Перекаты

Наносы в реке располагаются по прямой их перемещения, соединяющей выпуклые берега, образуя косой поперечный вал в русле. Этот наносный вал, над которым глубина воды меньше, чем в смежных участках русла, затрудняет своим мелководьем судоходство и образует перекаты (рис. 5). Между перекатами располагаются глубоководные участки реки — плесы.

Вал, или седловина переката, при пересечении со стрежнем размывается и в нем получается углубление, называемое корытом переката, где находятся самые большие на перекате глубины. По корыту переката проходит судовой ход.

Верхняя по течению пологая часть седловины переката называется напорным скатом. Нижняя по течению часть седловины обрывиста и называется подвальем. Над подвальем находится наименьшая на перекате глубина. Самая верхняя часть подвалья называется гребнем. От формы подвалья, глубины, направления и скорости течения на перекате зависит степень трудности проводки судов по перекату.

Рис. 5. Перекат: 1 — верхняя коса; 2 — нижняя коса; 3 — верхняя плесовая лощина; 4 — нижняя плесовая лощина; 5 — седловина переката; 6 — корыто переката; 7 — напорный скат; 8 — подвалье переката; 9 — гребень переката; 10 — фарватер

Глубоководный участок реки, прилегающий к перекату, называется плесовой лощиной и является началом или окончанием очередного плеса.

Верхняя и нижняя косы перекатов (или пески) располагаются выше и ниже корыта переката. На перекатах судовой ход, как правило, переходит или, как говорят, переваливает от одного берега к другому. Эти места называются перевалами.

Ввиду значительной разницы между осадкой судна и глубиной фарватера на судоходных реках судоводитель-любитель не всегда ощущает мелководье перекатов, но, как правило, судно любителя чувствует изменения и усиление течения на перекате. В плавании необходимо знать и предвидеть степень трудности прохода по тому или иному перекату встречных и обгоняемых судов, способных произвольно менять свой курс движения — рыскать.

Когда любитель ведет свое судно по несудоходной реке или реке, где осуществляется сплав леса, только его умение определить корыто переката, слив воды, форму подвалья и знание судоходных качеств позволяет провести свое судно без посадки на мель и без аварий.

Перекаты очень разнообразны, они отличаются один от другого расположением в русле, элементами в плане и профиле, гидрологическим режимом. Степень трудности судовождения по перекатам зависит от их свойств.

Существует несколько судоводительских классификаций перекатов, поэтому остановимся на характерных особенностях некоторых перекатов, знание которых необходимо судоводителю-любителю.

Перекатом с ровным подвальем (по классификации Д. А. Богданова) называется такой перекат, вал которого расположен поперек фарватера по всей ширине корыта по прямой от верхней косы переката к нижней. Течение одинаково равномерно по всей ширине корыта переката. Судоходные качества переката благоприятные. Суда, идущие снизу, должны вводиться на подвалье переката так, чтобы диаметральная плоскость судна совпадала с направлением течения, для чего выход судна на прямой курс к следованию по корыту переката нужно осуществлять как можно раньше.

Рис. 6. Течение на перекате с выпуклым подвальем

Перекат с выпуклым подвальем по той же классификации образуется чаще всего там, где водой переносится много наносов, где происходит размыв русла и особенно яров. Отложение накосов в средней части подвалья приводит к его выпуклости в плане и профиле. Выпуклость подвалья происходит за счет более или менее значительного подвального осередка в центре подвалья, где обычно находятся самые малые глубины. Поэтому течение на перекате веерообразное и нет ярко выраженной главной струи — стрежня (рис. 6). Судоходные качества такого переката плохие, так как фарватер может менять свое направление то с одной, то с другой стороны выпуклости подвалья. Веерообразное течение сбивает суда с курса к границам фарватера (к берегам).

Перекат «россыпь» (по классификации И. Ф. Попкова) располагается преимущественно в низовьях рек. Образуется застругами кос, лежащих на противоположных берегах, и шалыгами. Подвальев бывает несколько и обычно они имеют неправильную форму. Перекат часто изменяется. Заструги, шалыги, осередки образуют неправильное течение, что вызывает рыскливость судов. Из-за нечетко выраженного подвалья проход судов по такому перекату затруднителен и по нему рекомендуется идти, замеряя глубину.

Устьевые перекаты (по классификации И. Ф, Попкова) образуются во время половодья, когда вода из главной реки заходит в приток, занося свои наносы, где они осаждаются. Кроме того, подпор воды в притоке задерживает и движение в нем воды, чем способствует осаждению наносов. Со спадом воды после половодья эти наносы образуют в притоке, выше его устья, устьевые перекаты, которые иногда тянутся на несколько десятков километров. Образуются также косы, надводные и подводные осередки, острова, которые вода притока не может смыть в межень. Устьевые перекаты обычно очень затрудняют судоходство.

Любитель зачастую начинает свой туристский поход в несудоходном притоке, который впадает в судоходную реку. Поэтому важно узнать, есть ли в устье притока устьевые перекаты, какова их глубина и может ли судно любителя пройти через эти перекаты.

Если в межень через эти перекаты пройти в судоходную реку нельзя, то нужно узнать сроки, когда начинается межень, с тем чтобы организовать поход раньше и пройти через устьевые перекаты до минимального горизонта воды на них. На устьевых перекатах горизонт может повышаться за счет попусков плотин, имеющихся как в главной реке, выше устья притока, так и в притоке.

 
 
ОСОБЕННОСТИ РАССТАНОВКИ НАВИГАЦИОННЫХ ЗНАКОВ Схемы расстановки навигационных знаков на реках корректируют ежегодно, на водохранилищах сохраняют неизменными в течение 5—10 лет. Эти схемы составлены с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечивают ориентацию судоводителей по впереди расположенным знакам (днем со знака на знак, ночью с огня на огонь). Исключения из этого правила допускаются на водных путях, где судовые ходы расположены вдоль ходового берега, обозначены ходовыми знаками и имеют ширину, превышающую гарантированную. Исключение допускается также на водных путях, где оба берега ходовые, и движение судов возможно по всей ширине русла. На реках основными навигационными знаками, обозначающими положение судового хода, являются береговые знаки (створные, перевальные, ходовые, знаки «Ориентир» и весенние). Плавучие знаки дополняют навигационное оборудование судового хода. На водохранилищах основными знаками навигационного ограждения являются створы (осевые и щелевые), знаки «Ориентир» и русловые маяки. На озерно-речных участках водохранилищ и на водохранилищах небольшой ширины (до нескольких километров) на ходовых берегах стоят перевальные и ходовые знаки. Плавучие знаки (кромочные или осевые) установлены там, где условия видимости ограничивают действие створов, а также там, где направление движения судов нельзя обозначить береговыми знаками из-за кривизны судового хода или отдаленности берега. На поворотах судовых ходов стоят поворотные буи, а на всех ответвлениях транзитных судовых ходов — разделительные.
 
 

Береговые информационные знаки

Эти знаки служат для передачи судоводителям различных сведений о состоянии и особенностях участка водного пути. Все информационные знаки разделены по назначению на четыре группы: запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательные. Каждый информационный знак состоит из сигнального щита на опоре или мачты с реей (поперечиной), на ноках (концах) которой вывешивают сигналы в виде объемных фигур. Под основным щитом могут быть дополнительные щиты с указанием зоны, времени действия знака и другой информации.

Запрещающие знаки
информируют судоводителей об ограничениях в движении судов или об определенных правилах, которые должны соблюдаться на данном участке водного пути.

Знак «Расхождение и обгон составов запрещены!» относится к судам и составам длиной более 120 м
Знак «Расхождение и обгон запрещены!» — к любым судам. Оба этих знака стоят в начале и конце участка, на котором не разрешены обгон и расхождение судов.
Знак «Не создавать волнения!» установлен на тех участках водного пути, где запрещено создавать волнение: у пассажирских причалов и дебаркадеров, купален, переправ, заправочных и лодочных станций. В районах этих знаков водоизмещающие суда должны сбавлять ход.
Знак «Движение мелких плавсредств запрещено!» относится непосредственно к маломерным судам. Этот знак стоит в начале и конце участка, где на судовом ходу запрещено движение плавучих средств (на рейде, в подходном канале, у причала и т. д.).
Знак «Якоря не бросать!» обозначает зону подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, цепи-волокуши, лоты. Знак установлен там, где судовой ход пересекают под водой кабели, трубопроводы, дюкеры и др. При ширине русла до 500 м знаки стоят на одном берегу парами на расстоянии 100 м выше и ниже подводного перехода так, что каждая пара образует поперечный створ. Если ширина реки более 500 м, знаки стоят на каждом берегу. Если судовой ход расположен вдоль ходового берега, створы из знаков могут стоять на одном берегу независимо от ширины реки. На каналах и в черте населенного пункта вместо створов может стоять одиночный знак — по оси подводного перехода на каждом берегу. Опоры всех вышеперечисленных знаков окрашены в цвет, контрастирующий с фоном местности, или чередующимися горизонтальными полосами белого и черного либо белого и красного цветов.
Знак «Семафор» обозначает участки с односторонним (поочередным) движением судов (узкости, рукава, протоки, крутые колена), а также регулирует очередность движения судов через разведенные части наплавных мостов. На ноке реи семафорной мачты в разных сочетаниях вывешивают по две объемные фигуры треугольного и прямоугольного силуэтов — конус вершиной вверх и цилиндр. Конус окрашен в красный цвет, цилиндр в черный или белый в зависимости от фона местности. Мачта и рея окрашены в белый цвет на темном фоне или в красный на светлом. Если на семафорной мачте нет сигнальных фигур или есть только одна из них, участок пути считается закрытым. Сочетания фигур обозначают следующее:
Знак семафора "Ход закрыт сверху» — конус над цилиндром (варианты для светлого и темного фона)
Знак семафора «Ход закрыт снизу» — конус под цилиндром (варианты для светлого и темного фона)
Знак семафора «Ход закрыт сверху и снизу» — два конуса один над другим (варианты для светлого и темного фона)

Указательные знаки
информируют судоводителей о нахождении объектов, расстояниях и т. д.

Знак «Указатель рейда» (рейдовый знак) обозначает верхнюю и нижнюю границы рейда. Он имеет вид створа: на переднем знаке створа равнобедренный треугольник основанием вниз, на заднем — основанием вверх. Внутри треугольников и на дополнительном прямоугольном щите внизу может быть приведена информация о характеристиках рейда (числе линий судов-пыжей, номере, длине и направлении рейда). Опоры окрашены чередующимися полосами белого и черного или белого и красного цветов.
Знак «Место оборота судов» указывает участок пути, где транспортным судам наиболее безопасно делать оборот. .
Знак «Пост судоходной инспекции» обозначает место базирования подразделений инспекции судоходства.
Знак «Указатель расстояний» сообщает судоводителю расстояние в километрах по речной карте от устья реки. Такие знаки установлены через каждые 5 км.
Знак «Указатель местности» обозначает места впадения притоков, названия населенных пунктов и т. п. Опоры перечисленных знаков окрашены в белый или черный цвет — в зависимости от фона местности
Знак "СТОП" в разных вариантах

Знак «Сигнальная мачта» информирует судоводителей о глубине и ширине судового хода, если отсутствуют другие средства информации. Имеется два варианта сигнальной мачты: перекатная и плесовая.
Перекатная мачта указывает наименьшие фактические глубину и ширину судового хода на перекате, расстояние до которого от устья реки указано на щите мачты. Знаки глубины вывешены на верхнем по течению ноке мачтовой реи, знаки ширины — на нижнем. (варианты для светлого и темного фона)
Плесовая мачта указывает только наименьшие фактические глубины на участках (плесах) реки выше и ниже мачты. На верхнем по течению ноке реи вывешены знаки глубины для участка выше мачты, на нижнем — для участка ниже мачты. На верхнем щите плесовой мачты указаны в километрах границы участка, к которому относится мачта, на нижнем щите — число километров по речной карте до ближайших к мачте перекатов с наименьшей глубиной (ниже и выше мачты по течению). Цифры на нижнем щите периодически меняются. Мачты и рея на темном фоне имеют чередующиеся полосы красного и белого цветов, на светлом фоне — черного и белого цветов.

Глубину и ширину судового хода обозначают посредством специальных сигнальных фигур: глубину — посредством объемных прямоугольных фигур и шаров (малых и больших), ширину—посредством объемных ромбовидных фигур и шаров. Для обозначения глубины судового хода, в 1,25 раза превышающей наибольшую осадку судов, плавающих по данному участку водного пути, применяют сигнальную фигуру в виде креста. Большие шары окрашены всегда в красный цвет, остальные фигуры — в зависимости от фона местности в черный или белый цвет.

Знаки глубины — это прямоугольный, большой и малый шары для обозначения соответственно 1 м, 20 см и 5 см. Знаки ширины — это ромбовидный большой и малый шары для обозначения соответственно 50, 20 и 5 м.

Предупреждающие знаки
информируют судоводителей о необходимости соблюдать осторожность на данном участке пути.

Знак «Внимание!» предупреждает о не просматривающихся узкостях судового хода, крутых поворотах, паромных переправах и других местах, где необходима особая осторожность. Он установлен в начале и конце участка.
   
Знак "Пересечение судового хода" обозначает места, где судовой ход пересекают судовые или паромные переправы.

Предписывающие знаки
информируют судоводителей о необходимости выполнять определенные требования при проводке судна.

Знак «Соблюдать надводный габарит!» обозначает надводные переходы (линии электропередачи, связи и т. д.). Он установлен также у судоходных пролетов мостов. Цифра на щите показывает максимально допустимую габаритную высоту судна, которая отсчитывается от максимального судоходного уровня воды. Знаки установлены на каждом берегу в 100 м от оси перехода выше и ниже по течению. На реке шириной до 100 м щиты знаков могут быть прикреплены к мачтам перехода на высоте не менее 5 м. На мостах знаки установлены на опорах или на фермах. Если высота надводного перехода в течение всей навигации более чем на 6 м выше самых высоких мачт судов, знак не устанавливают.
   
Знак «Скорость ограничена!» предупреждает водоизмещающие суда о необходимости снизить скорость до значения, указанного в центре щита. Знак стоит, например, на каналах, в аванпортах, на акваториях рейдов. Он установлен в начале и конце участка с ограничением скорости.

Опоры предупреждающих и предписывающих знаков окрашены в цвет, контрастирующий с фоном местности, или чередующимися полосами белого и красного либо белого и черного цветов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: