Словакия в Х-XIII вв

Включение словацких территорий в Венгерское королевство

Административно-территориальная организация

На протяжении многих веков Словакия была этнографическим понятием.

После распада Великой Моравии важнейшим фактором в истории словаков стало постоянное усиление влияния венгров. К Х-му в. они овладели частью земель, населенных словаками, в Придунайской низменности. Включение словацких территорий в зону интересов венгров привело к тому, что в долинах южной Словакии славянское население было мадьяризировано или же покинуло эти места. В Х – начале XI в. западная и центральная части территории Словакии неоднократно переходили к правителям соседних Чехии и Польши. В первые десятилетия XI в. особенно во времена правления короля Стефана I, значительная часть словацких земель была присоединена к Венгерскому королевству. Захват северных областей Словакии в XII в. привел к завершению этого процесса.

Словацкая этническая территория компактно располагалась в Северной Венгрии и в Средние века называлась Верхней Венгрией. В основу ее административно-территориальной организации было положено деление на комитаты (отдельная область королевского домена) или жупы. Претерпев определенные изменения, эта система просуществовала до 1922 г., причем из 16 комитатов на рубеже ХХ века только 4 имели словацкий моноэтнический состав, а в 6-ти словаки составляли большинство.

Экономическое развитие Словакии. Социальная структура общества

Þæíûå è çàïàäíûå ñëîâàöêèå çåìëè áûëè íàèáîëåå ðàçâèòîé ÷àñòüþ âåíãåðñêîãî ðàííåôåîäàëüíîãî ãîñóäàðñòâà. Çäåñü ïðåîáëàäàëî îñåäëîå çåìëåäåëü÷åñêîå íàñåëåíèå. Îíî âêëþ÷àëî ïîëóñâîáîäíûõ êðåñòüÿí, èìåâøèõ îãðàíè÷åííîå ïðàâî ïåðåõîäà, ìíîãî÷èñëåííóþ ïðîñëîéêó ëè÷íî ñâîáîäíûõ “çàìêîâûõ ëþäåé”, æèâøèõ â ñåëàõ, óïðàâëÿåìûõ æóïàíîì. Ê ñâîáîäíûì îòíîñèëèñü è âîèíû çàìêà, â ìèðíîå âðåìÿ ïëàòèâøèå äåíåæíûé íàëîã. Îñíîâíîé ðàáî÷åé ñèëîé â èìåíèÿõ êîðîëÿ è ôåîäàëîâ áûëà ÷åëÿäü.  äàëüíåéøåì ïî ìåðå óêðåïëåíèÿ ôåîäàëüíîãî çåìëåâëàäåíèÿ â XIII â. äèôôåðåíöèàöèÿ íàñåëåíèÿ èñ÷åçàåò. Îïðåäåëÿþùåé êàòåãîðèåé ñòàíîâèòñÿ êðåïîñòíîå êðåñòüÿíñòâî. Âîèíû æå ïîñëóæèëè îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ íèçøåãî äâîðÿíñòâà.

Ñëîâàöêàÿ öåðêîâü îêàçàëàñü ïîä âåðõîâíîé âëàñòüþ Îñòðèãîìñêîãî àðõèåïèñêîïñòâà. Â XI â. ïîÿâëÿåòñÿ öåëûé ðÿä ìîíàñòûðåé, ñòàâøèõ êðóïíûìè çåìåëüíûìè ñîáñòâåííèêàìè.

 êîíöå XI â. âîçíèêàåò ðåìåñëåííîå ïðîèçâîäñòâî. Îíî ïîëó÷àåò ðàçâèòèå íà ïåðåêðåñòêàõ òîðãîâûõ ïóòåé.  êîíöå XII â. íà÷èíàåòñÿ ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ãîðîäîâ êàê òîðãîâî-ðåìåñëåííûõ öåíòðîâ.  XIII â. áûëè ñôîðìóëèðîâàíû ïåðâûå ãîðîäñêèå ïðèâèëåãèè. Òàê, Òðíàâà ïîëó÷èëà ïðèâèëåãèþ â 1238 ã., ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò åå äîáèëèñü Çâîëåí è Íèòðà, â ñåðåäèíå âåêà – Áàíñêà Áûñòðèöà è Òðåí÷èí, è â 1291 ã. Áðàòèñëàâà.  Âîñòî÷íîé Ñëîâàêèè öåíòðîì ñòàíîâèòñÿ Êîøèöå.  íèõ ïðåîáëàäàëî íåìåöêîå ïðàâî, çà èñêëþ÷åíèåì Ñïèøñêèõ ãîðîäîâ ñ öåíòðîì â Ëåâî÷å, ïðîöâåòàâøèõ çà ñ÷åò òðàíçèòíîé òîðãîâëè è ðóêîâîäñòâîâàâøèõñÿ ñîáñòâåííûì ïðàâîì è ïîä÷èíÿâøèõñÿ íåïîñðåäñòâåííî ñàìîìó êîðîëþ. Áîãàòñòâî ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ, íàëè÷èå êðóïíûõ ìåñòîðîæäåíèé ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, â ðàçðàáîòêå êîòîðûõ áûëè çàèíòåðåñîâàíû âåíãåðñêèå ôåîäàëû, âûíóæäàåò ïîéòè èõ íà óñòóïêè ãîðíûì ãîðîäàì.

Âõîæäåíèå Ñëîâàêèè â ñîñòàâ Âåíãåðñêîãî êîðîëåâñòâà ïðåäîïðåäåëÿåò ïðåîáëàäàíèå çäåñü êëàññè÷åñêîé âåíãåðñêîé ïîëèòè÷åñêîé êóëüòóðû ýïîõè ôåîäàëèçìà.

Ñëîâàêèÿ â óñëîâèÿõ ôåîäàëüíîé ðàçäðîáëåííîñòè. Ìàòóø ×àê Òðåí÷èíñêèé. Ïîëîæåíèå ãîðîäîâ

 óñëîâèÿõ ôåîäàëüíîé ðàçäðîáëåííîñòè â íà÷àëå XIV â. òåððèòîðèÿ Ñëîâàêèè îêàçàëàñü ðàçäåëåííîé íà äâå ÷àñòè. Ìîãóùåñòâåííûì ïðàâèòåëåì åå çàïàäíûõ çåìåëü ñòàë Ìàòóø ×àê Òðåí÷èíñêèé, ïðîòèâîñòîÿùèé öåíòðàëüíîé êîðîëåâñêîé âëàñòè. Ðàçãðîì ôåîäàëüíîé îïïîçèöèè ïðèâåë ê âîññòàíîâëåíèþ ñèñòåìû ôåîäàëüíîé çàâèñèìîñòè, óêðåïëåíèþ êðóïíûõ ôåîäàëüíûõ õîçÿéñòâ, ðàçâèòèþ ãîðîäîâ è òîðãîâëè. Ê ýòîìó âðåìåíè è â íîâûõ, è â ñòàðûõ ãîðîäñêèõ öåíòðàõ ãîðîäñêîå óïðàâëåíèå ñòðåìèòñÿ âçÿòü â ñâîè ðóêè íåìåöêèé ïàòðèöèàò.

 XIV â. áûëè îñíîâàíû ìíîãèå íûíåøíèå êðóïíûå ãîðîäà Ñëîâàêèè.  ýòîò ïåðèîä ãîðîäà äîáèâàþòñÿ àâòîíîìèè â óïðàâëåíèè è ñóäîïðîèçâîäñòâå. Îíè ñòàíîâÿòñÿ öåíòðàìè ïðèòÿæåíèÿ áåäíåéøèõ ñëîåâ íàñåëåíèÿ, ïðåîáëàäàþùóþ ÷àñòü êîòîðîãî ñîñòàâëÿëè çàâèñèìûå êðåñòüÿíå. Îíè íåñëè ôåîäàëüíóþ ðåíòó, ïëàòèëè öåðêîâíóþ äåñÿòèíó, è ñ XIV â. òàê íàçûâàåìóþ äåâÿòèíó – íàòóðàëüíûé íàëîã ñ çåðíîâûõ è âèíà â ïîëüçó ãîñóäàðñòâà.

Ââåäåíèå íîâûõ ïîâèííîñòåé, óñèëåíèå áàðùèíû ïîñëåäîâàëè çà ïîÿâëåíèåì òóðåöêîé óãðîçû. Çàìåòíîå óõóäøåíèå æèçíè ñåëüñêîãî íàñåëåíèÿ â êîíöå XIV â. âûçûâàåò ïðîòèâîäåéñòâèå êðåñòüÿí. Âîññòàíèÿ, áåãñòâî â ãîðîäà, â ãîðíûå ìàññèâû ïðèîáðåòàþò ìàññîâûé õàðàêòåð.

Ñëîâàöêàÿ êóëüòóðà â Õ-ÕIV ââ.

Ðàçâèòèå îáðàçîâàííîñòè. Àðõèòåêòóðà

Ñ íà÷àëà XIV â. Ñëîâàêèÿ îêàçûâàåòñÿ íà ïåðåêðåñòêå âàæíåéøèõ òîðãîâûõ ïóòåé, ÷òî âåäåò ê óñòàíîâëåíèþ âî âñåõ ñôåðàõ äåÿòåëüíîñòè áîëåå òåñíûõ êîíòàêòîâ ñ ðàçâèòûìè ðåãèîíàìè Åâðîïû. Áûñòðîå ðàçâèòèå ãîðîäîâ, îñîáåííî ñî âòîðîé ïîëîâèíû XIV â. ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî îíè ñòàíîâÿòñÿ êóëüòóðíûìè öåíòðàìè. Çäåñü íà÷èíàåò ðàñïðîñòðàíÿòüñÿ ñâåòñêàÿ îáðàçîâàííîñòü. Ïî-ïðåæíåìó ñîõðàíèëè ñâîå çíà÷åíèå è êàïèòóëüíûå øêîëû â Íèòðå, ðåçèäåíöèè åïèñêîïà, Áðàòèñëàâå è Ñïèøå. Äëÿ ìîëîäûõ äàðîâàíèé èç Ñëîâàêèè ñòàíîâÿòñÿ ïðåñòèæíûìè Ïðàæñêèé, Âåíñêèé è Êðàêîâñêèé óíèâåðñèòåòû.

Традиции романского стиля, для которого были характерны массивные каменные храмы со стенами, украшенными фресками, постепенно со второй четверти XIII в. уступают место готике. Хотя оригинальная архитектурная школа в Словакии в XIV в. не сложилась, местное зодчество отличается заметным своеобразием. Во второй половине XIV в. словацкие мастера возводят ряд церквей с опорной готической системой сводов. Наиболее известное сооружение – собор св. Елизаветы в Кошице. Его строительство продолжалось с конца XIV до середины XV в. Городские ратуши, многочисленные каменные дома городской знати и мещан украшают города. Широкий размах получает возведение вписанных в пейзаж замков местных аристократов..

Если в архитектуре прослеживается влияние пражской школы, то в настенной живописи особенно в среднесловацких шахтерских центрах заметно воздействие итальянских мастеров. На словацкий “прекрасный стиль” оказали влияние чешская, а затем с начала XV в. венская живописная традиция. Особенно ярко в готике проявилась Спишская область. Широкую популярность приобрела деревянная пластика алтарного убранства. На протяжении XIV столетия анонимные вторы совершенствуют свою технику, отказываются от статичного положения фигур, создают все более лирические и выразительные образы мадонн.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: