Понятия, претерпевшие изменения

· Понятия «врожденного «и «приобретенного». При анализе поведения пользоваться этими понятиями можно и нужно, но не следует применять их непосредственно к конкретному поведению, так как в любом поведении можно обнаружить и врожденные, и приобретенные компоненты.

Под «врожденным» понимается не только то, что определено с самого рождения, но и до начала эмбрионального развития и фиксировано на генетическом уровне. Лоренц считал, что это понятие следует в строгом смысле использовать только по отношению к информации о свойствах поведения и его механизмах, которая хранится в генотипе и приобретена в ходе эволюции данного вида. «Врожденные» – видоспецифичесие поведенческие признаки, являющиеся отличительной чертой конституции данного вида и определяющиеся генотипом. В основе этого представления лежит типологическое мышление, свойственное зоологам. Это мышление предполагает, что каждый таксон животных характеризуется набором устойчивых признаков, одни из которых он разделяет со всеми таксонами данного уровня, входящими вместе с ним в таксон более высокого порядка, а другие отличают этот таксон от остальных таксонов такого же уровня. Возможность и необходимость анализировать, какие видоспецифические свойства поведения животных определяются генотипом, а какие – индивидуальным опытом стала парадигмальной установкой постклассической этологии. При этом «генетически детерминированные свойства поведения понимались не как прямой результат действия генов, а как итог сложного развития поведения на эмбриональной и постэмбриональной стадиях.

· Лоренц сформулировал концепцию о существовании врожденных видоспецифических основ механизмов научения, обеспечивающих его адаптивность и определяющих его предрасположенности и ограничения. Важное место в этологической исследовательской программе заняло изучение развития поведения, включая все виды обучения. В рамках этологического подхода делают акцент на видоспецифичности процессов обучения и на наличии качественных различий в их особенностях у разных таксономических групп животных. Кроме того, этот подход базируется на представлении о многообразии видов обучения вообще, без попыток свести их к одному-двум типам как в сравнительной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: