Жизнедеятельности людей (2 ч.)

Содержание темы

1. Становление социальной работы в общине.

2. Социальная работа в учреждениях здравоохранения.

3. Социальная работа в системе правоохранительных органов.

4. Социальная работа в образовательных учреждениях.

Конспект лекции

Социальная работа в общине. С точки зрения социально-психологического подхода община – это объединение людей, основанное на общих интересах, потребностях, ценностях, деятельности. Социальные работники, по мнению ученых, должны использовать системную модель, поскольку община всегда представляет собой определенную социальную систему.

Участие населения – основная цель и форма деятельности в общине. Это участие имеет социальное, психологическое, административное, политическое значение. Во многих странах это участие оформлено законодательно, например, в США законодательство на федеральном уровне и на уровне штатов дает право гражданам на участие во многих сферах государственной деятельности на уровне общины – от чисто формального присутствия до членства в административных органах и совместной выработки политики. В Европейских странах, в частности, в Дании, общины являются важным органом управления, они традиционно обладают большой самостоятельностью. Общины могут вводить налоги и управляться Советом, избираемым населением.

Работая в общине, социальный работник выполняет много ролей. Деятельность в общине, естественно, требует от специалиста знаний о человеке, групповом поведении, структуре общины, ее внутренних связях и, конечно же, наличия творческого подхода к работе. Исследователи считают, что для работы в общине необходимо иметь следующие сведения о ней:

1. окружение, история, демография;

2. экономическая система;

3. политическая система;

4. образовательная система;

5. социально-культурная система;

6. система гуманитарной помощи;

7. организационные проблемы.

Социальная работа в учреждениях здравоохранения. Здравоохранение – также традиционная сфера деятельности специалистов социальной работы за рубежом.

Первые социальные работники стали работать в медицинских учреждениях еще в начале ХХ в.. В послевоенные годы во многих странах прием на работу медицинских социальных работников активизировался в целях полнее понять и решить проблемы пациентов.

К задачам социальных работников обычно относится защита прав пациентов, социальная адаптация больных людей к пребыванию вне стационара, организация ухода и медицинского обслуживания больных на дому (патронаж) после курса интенсивной терапии, трудотерапия инвалидов. В развитых зарубежных странах медицинские социальные работники участвуют в разработке программ по оздоровлению населения, играют роль связующего звена между местными социальными организациями и медицинскими учреждениями, консультируют медицинский персонал по социальным вопросам, проводят научные исследования и осуществляют руководство социальными службами в самих медицинских учреждениях.

В настоящее время отмечена особая роль этих специалистов в области социальной работы в системе служб психиатрической помощи. Во многих развитых странах (США, Швеция, Великобритания) более трети руководителей центров психического здоровья имеют высшее образование в области социальной работы.

В сфере психиатрии основной вид деятельности социальных работников – профилактика психических заболеваний. В большинстве зарубежных центров психического здоровья развитых стран социальные работники являются участниками «команды», объединяющей врачей-психиатров, психологов и других профессионалов.

Социальная работа в системе правоохранительных органов. Многие социальные работники считают этически недопустимым для себя заниматься вопросами, в какой-то мере ущемляющими социальные права личности. Тем не менее, любой социальный работник, который должен в силу своих служебных обязанностей иметь дело с условно осужденными или работать в местах заключения или в исправительных учреждениях, так или иначе функционально связан с социальным контролем.

Как правило, в большинстве развитых стран социальные работники являются штатными сотрудниками исправительных учреждений, занимаясь в основном консультированием заключенных, а также их адаптацией к жизни в изоляции от общества. Некоторые специалисты занимаются психиатрией и выполняют обязанности медицинских работников в тюремных медицинских службах. Особое внимание социальные работники уделяют заключенным, которым предстоит скоро выйти на свободу, – они контактируют с семьей заключенного, его родными, используют другие социальные ресурсы, чтобы помочь человеку легче адаптироваться к жизни в обществе.

Многие социальные работники используют в пенитенциарных учреждениях системную модель социальной работы, предусматривающую целенаправленные действия в отношении, как самих заключенных, так и тюремного персонала, который часто не имеет социальных знаний и навыков гуманных межличностных отношений с заключенными.

Во многих странах в определенных случаях законом предусмотрено участие социального работника в судебном разбирательстве. В суде социальный работник выступает, как правило, в роли адвоката или защитника интересов клиента, чаще всего несовершеннолетних, инвалидов или пожилых людей. В Северной Ирландии существует вариант социальной службы, объединяющий социальную работу с правонарушителями и их семьями в судах, тюрьмах и в общине.

Социальная работа в образовательных учреждениях. В зарубежных странах социальная работа в школе получила наибольшее распространение в 60-е годы.

В литературе выделяют два подхода к этой сфере социальной работы: социальные работники либо входят в состав персонала школы, либо объединены в специальные службы обеспечения образования. Первый подход имеет место, например, в Германии, второй – в Великобритании.

В школе социальный работник выполняет несколько ролей: дает советы детям и родителям по различным вопросам, консультирует учителей, вспомогательный персонал и администрацию школ, является связующим звеном между школой и местным сообществом.

Социальные работники школ могут также разрабатывать планы и программы, а также возглавлять различные альтернативные образовательные учреждения или вспомогательные школы для детей, которые не могут учиться в общеобразовательной.

В развитых зарубежных странах социальные работники есть и в высших учебных заведениях. Там они помогают студенческим организациям защищать свои права, организовывать жизнь в общежитиях, помогают иностранным студентам, приезжающим на учебу по обмену, а также студентам инвалидам. Нередко социальные работники преподают практические дисциплины студентам, изучающим социальную работу.


РАЗДЕЛ 3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Предполагаемые формы занятий:

индивидуальные сообщения с последующим обсуждением; работа в малых группах; тестовый контроль знаний; коллоквиум «пресс-конференция».

Тема 1. Теоретико-методологические проблемы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: