Тип «Человек-Природа»

Таблицы типологий

Тип «Человек-Человек»

Медицинское обслуживание Воспитание и обучение Бытовое обслуживание Информационное обслуживание Защита общества и государства
         

Тип «Человек-Техника»

Создание, монтаж, сборка технических устройств Эксплуатация технических средств Ремонт технических устройств
     

«Человек-Художественный образ»

Создание, проектирование, моделирование, художественных изделий Воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре Воспроизведение, копирование, размножение художественных произведений в массовом производстве
     

Тип «Человек-Знаковая система»

Тексты на родном, и иностранном языках Цифры, формулы, таблицы Чертежи, карты, схемы Звуковые сигналы
       

Тип «Человек-Природа»

Изучение, исследование, анализ состояния и условий жизни растений   Уход за растениями и животными Профилактика заболеваний, растений и животных, борьба с их вредителями и возбудителями болезней
     

Лабораторная работа №2

«Определение интересов и склонностей учащихся»

Дата__ _____________

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Часть I. Знакомство и практическая работа с дифференциально-диагностическим опросником (ДДО).

Одной из самых известных методик для определения интересов и склонностей учащихся является дифференциально-диагностический опросник — ДДО.

Данная методика была разработана под руководством Е. А. Климова сотрудниками ВНИИ профтехобразования. Е. А. Климов предложил все многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от предметов труда, на которые они направлены. ДДО дает важные сведения для предварительной ориентировки в интересах и склонностях молодых людей в рамках изложенной классификации профессий.

Студентам раздаются опросники ДДО и листы ответов к ним. Во время ответов на вопросы и заполнения листа ответов. Каждый студент становится условно учащимся старших классов. Номера и буквенные обозначения в клетках листа ответов соответствуют номерам и обозначениям вопросов. Поэтому ответить на вопрос - значит поставить плюс («да») или минус («нет») в той или иной клетке листа ответов. Отвечать нужно на каждый вопрос без пропусков и каждый раз из двух предлагаемых возможностей «а» или «б» одну (предпочитаемую) отмечать плюсом, другую (отвергаемую) - минусом.

Далее студенты берут вопросник ДНО и, прочитав инструкцию, заполняют лист ответов.

Обработка листа ответов крайне проста. Сначала подсчитывают количество плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов, и проставляют соответствующие суммы в нижних клетках листа.

Вопросы подобраны и сгруппированы таким образом: в первом столбце они относятся к профессиям типа «человек - природа» (условно обозначим П), во втором - «человек - техника» (Т), в третьем - «человек - человек» (Ч), в четвертом - «человек - знаковая система» (3), в пятом - «человек - художественный образ» (X). После того как испытуемые ответили на все вопросы, можно для удобства проставить в верхних клетках столбцов их условные обозначения:

____________________________________________________________

П Т Ч 3 Х

______________________________________________________

Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов, а, возможно, и склонностей к тем или иным областям деятельности.

ВОПРОСНИК ДДО

Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?

1а. Ухаживать за животными.

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным людям, лечить их.

2б. Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин.

За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металлы, пластмассу и т. п.).

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать).

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и др.)

8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, или одежду, дома, продукты питания и др.).

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать.

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.

136. Наблюдать, изучать жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах.

15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые).

16а. Делать лабораторные анализы в больнице.

166. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.

17б. Осуществлять монтаж здания или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т. п.

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по чертежам детали или изделия (машины, одежду), строить здания.

19б. Заниматься черчением, копированием чертежей, карт.

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машинке и др.

ЛИСТ ОТВЕТОВ ДДО

         
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
         

Вывод:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть II. Изучение интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности с помощью методики «Карта интересов».

Карта интересов представляет собой модифицированный вариант методики, опубликованной А. Е. Голомштоком в сборнике «Профориентационная работа в школе». Модификация произведена сотрудниками ВНИИ профтехобразования.

Карта интересов предназначена для изучения интересов и склонностей старшеклассников в различных сферах деятельности. Таких сфер в данной методике насчитывается 24: физика, математика, химия, астрономия, биология, медицина, сельское хозяйство, лесное хозяйство, филология, журналистика, история, искусство, геология, география, общественная деятельность, право, транспорт, педагогика, рабочие специальности, сфера обслуживания, строительство, легкая промышленность, техника, электротехника. Карта интересов насчитывает 144 вопроса, на каждую сферу деятельности приходится но 6 вопросов.

Студентам раздаются вопросники «Карта интересов» и листы ответов к ним. Во время ответов на вопросы и заполнения листа ответов, каждый студент условно становится учащимся старших классов. Далее студенты, внимательно прочитав инструкцию в вопросниках, начинают заполнять листы ответов.

После того, как испытуемые ответили на все вопросы, производится подсчет плюсов и минусов по каждому столбцу листа ответов. Каждый столбец соответствует одной из названных (по порядку) сфер деятельности. Выделяют несколько столбцов (3 - 4), содержащих наибольшее количество плюсов. Столбцы, набравшие максимальное количество плюсов, указывают на предпочитаемые сферы деятельности, их следует в первую очередь учитывать при оценке направленности интересов испытуемого. Если количество плюсов в нескольких столбцах одинаково, то преобладающим интересам у испытуемого соответствуют те из них, которые содержат меньшее количество минусов. Для более обоснованных выводов следует обратить внимание также на столбцы с наибольшим количеством минусов.

При интерпретации данных необходимо учесть и распределение плюсов и минусов по горизонтали. Первые две строки листа ответов (вопросы с 1 по 48) говорят о поверхностных интересах и увлечениях. Вторые две строки (вопросы с 49 по 96) содержат сведения о склонностях, о Стремлении к углубленному познанию. Две последние строки (вопросы с 97 по 144) дают представление о развитых склонностях и наличии некоторых навыков и умений, о стремлении к практической деятельности.

Преобладание плюсов пли минусов по горизонтали дает информацию о глубине интересов, о выраженности склонностей. Большое количество плюсов говорит о хорошо развитых профессиональных интересах. Малое количество плюсов и большее количество минусов свидетельствует о несформированности познавательных и профессиональных интересов. Для защиты проделанной лабораторной работы студентам необходимо проанализировать и сопоставить результаты исследования по I и II части работы.

КАРТА ИНТЕРЕСОВ

У Вас есть возможность продолжить учебу или поступить на интересную работу. Для того, чтобы помочь Вам выбрать профессию, предлагаем перечень вопросов. Подумайте перед тем, как ответить на каждый вопрос, постарайтесь дать как можно более точный ответ.

Если Вы не раз убеждались, что любите или Вам очень нравится то, о чем мы спрашиваем, то в листе ответов в графе под тем же номером, что и номер вопроса, поставьте два плюса; если просто нравится (любите) - один плюс; если не знаете, сомневаетесь - ноль; если не нравится (не любите) - минус; если очень не правится - два минуса. Отвечайте на каждый пункт, не пропуская ни одного.

Вопросы:

ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, ХОТЕЛИ БЫ ВЫ, НРАВИТСЯ ЛИ ВАМ?

1. Уроки по физике.

2. Уроки по математике.

3. Уроки по химии.

4. Читать книги или статьи по астрономии.

5. Читать об опытах на животных.

6. Читать о жизни и работе врачей.

7. Читать о сельскохозяйственных растениях и животных.

8. Читать о лесе.

9. Читать произведения классиков мировой литературы.

10. Читать газеты, журналы, слушать радио, смотреть телепередачи.

11. Уроки истории.

12. Посещать театры, музеи, художественные выставки.

13. Читать литературу о геологических экспедициях.

14. Читать о различных странах, их экономике, государственном устройстве.

15. Организовывать товарищей на выполнение общественной работы и руководить ими.

16. Читать о работе милиции.

17. Читать о моряках, летчиках.

18. Читать о работе воспитателя.

19. Знакомиться с устройством и работой станков.

20. Готовить обеды.

21. Читать о строителях.

22. Заботиться о красоте помещения, в котором Вы учитесь, живете, работаете.

23. Читать о достижениях техники.

24. Знакомиться с устройством бытовых электро - и радиоприборов.

25. Читать научно-популярную литературу об открытиях в физике.

26. Читать научно-популярную литературу о математике.

27. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио- и телепередач и т. д.).

28. Смотреть телепередачи о космонавтах.

29. Изучать биологию.

20. Интересоваться причинами и способами лечения болезней.

31. Изучать ботанику.

32. Проводить время в лесу.

33. Читать литературно-критические статьи.

34. Активно участвовать в общественной жизни.

35. Читать книги об исторических событиях.

33. Слушать симфоническую музыку.

37. Узнавать об открытии новых месторождений полезных ископаемых.

38. Узнавать о географических открытиях.

39. Обсуждать текущие дела и события.

40. Устанавливать дисциплину среди сверстников или младших.

41. Путешествовать по стране.

42. Давать объяснения товарищам, как решить трудную задачу, правильно написать предложение и др.

43. Знакомиться с различными инструментами.

44. Уроки домоводства.

45. Узнавать о новых достижениях в области строительства.

46. Посещать фабрики.

47. Знакомиться с устройством механизмов, машин.

48. Читать статьи в научно-популярных журналах о достижениях в области радиотехники.

49. Разбираться в теории физических явлений.

50. Решать сложные математические задачи.

51.Ставить опыты по химии, следить за ходом химических реакций.

52. Наблюдать за небесными светилами.

53. Вести наблюдения за растениями.

54. Делать перевязки, оказывать первую помощь при ушибах и т. д.

55. Выращивать животных и ухаживать за ними.

56. Собирать гербарий.

57. Писать рассказы и стихи.

58. Наблюдать за поведением и жизнью других людей.

59. Принимать участие в работе исторического кружка, разыскивать материалы, свидетельствующие о событиях прошлого.

60. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.

61. Собирать минералы, интересоваться их происхождением.

62. Изучать природу родного края.

63. Организовывать общественные мероприятия в школе.

64. Обращать особое внимание на поведение людей.

65. Посещать кружок автолюбителей, обслуживать автомобиль.

66. Проводить время с маленькими детьми (читать им книги, что-нибудь рассказывать, помогать чем-либо).

67. Изготавливать различные детали и предметы.

68. Организовывать питание во время походов.

69. Бывать на стройках.

70. Шить одежду.

71. Собирать и ремонтировать механизмы велосипедов, швейных машин, часов и т. п.

72. Ремонтировать бытовые электро- и радиоприборы.

73. Заниматься в физическом кружке.

74. Заниматься в математическом кружке.

75. Готовить растворы, взвешивать реактивы.

76. Посещать планетарий.

77. Посещать кружок биологии.

78. Наблюдать за больными, оказывать им помощь.

79. Наблюдать за природой и вести записи наблюдений.

80. Сажать деревья и ухаживать за ними.

81. Работать со словарем и литературными источниками, библиографическими справочниками.

82. Быстро переключаться с одной работы на другую.

83. Выступать с докладами на исторические темы.

84. Играть на музыкальных инструментах.

85. Составлять описание минералов.

86. Участвовать в географических экспедициях.

87. Выступать с сообщениями о международном положении.

88. Помогать работникам милиции.

89. Посещать кружок юных моряков.

90. Выполнять работу вожатого.

91. Уроки технологии.

92. Давать советы знакомым при покупке одежды.

93. Наблюдать за работой строителя.

94. Знакомиться со швейным производством.

95. Делать модели самолетов, планеров, кораблей.

96. Собирать радиоприемники и электроприборы.

97. Участвовать в олимпиадах по физике.

98. Участвовать в математических олимпиадах.

99. Решать задачи по химии.

100. Участвовать в работе астрономического кружка.

101. Проводить опыты на животных.

102. Изучать функции организма человека и причины возникновения болезней.

103. Проводить опытную работу с целью выращивания новых сельскохозяйственных культур.

104. Быть членом общества охраны природы.

105. Участвовать в диспутах, читательских конференциях.

106. Анализировать события и явления жизни.

107. Интересоваться прошлым нашей страны.

108. Проявлять интерес к истории и теории искусства.

109. Совершать длительные и трудные походы, во время которых приходится напряженно работать по заданной программе.

110. Составлять географические карты и собирать другие географические материалы.

111. Изучать политический строй различных стран.

112. Работа юриста.

113. Посещать кружок юных космонавтов.

114. Работа учителя.

115. Бывать на заводах.

116. Оказывать людям различные услуги.

117. Принимать участие в строительных работах.

118. Знакомиться с изготовлением промышленных товаров.

119. Разбираться в технических чертежах и схемах.

120. Пользоваться точными измерительными приборами и производить расчеты по полученным данным.

121. Проводить опыты по физике.

122. Выполнять работы, требующие знания правил и формул.

123. Ассистировать преподавателю при проведении опытов по химии.

124. Собирать сведения о других планетах.

125. Читать о деятельности великих биологов.

126. Быть активным членом санитарных дружин.

127. Выполнять работу по уходу за сельскохозяйственными машинами и орудиями труда.

128. Знакомиться с ведением лесного хозяйства.

129. Изучать происхождение слов и отдельных словосочетаний.

130. Вести дневник, писать заметки в школьную и городскую газеты.

131. Изучать историческое прошлое других стран.

132. Неоднократно смотреть в театре одну и ту же пьесу.

133. Читать о жизни и деятельности известных геологов.

134. Изучать географию нашей планеты.

135. Изучать биографии выдающихся политических деятелей.

136. Правильно оценивать поступок друга, знакомого, литературного героя и т. д.

137. Читать книги о средствах передвижения.

138. Обучать и воспитывать детей.

139. Наблюдать за действиями квалифицированного рабочего.

140. Постоянно общаться со многими людьми.

141. Проектировать строительные объекты.

142. Посещать выставки легкой промышленности.

143. Выполнять чертежи, проектировать машины.

144. Разбираться в радиосхемах.

Вывод:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛИСТ ОТВЕТОВ (КАРТА ИНТЕРЕСОВ)

                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               
                                               

Лабораторная работа №3

«Особенности потребностно-мотивационной сферы»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: