Период бурного развития науки и промышленности в Европе. Однако подавляющая часть населения новой Европы не имела доступа к благам цивилизации, не имела возможности противостоять давлению власти,
тем более контролировать или ограничивать власть. Власть все более явно выступала тормозом социального прогресса, власть становится источником нарастающих проблем и конфликтов. Анализируя эти реаль-
ности, Руссо выдвигает идею общей воли как основы государственного управления. Народ в лице воли большинства властвует, чиновник, опираясь на законы, принятые волей большинства, управляет — вот формула управления государством в теории Руссо. И в этом проявляется демократизм политической теории Руссо Он доказывает неэффективность представительных форм организации власти и доводит до логического
завершения английскую идею суверенитета народа: если Локк к воле народа обращается в крайних случаях (конфликт между властями), то у Руссо верховенство воли народа — константа политического процесса,
|
|
основополагающее регулятивное начало государства. Как в теориях средневековья государство управляло от имени Бога, так у Руссо оно управляет от имени общей воли. ォРодился новый Богサ — так оценил
идею Руссо франзузский писатель XX в. Альбер Камю. Видимо Камю
хотел подчеркнуть, что идея народного суверенитета столь же иррациональна, как и вера в Бога1.
Но руссоистская воля большинства исключала все другие интересы из сферы влияния на государство и тем самым защиты групповых интересов, интересов отдельного человека с помощью государства и этот ас-
пект концепции, столь привлекательной на первый взгляд (воля большинства как основа политики), вскоре был подвергнут резкой критике2.
Мы же подчеркнем, что в концепции Руссо сфера политики ограничивается до минимума, поскольку исчезает проблема согласования интересов. Принцип властвования большинства выступает как определяющее начало в отношениях ォобщество — властьサ и как принцип 1 См.: Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990. — С.207.
2 Известный французский теоретик либерализма Б. Констан в начале XIX в. писал о Руссо: ォПеренося в наши времена понятия общественной власти и коллективного суверенитета, принадлежащие другим эпохам, этот великий гений, вдохновленный любовью к свободе, создал тем не менее пагубные предпосылки для
нескольких видов тиранииサ. См.: Б. Констан. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей // Полис. — 1993. — №2.