Роберт Стернберг

Родился 8 декабря 1949 г. в Ньюарке (Нью-Джерси) в учительской семье. Интерес к пси­хологии, особенно тестам интеллекта, возник у него еще в детские годы из-за того, что во время обучения в школе он всегда имел низкие показатели по этим тестам и не мог со­гласиться с подобным обстоятельством. Окончил Йельский университет со степенью ба­калавра (1972), степень доктора философии получил в Стэнфордском университете (1975). Профессор факультета психологии Йельского университета. Имеет многочислен­ные публикации по различным направлениям психологической науки, один из наиболее часто цитируемых современных исследователей. Избирался президентом Американской психологической ассоциации. Наибольшую известность получила его триархическая тео­рия интеллекта.

цией известного американского психолога Роберта Стернберга, чья иерархиче­ская модель интеллекта, разрабатывавшаяся в этот период, претендовала на объяс­нение взаимоотношений между интеллектом, с одной стороны, и познавательными процессами, опытом индивида, наконец, его поведением, с другой — (подробнее об этом далее). Несмотря на то что эта модель интеллекта носит откровенно ког-нитивистский характер, важно то, что ее автор критикует психофизиологическую редукцию интеллекта, свойственную, например, исследованиям Г. Айзенка. Еще одним свидетельством внимания психологов к проблеме интеллекта стало изда­ние «Международного информационного бюллетеня по человеческому интеллек­ту» (Human Intelligence International Newsletter, 1980-1987), который освещал не только исследования в разных странах, но и приложение их результатов в облас­ти образования. Важным событием для понимания места и значения тестов в совре­менном обществе становится выход в свет книги «Тестирование способностей: об­ласти применения, следствия и полемические вопросы» (Ability Testing: Uses, Con­sequences, and Controversies, 1982). В этом двухтомном труде рассматривались результаты использования тестов способностей в школах и высших учебных за­ведениях, при приеме на работу. Особое внимание было уделено этическим про­блемам, возникающим в психологическом тестировании.

В эти годы еще одна теория пополняет анналы психологии интеллекта. Ее со­здатель Ховард Гарднер стремится доказать, что интеллект — явление многоком­понентное, а эти компоненты (по крайней мере пять) функционируют самостоя­тельно и отличаются друг от друга (подробнее см. далее).

Пополняется арсенал личностных опросников. Достоянием психодиагностов в 1989 г. становится MMPI-2. Несмотря на свое сходство с MMPI, MMPI-2 — это новый диагностический инструмент. Такой вывод следует из множества новаций в MMPI-2. Достаточно сказать, что появилось 15 новых так называемых содер­жательных шкал, каждая из которых, за исключением трех, «сопровождается» разным количеством субшкал (всего 27 субшкал). Имелись и другие новшества. Опросник был стандартизирован на выборке с одинаковым представительством мужчин и женщин и пропорциональным представительством национальных мень­шинств. Необходимость в появлении MMPI-2 обусловлена различными причи­нами. Прежде всего следует вспомнить о том, что с момента рождения MMPI про­шло немало времени и требовалась по крайней мере очередная стандартизация. Разработчики стремились исключить двусмысленные или «обидные» утвержде­ния, например такие: «Я думаю, что Линкольн был более знаменитым человеком,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: