Терминологический словарь

АБСТРАКЦИОНИЗМ – художественное мировоззрение, направление в искусстве, для которого характерна замена натуралистической предметности свободной игрой линий, цветов и форм. Произведения абстракционизма отрешены от форм самой жизни и воплощают цветовые впечатления и фантазии авторов.

АВАНГАРДИЗМ – (от фр. avantgard — передний край, передовой отряд) — это довольно широкое понятие символизирует различные экспериментальные, модернистские, подчеркнуто необычные начинания и поиски в искусстве XX в. На разных этапах первооткрывателями выступали сменявшие друг друга авангардные направления: фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм начала века: сюрреализм 1920—1930-х, новые течения абстрактного искусства 1940—1950-х; различные формы акционизма, поп-арт, концептуальное искусство 1960—1970-х.

ДАДАИЗМ - авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей. Впервые Дадаизм заявил о себе в 1915 г. в Цюрихе. Дадаисты не разрабатывали свой особый художественный стиль. Они бросались из одной крайности в другую, стараясь любыми способами (в том числе и вызывающим поведением) эпатировать самодовольного обывателя. Излюбленные жанры Дадаизма - монтаж, коллаж и "реди-мейд" (обыденные предметы, представленные как произведения искусства).

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ – процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им привычек, норм, свойственных этой культуре.

КАЛОКАГАТИЯ - гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ- движение в искусстве XX века, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. В соответствии с этими установками произведения концептуального искусства принимают самый неожиданный облик - фотографий, текстов, ксероксов, телеграмм, цифр, графиков, схем, репродукций, объектов, не имеющих функционального назначения,- и реализуются как чистый художественный жест, свободный от какой либо пластической формы. Среда, в которой демонстрируются произведения концептуализма или частью которой они являются,- это улица, дорога, поле, лес, горы, морское побережье и др. Во многих концептуальных работах используются природные материалы в их чистом виде - земля, хлеб, снег, трава, зола и пепел от костра.

КУБИЗМ - модернистское течение в изобразительном искусстве первой четверти 20 века, знаменующее собой разрыв с традициями реализма. Кубизму присущ особый характер примитивизации: видения мира через формы геометрически правильных фигур. Кубисты не изображают действительность, а создают иную реальность и передают не облик предмета, а его конструкцию.

МОДЕРНИЗМ общее название художественно-эстетического движения в культуре 20 в., во многом определившего пути развития современного искусства. М. объединяет множество относительно самостоятельных направлений, различных по социальному масштабу и культурно-историческому значению (экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм, поп-арт и др.). Основные черты модернизма - это воинствующий антитрадиционализм, подчеркнутый эстетический антинормативизм, нередко приобретающий бунтарско-эпатирующий и экстравагантно-декларативный характер. М. свойственны принципиальный разрыв с устоявшимся художественным опытом в лице канонизированного реализма, салонного искусства, академической культуры как условие обновления искусства и ощущение переломного кризисного характера этих явлений.

ПОСТМОДЕРНИЗМ – условное наименование исторического периода развития культуры во второй половине XX в. – XXI в. В самом общем смысле постмодернизмом называют "дух времени радикального плюрализма", который объединяет все, что произошло после модернизма в разных видах человеческой деятельности: философии, искусстве, социологии, экономике, политике. Традиционные ценности, прежде всего вера в рационализм, прогресс науки и техники, утрачивают абсолютный характер. Фундаментальные принципы постмодернизма — всеобщая амбивалентность (двойственность, неоднозначность), смещение акцента с произведения на процесс его создания, с предмета на язык, с автора на аудиторию. Искусство постмодернизма безразлично к содержанию и поэтому растворяется в банальности. Среди основных приемов постмодернистского искусства называют: нейтрализация авторитетов, пародийность, сопоставление двух или более миров, стилей, методов, соединение разнородных элементов, прерывистость и фрагментарность мышления, отсутствие ценностных ориентиров. Постмодернизм является эстетикой переходной эпохи, в которой осмеяны идеалы предшествующего времени, а новые не созданы.

ПРИМИТИВИЗМ – в изобразительном искусстве конца 19 – 20 веков сознательное, программное упрощение художественных средств и обращение к формам так называемого примитива – произведений первобытного, народного искусства, детского творчества. Распространение примитива обусловлено стихийным неприятием художника современной культуры.

СИМВОЛИЗМ - одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.

СЮРРЕАЛИЗМ - направление в художественной культуре 20 века, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Автором термина «сюрреализм» является Г.Аполлинер. В сюрреализме человек и мир, пространство и время относительны; все смещается, все искажается, нет ничего определенного и постоянного. Мир воспринимается загадочным и непознанным.

ФОВИЗМ - направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов; сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур; сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи.

ФУТУРИЗМ - авангардистское течение в европейском искусстве начала 20 века, преимущественно в Италии и России, явившееся выражением предощущения социального и культурного разлома. Футуризм отрицает традиции, он устремлен в будущее, где будут преобладать техника, скорость, сила. Главные художественные принципы — скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали,скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: