Мне нравится добро христианства, но, к сожалению, в чистом виде эта красивая система, на мой взгляд, не работает. Я тоже исповедовал нечто похожее во взглядах на воспитание детей — никакого насилия, принуждения, никаких наказаний — до тех пор, пока у меня у самого дети не появились.
· Мне было бы исключительно любопытно посмотреть, как бы Иисус сам воспитывал детей — и реагировал на них, когда они начинали бы буянить, с интересом поглядывая в его сторону.
Да, я люблю свободу и люблю людей, и это представляется мне высшей ценностью, но сейчас, и как психолог-практик, и как отец-воспитатель, я не вижу в запретах и противодействии дурному — ничего дурного. Это естественно, это лежит просто в основе земной жизни.
· Земное тяготение —тоже запрет для ребенка: запрет летать. Стена — противодействие желанию свободного прохода. Ожог от огня или кипятка — наказание за баловство с тем, с чем баловаться нельзя.
И это естественно. Но тогда мне непонятно: почему природе можно ограничить моего ребенка в его безобидном желании летать, и ребенок это воспринимает нормально, а мне нельзя ограничить его в его обидном для других желании буянить?
|
|
Другое дело, что мои запреты своей осмысленностью должны воспитывать ответную осмысленность у ребенка, а мои противодействия — никогда не носить характер мести и не разжигать злых желаний у детей. Я так полагаю, что противиться злому можно и нужно; нельзя делать это глупо и зло.
· Твой запрет должен быть продолжением твоей любви. Твое противодействие — выражением твоей заботы. А твое наказание — действием сильного и доброго разума.
Естественно, все это на фоне доброй, спокойной и радостной атмосферы в семье в целом. И наказания в чистом виде, как неприятности за дурное дело, как кару и возмездие, я практически не применяю. Мои действия отвечают на вопрос "Для чего?", а не "Почему?" или "За что?". Происшедшее — только повод, но не основание для моих педагогических действий, которые всегда впередсмотрящи.
· Я не исключаю наказаний "ни за что" и не исключаю праздника для детей в ответ на кучу их дурных поступков. Не важно, что было ДО: важно, что будет ПОСЛЕ моих действий.
Эти короткие педагогические размышления — только о том, что тезис "не противься злому" в чистом виде, в его прямом приложении к человеческой жизни мне представляется неработающим. И поэтому — неправильным.