадастра, т.е. переписи крестьянской и помещичьей земли. В 1785-1789 г. была замерена вся земля и на этом основании проведено обложение налогами. В 1789 г. согласно изданному тогда берниму и урбариальному патенту барщина и оброки переводились на деньги, а крестьянские повинности определялись доходами хозяйства. Налоги и повинности не должны были превышать половины налогового дохода с участка земли. Прежде всего крестьянин обязывался рассчитаться с государственными налогами, и только оставшееся от этой половины валового дохода приходилось феодалам. Новая налоговая система снижала бремя крестьян по отношению к феодалам, но по отношению к государству - лишь в небольшой мере. Шляхта оказала реформам отчаянное сопротивление. Но Иосиф II исходил из тезиса о полной независимости абсолютного монарха, и в 1790 г. берний и урбариальный патент был введен в действие. Однако в том же году Иосиф умер, а его наследник Леопольд II уже 20 февраля 1790 г. отменил налоговую реформу.

Административная, судебная и военная реформы

Большое значение имели административные реформы просвещенного абсолютизма. Правители стремились создать такую систему управления, которая устраняла бы влияние сословий не только в высших, но и в низших инстанциях власти, что могло быть достигнуто заменой сословной администрации квалифицированной бюрократией. Иосиф II углубил административную реформу, первые шаги к которой сделала Мария Терезия. В 1782 г. он объединил центральное финансовое и политическое управление, создав “Объединенную дворцовую палату”. В 1784 г. он реформировал и городское управление, создав магистраты, в составе которых находились юристы и финансисты. Четыре города Праги объединились под единым управлением. В крайские учреждения назначались специальные комиссары, доставлявшие информацию непосредственно ко двору. В 80-х годах в Вене возникло центральное полицейское учреждение, а в главных городах земель - полицейские управления. Так Иосиф II стал основателем государственной полиции. Воинскими делами руководил в Вене Военный дворцовый совет; функции позднейшего министерства иностранных дел выполняла Дворцовая государственная канцелярия. С 1760 г. в важнейших делах им помогал Государственный совет.

Изменился социальный состав чиновничества. Вместо представителей шляхты, далеко не всегда способных исправлять те или иные функции, теперь государственные должности занимались людьми квалифицированными независимо от происхождения. Чиновники получали жалование от государства и находились под его надзором. Но все же за особые заслуги представители различных сословий получали дворянство как высшую награду. Рационально созданный государственный аппарат был явлением прогрессивным, но после Французской революции конца XVIII в. и особенно в период канцлерства князя Меттерниха он все более становился орудием реакции.

Далее была осуществлена реформа суда и права. В 1784 г. феодальные суды были подчинены авторитету государства. Привилегии в области судебных решений упразднялись, вводилось единое законодательство для всех жителей государства и всех частей монархии. Руководство осуществлялось центральным управлением. Однако некоторые пережитки феодализма сохранялись, если были нужны государству.

Важное значение во всей системе перестройки государства имела армия, которую Иосиф II прежде всего очистил от неспособных начальников, затем ввел единое и целенаправленное военное обучение. В 1786 г. была основана медико-хирургическая академия. Иосиф II нарушил аристократическую исключительность офицерского корпуса. Затем был построен ряд стратегически важных крепостей на границах, особенно в Чехии, на границе с Пруссией. Армия перешла из населенных пунктов в казармы и стала сосредоточиваться в стратегически важных пунктах. Было предпринято техническое усовершенствование артиллерии. В апреле 1781 г. была введена воинская повинность, от которой однако освобождались шляхта, духовенство и чиновники. Призывались мужчины в возрасте от 17 до 40 лет. Допускалось освобождение от повинности за выкуп. Освобожденные от воинской повинности могли служить добровольно. В целом реформа способствовала росту вооруженной силы.

Школьная реформа

Важнейшей реформой Иосифа II было преобразование школьного обучения. Еще в 1775 г. был создан школьный устав, предписывавший обязательное обучение всех детей от 6 до 12 лет. До этого в Чехии имелось 1500 школ, теперь же наступил не только количественный, но и качественный их рост. До 1787 г. число школ увеличилось на четверть, в следующее десятилетие еще на 500, к концу 90-х годов их стало 2601. Несмотря на предписание о всеобщем посещении школы, от 20 до 40 % детей на занятия не являлись. В “главных школах” преподавание велось на немецком языке, в “нормальной” преподавался латинский. Существовали также гимназии иезуитского, пиаристского и других церковных орденов. После упразднения иезуитского ордена в 1773 г. произошла реформа гимназий, за годы 1772 - 1778 34 гимназии в чешских землях были закрыты. Осталось лишь 20. Условием поступления в гимназию было знание немецкого языка, на котором велось преподавание в первых двух классах (из 6). В четырех старших классах обучение проходило на латинском языке. На рубеже 70 и 80-х годов в трех пражских гимназиях обучались две трети всех гимназистов Чехии. Учителя были в их большинстве проникнуты идеями иозефинизма. В целом период развития чешской школы после 1775 г. следует оценивать как прогрессивный.

Развитие низшего и среднего школьного образования в конце XVIII - первой половине XIX в. является неотъемлемой частью всего процесса формирования чешского народа нового времени. Развивающиеся капиталистические производственные отношения требовали большой армии молодых относительно образованных людей, способных выполнять функции в производстве, в государственном аппарате, в общественных учреждениях. Кроме того чешские школы стали важным фактором национального возрождения. Просвещая очень значительную часть молодежи, они создали предпосылки для общего роста культуры народа.

Прошла реорганизация и в высшей школе. В монархии Габсбургов находился старейший в Центральной Европе университет - Пражский (существовали и другие, например, Венский). В Пражском университете традиционно существовали факультеты философский, юридический, медицинский и теологический. Философский факультет считался связующим звеном между гимназиями и высшими факультетами, тремя остальными. Именно он подвергся существенной реорганизации. Основное внимание было уделено развитию природоведческих дисциплин и истории. Новые кафедры обеспечивали изучение философских, математико-астрономических и исторических наук, а также филологии и эстетики. Факультет из двухлетнего стал трехлетним, а в обязательной части курса обучения главное внимание стало уделяться практическим дисциплинам. В 1784 г. были упразднены остатки схоластики на светских факультетах, отменялась церковная цензура, а языком преподавания вместо латинского стал немецкий. Было введено обязательное посещение основного цикла лекций и сдачи экзаменов в установленные сроки. Создавались новые кафедры философского факультета: практической математики, агрономии, инженерных дисциплин. Даже в казалось бы далеких от практики общественных науках создавались предпосылки для приспособления к потребностям времени. Так, лекции Ф.М.Пелцла, первого профессора кафедры чешского языка в Пражском университете, не относились к числу обязательных и посещались теми, кто предполагал работать среди чехов - будущими священниками и чиновниками, так что эта созданная в 1791 г. кафедра тоже имела практическое назначение.

Изменения в обучении на философском факультете были призваны улучшить подготовку студентов прежде всего на факультетах юридическом и медицинском, отсюда и внимание к естественным наукам и истории, В результате начатых с 1774 г. реформ университет избавился от церковного контроля и вошел в состав учреждений абсолютистского государства.

Здравоохранение. Социальное обеспечение

Проводя решительные изменения во всех упомянутых областях жизни, правительства Марии Терезии и Иосифа II понимали и необходимость мер по улучшению здравоохранения и социального обеспечения широких слоев населения. Общее состояние здоровья чешского населения было неудовлетворительным. В 1776 г. был обнародован имперский устав здравоохранения: все органы здравоохранения подчинялись центральной имперской комиссии, обладавшей широкими полномочиями. К концу XVIII в. в Чехии уже насчитывалось до 300 частных и общественных больниц. В 1781 г. Иосиф II издал основные директивные правила, установив важнейшие принципы создания новых лечебных учреждений. Ранее больницы представляли собой учреждения милосердия для бедных, без персонала со специальной подготовкой и без медицинской помощи, теперь же учреждались специализированные клиники, родильные дома, детские приюты и т.п. Развивалась и медицинская наука. Реформы на медицинском факультете Пражского университета повышали квалификацию врачей. Хотя были решены далеко не все проблемы, все же период терезианско-йозефинских реформ стал важной эпохой в истории медицины в монархии, в том числе и в Чехии.

Оценивая реформы рассматриваемого времени в целом, следует констатировать, что они означали перелом в ходе разложения феодальных устоев и объективно приводили к ускорению наступления капитализма. Но все же поставленных перед ними целей они не достигли. Иосиф II не учел многих сложностей реальной действительности. Так, его наиболее радикальная реформа - берний и урбариальный патент - не преодолела сопротивления оппозиции феодалов и была отменена сразу же после смерти Иосифа II. Были ослаблены и другие прогрессивные реформы. Но возвращение крестьян к личной зависимости было уже невозможно.

Также и церковь после 1790 г. усилила свою автономию, однако от подчиненного положения по отношению к государству не избавилась. Многие установления Иосифа II действовали до 1848 г., а кое-какие даже до 1918 г. Значение реформ для формирования чешской нации нового времени столь серьезно, что созданная ими общественная атмосфера получила название “йозефинизма”.

Наука в Чехии в период Просвещения

В 60-е годы XVIII в. в Габсбургской монархии и в Чехии протекал также интенсивный процесс создания науки нового времени, расширявшей свои познавательные возможности и иногда приобретавшей новую идеологическую функцию. Отдельные ученые, ранее изолированные в своей деятельности, стали объединяться в ученые общества. Так, в 1746 г. в Оломоуце возникло “Общество неизвестных ученых”. С 1753 по 1761 г. оно собиралось в Праге под председательством И.Штеплинга, обсуждая различные научные проблемы. В 1771-1772 г. в Праге выходил еженедельник “Пражские ученые известия” на немецком языке, издававшийся Игнацием Антонином Борном (1742-1791). Наука вступала в борьбу в отжившим феодальным обществом.

После запрета иезуитского ордена в умственном развитии чешских земель образовалось несколько направлений. По инициативе И.А.Борна возникло "Частное общество в Чехии для развития математики, естественных наук и отечественной истории”. В 1775 г. оно стало издавать “Рассуждения” на немецком языке. С 1784 года “Частное общество” превратилось в “Чешское общество наук”, которое с 1790 г. получило название “Королевское чешское общество наук” и просуществовало вплоть до 1952 г., когда слилось с Чешской академией наук и искусств, основанной в 1890 г. Ученые общества создавались в Чехии в тяжелой борьбе с защитниками феодальной идеологии, что способствовало возникновению союза между представителями естественных и общественных наук, понимавшими, что силы, тормозящие развитие одной группы научных дисциплин, наносят вред и другой группе.

Чешское общество наук - прогрессивный элемент в общественной структуре Чехии конца XVIII в. В него принимались лица только по научным заслугам, между ними существовало равенство независимо от классового происхождения. Общество придерживалось принципа свободного познания и использования объективных законов природы и социального развития в интересах прогресса.

Новым подходом к национальному прошлому, представлявшемуся контрреформацией в искаженном виде, стремлением создать основы чешского литературного языка, наука повышала национальное и политическое сознание чехов, включая народ в борьбу за новый общественный порядок.

Основной задачей в области общественных наук было достижение уровня, который наблюдался в западноевропейских странах. В гуманитарных науках интерес к светской истории чешской государственности перерастал в интерес к образованности, к развитию чешского языка и исследованию прошлого чешской письменности

Гелазий Добнер

В гуманитарных науках Чехии выделялось несколько ярких личностей. Одним из наиболее ранних ученых такого рода был Гелазий Добнер (1719-1790), немец, член ордена пиаристов, историк-самоучка. Сын ремесленника, Добнер закончил латинскую иезуитскую школу и вступил в католический монашеский орден пиаристов, основанный в 1607 г. Среди обетов, принимавшихся членами ордена, было и безвозмездное обучение юношества. С 1752 г. Добнер работал в Пражской пиаристской гимназии и изучал историю. Он обратил внимание на расхождения в изложении фактов чешской истории в сочинениях католических и некатолических авторов. Это наводило на мысль о необходимости изучения источников в сравнительном плане. Первым трудом Добнера по истории был разбор “Святовацлавской легенды т.н. Христиана”, но главным стал шеститомный перевод “Хроники Чешской” Вацлава Гайка из Либочан с чешского на латинский. На основании многих изысканий Добнер снабдил хронику Гайка критическими комментариями. Сочинение Гайка, вышедшее в свет в 1541 г., в течение двух столетий влияло на чешскую историографию, а критика хроники могла способствовать опровержению контрреформационной концепции чешской истории. Первый том добнеровского перевода вышел в 1761 г. Добнер доказал историческую несостоятельность сведений по древнейшей истории чехов, чему был посвящен этот том, и по существу вычеркнул сочинение Гайка из числа надежных источников. Добнер стал в Чехии зачинателем нового подхода к историческому исследованию, представителем новой методики, зародившейся в эпоху Просвещения. От Добнера берет свое начало концепция чешской древней истории как общества демократичного, без панов и подданных. В развитии чешской историографии творчество Добнера означало решительный поворот от контрреформационной концепции к новому этапу изучения чешской истории.

Франтишек Мартин Пелцл в период Просвещения

Значительный вклад в выработку критического отношения к феодальной идеологии был внесен Франтишком Мартином Пелцлом (1734-1801). Сын ремесленника, он закончил пиаристскую гимназию в г. Рыхнов и стал учеником высшего философского класса пиаристской гимназии в Праге. В научную жизнь Пелцл самостоятельно вступил в 1774 г. сочинением “Краткая история чехов”. В 80-х годах появились его биографии: “Император Карл IV, король чехов” и “История жизни римского и чешского короля Вацлава”. В этих сочинениях выдвигалась новая концепция чешской истории, в частности гуситского движения. При этом оценка гусизма постепенно развивалась. Если в 1774 г. Пелцл упоминает о Гусе лишь как об одном из чешских “ученых мужей”, то в 1779 г. Гус уже характеризуется как реформатор и бесстрашный герой, не отступающий от своих убеждений даже под страхом смерти. Пелцл также критикует позиции церкви гуситской эпохи. Впрочем гуситская революция им решительно осуждается как проявление фанатизма и бунтарство, приведшие в упадок благосостояние страны и общественный порядок.

Подобная точка зрения разделялась и другими историками эпохи Просвещения, которые отрицательно относились к Французской революции, крестьянскому восстанию 1775 г. и другим неординарным событиям такого рода.

Йозеф Добровский (1753-1829)

Наиболее значительной личностью в чешской науке периода правления Иосифа II являлся, бесспорно, молодой тогда Йозеф Добровский. Он действовал в течение двух важнейших периодов истории чешской культуры и идеологии - Просвещения и романтизма.

Родился Добровский в Венгрии, но еще в младенчестве был увезен в Чехию. Отец его - чех, мать, вероятно, немка. Родным языком будущего ученого был немецкий, а чешскому он научился в гимназии города Немецкий Брод, куда поступил в 1762 г. Окончив гимназию высшей ступени в Индржиховом Градце (ею руководили иезуиты), он изучал в Пражском университете философию и теологию, а после его окончания стал домашним учителем в доме графа Ф.Ностица. В 1786 г. Добровский принял сан священника и стал вице-ректором, а позднее и ректором Генеральной семинарии в Оломоуце. В 1790 г., после смерти Иосифа II и упразднения генеральных семинарий, Добровский переехал в Прагу к Ностицам, где занимался научной работой, был активным членом Королевского чешского общества наук, его секретарем и позднее председателем. В 1778 г. он издал на латинском языке сочинение “Пражский фрагмент Святого Евангелия от Марка - ложный автограф”, вступив тем самым на путь критического изучения библейских текстов. Вскоре он перешел к изучению истории древней чешской национальной культуры. Многочисленные мелкие работы Добровского этих лет выделяются скрупулезной филологической критикой текста источников и тщательностью историографического микроанализа. Добровский исследовал те периоды развития чешской культуры, когда наиболее ярко проявляла себя литература на чешском языке. Он доказал, что своего наивысшего развития чешская культура достигла в период гуситского движения. Это свидетельствовало об отходе от контрреформационных оценок и пролагало путь к новой концепции чешской истории, сформулированной позднее в творчестве Палацкого. Добровский подверг сомнению полезность и целесообразность установления о безбрачии католического клира, подорвал веру в святость Яна Непомуцкого, составлявшую один из важнейших тезисов католической историографии. Уже в период Просвещения заметно чешское национальное самосознание Добровского. Вершиной его патриотических выступлений была речь на торжественном заседании Чешского общества наук “О преданности славянских народов австрийскому правящему дому”, произнесенная 25 сентября 1791 г. при посещении Общества императором Леопольдом II. Добровский подчеркивал, что из 21 миллиона человек населения империи 11 миллионов составляют славяне, и это следовало бы учитывать во всей политике государства.

В 1792 г. Добровский посетил Россию. В Петербург он прибыл 17 августа, Работая в Академии наук, он уделил много внимания рукописным сводам, затем переехал в Москву, где пробыл до 7 января 1793 г., исследуя в библиотеках памятники древней славянской письменности. Выработанный Добровским критический метод подхода к историческим источникам позволил ему стать основателем научного исследования славянских языков и литератур, т.е. славянской филологии как науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: