Спонтанное преданное служение

Существует другой вид практики преданного служения помимо регламентированного служения Господу. Он называется спонтанное преданное служение. Раннее мы говорили о том, что есть два способа удовлетворить Господа: через следование регламентирующим правилам и через влечение сердца. Необходимо различать эти два пути. Та система поклонения Господу, которая практикуется из чувства долга, называется регламентированным преданным служением. Тенденция, в основе которой лежит естественный вкус, называется влечением. Когда ум человека самопроизвольно отвлекается мыслями о каком-либо объекте и все время поглощен ими, это называется влечением сердца. Когда человек испытывает влечение к Господу, нет необходимости раздумывать, что следует делать, а что нет. Влечение – это естественная наклонность. Влечение, которое душа испытывает в обусловленном состоянии, предстает в искаженном виде вследствие ложных телесных представлений о жизни, и принимает в качестве своих желанных объектов материальные вещи. Направляя свое влечение на цветы, пищу, напитки, одурманивающие средства, одежду, дом или объект противоположного пола, живые существа погружаются в мир иллюзий.

По этой причине обусловленные души очень далеки от влечения, направленного к Господу, и преданное служение, питаемое спонтанным влечением, встречается очень редко. Поэтому необходимо тщательно учитывать, что благотворно, а что пагубно сказывается на поклонении Господу. Это приводит к возникновению регламентирующих правил. Правила направляют спонтанное влечение сердца. Они не противостоят ему. Правила можно назвать ритуалом, а влечение – спонтанной привязанностью. Хотя эти понятия различны, в своем чистом состоянии они суть одно. Правила в своем изначальном состоянии помогают влечению сердца. Чистое влечение сердца идет вслед за регламентирующими правилами, которые являются волей Господа. Для Всевышнего на первом плане стоят правила, а для живых существ – спонтанное влечение. Противоречие между спонтанным влечением и необходимостью следовать правилам, наблюдаемое в материальном мире, происходит вследствие нездорового состояния данного влечения. Когда естественное стремление сердца восстанавливает свое первоначальное состояние, правила, сыграв свою роль, отходят на второй план. Поэтому в естественном состоянии для живого существа на первом плане стоит спонтанное влечение. В той же мере, в какой влечение к материальным объектам ведет к деградации, влечение к Господу становится квинтэссенцией бытия. Спонтанное влечение подобно телу, а регламентирующие правила – лекарству. У спонтанного влечения есть множество функций, но функция регламентирующих норм одна – в том, чтобы защищать, лелеять и поддерживать влечение сердца. Когда влечение сердца становится здоровым и полноценным, оно больше уже не зависит от регламентирующих правил.

Источником чистого влечения к Господу является чистая душа – душа, свободная от материальной скверны. Это чистое стремление называется безраздельной преданностью. Ею обладают только чистые души, принимающие участие в чудесных деяниях Господа – Его вечные спутники на Голоке Вриндаване. Когда обусловленные души, услышав об этих деяниях из священных писаний, развивают в себе желание следовать примеру обитателей Вриндавана, безраздельно преданных Кришне, такое служение называют спонтанной преданностью. Источником вдохновения для такой преданности являются уже не заповеди священных писаний, а жадное стремление к желанному объекту. Регламентирующие правила с помощью различных методов стремятся пробудить в душе ее истинную природу. Когда человек начинает следовать этим рекомендациям, движимый духовной «жадностью», такое преданное служение уже следует называть не регламентированным, а спонтанным. Итак, есть два вида духовной практики: регламентированная и спонтанная. Регламентированную практику мы уже обсуждали ранее.

Человек поднимается до уровня спонтанного преданного служения, когда в нем пробуждается жажда служить Кришне с той же безраздельной любовью, что и у Его вечных спутников во Вриндаване. Спонтанное преданное служение включает в себя все те же аспекты, что и регламентированное, но преданный, находящийся на этом уровне, делает все, движимый спонтанным чувством, а не из-за необходимости следовать правилам. Обусловленная душа, живущая в материальном мире, обязательно должна заботиться о своем физическом состоянии, умственном развитии и социальном положении. Всем упомянутым выше предписаниям, регламентирующим эту деятельность с целью помочь человеку на пути становления его преданности и уберечь его от материальных соблазнов, должны также следовать и люди, стоящие на пути спонтанного служения. Практика спонтанного служения – внутренняя, поэтому каким же внешним правилам должен следовать человек? Если человек не будет следовать всем необходимым правилам регламентированного служения, имеющим целью создание условий для внутренней практики, он или раньше срока оставит тело, или вернется к материальной жизни, а его духовное влечение угаснет. Если не принять данный метод развития преданного служения во всей его полноте, то заниматься внутренней практикой будет невозможно, не говоря уже о дальнейшем духовном росте. Хотя у человека интерес к практике спонтанного служения может расти, ему не следует оставлять основные аспекты преданного служения: слушание повествований о Господе, воспевание Его святых имен и т.д. Аналогично тому, как в случае регламентированного преданного служения правила морали становятся зрелыми и изменяют свою форму, в спонтанном преданном служении регламентирующие правила несколько меняют свою эмоциональную окраску и приобретают некоторые независимые качества. В некоторых обстоятельствах эти правила преобразуются незначительно, а в других случаях – полностью. Мы сможем заметить это, просто наблюдая за поведением преданного. Эти видоизменения не установлены в священных писаниях, а являются следствием индивидуального вкуса человека, и поэтому здесь трудно привести какие-либо примеры. Их оправдано приводить только в случае регламентированного преданного служения.

Виды взаимоотношений, царящих между Кришной и Его преданными во Вриндаване, применимы также и к спонтанному преданному служению. Подробно мы рассмотрим их ниже. Здесь же мы упомянем лишь, что, как и в случае безраздельной преданности, спонтанное преданное служение бывает двух видов: имеющее форму страсти и имеющее форму взаимоотношений. Страсть означает жажду наслаждаться чем-либо. Для обусловленных душ это означает объекты чувств. Когда объектом становится Господь, это называется чистой любовью к Богу. Страсть и чистая любовь по сути неотличны, различаются лишь их объекты. Любовь пастушек Вриндавана, вечно освобожденных душ, не имеет иного объекта, кроме Кришны, и ее называют страстью, потому что в духовном мире нет разницы между страстью и любовью. Их безраздельная преданность называется имеющей форму страсти. Преданность тех, кто стремится идти по стопам таких душ, также называется имеющей форму страсти. Когда между преданным и Кришной нет иных взаимоотношений, кроме жажды желанного объекта, подобно жажде воды в пустыне, такая преданность называется имеющей форму не взаимоотношений, а страсти. В спонтанном преданном служении, имеющем форму страсти, у преданного нет иных интересов, кроме доставления наслаждения Кришне. Безраздельная преданность, имеющая форму взаимоотношений, основывается на отношениях четырех видов: господин-слуга, сын-отец, друг-друг, и муж-жена. Подобную преданность, имеющую форму взаимоотношений, можно найти у тех, кто совершенствуется в своем преданном служении, следуя по стопам соответствующих вечных спутников Кришны в духовном мире.

Человеку, который, благодаря практике и общению, развивает в себе жадное стремление служить Господу с любовью, подобной любви какого-либо конкретного обитателя Вриндавана, следует утвердиться в осознании себя слугой этой личности, и, полностью посвятив себя ей, внутренне совершать служение в соответствующем духовном теле. Внешне он должен следовать всем совместимым аспектам регламентированного преданного служения до тех пор, пока не достигнет преддверья чистой любви к Богу. Человек должен следовать правилам священных писаний, помогающим совершенствоваться в его служении Кришне. Он должен с верой служить Кришне и Его преданным. Он должен беседовать о Кришне и Его спутниках и жить в тех местах, где Господь совершал свои чудесные деяния, или мысленно жить во Вриндаване.

Стимулом регламентированного преданного служения являются священные писания и правила совершения служения. Побуждением спонтанного служения является Сам Кришна и Его качества. Поскольку регламентированное преданное служение является дистанцированной формой чистой любви, его иногда называют «официальным» путем. С другой стороны, поскольку спонтанное преданное служение лелеет и вскармливает чистую любовь, его также называют «неофициальным» путем. Регламентированное служение всегда сопровождается осознанием могущества Господа, в то время как спонтанное служение лишено этого. Однако, иногда спонтанные преданные также проявляют «регламентированное» сознание. Качества преданных, практикующих спонтанное преданное служение, будут обсуждаться в следующей главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: