Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: «У нее долгое прошлое, но короткая история». Становление психодиагностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, измерением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX — начале XX в., создавших первые методики «измерения ума».
В XX в. психологическое тестирование приобретает широкую известность и популярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако не подкрепленное развитием теории психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х — начала 1930-х гг. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие тестирования с дифференциально-психологическим направлением. Последующая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях.
Как сказано во введении, решающий вклад в становлении и развитии психодиагностики был внесен американскими психологами. Многие из них были выдающимися психологами своего времени, во многом определившими лицо психологии XX в. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психодиагностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психологам. Отмечая значение вклада американских психологов в развитие психодиагностики, не следует забывать и о том, что невозможно существование науки об измерении индивидуально-психологических различий вне европейской психологической мысли, столь многое давшей для возникновения этой области психологии.
Несмотря на почти неограниченные возможности выбора диагностических методик, психологи в своей повседневной деятельности используют немногим более десятка, относящихся к наиболее известным и совершенствуемым на протяжении многих лет. Каждый из этих тестов — своеобразная веха в историческом развитии психодиагностики.
В дореволюционной России с начала XX в. психологические тесты использовались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской психологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеологических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в после-
военные годы объявленных орудием «психологов-расистов». Возрождение исследований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской психологии были достигнуты определенные успехи.
В заключение нам также хотелось бы подчеркнуть, что история психодиагностики — это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики — это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно измерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивидуальных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.
Основные события, происходившие в психодиагностике (или оказавшие существенное влияние на ее развитие) с момента ее зарождения по начало XXI в., представлены в нижеследующей таблице.
Год | Личность или органшация(и) | Событие |
Френсис Гальтон | Публикация работы «Классификация людей в соответствии с их природными дарованиями», стимулировавшей изучение индивидуальных различий | |
Френсис Гальтон | Публикация статей «Психометрические факты» и «Психометрический эксперимент». Начало психометрических исследований | |
Вильгельм Вундт | Открытие первой в мире психологической лаборатории (Германия, Лейпциг) | |
Френсис Гальтон | Первое описание методов исследования характера. Начало массовых исследований в психодиагностике. Открытие антропометрической лаборатории в Лондоне | |
Владимир Бехтерев | Открытие первой психологической лаборатории в России | |
Френсис Гальтон | Открытие метода корреляции | |
Джеймс Маккин Кеттелл | Открытие лаборатории тестирования в Пенсильванском университете (США) | |
Джеймс Маккии Кеттелл | Публикация статьи «Умственные тесты и измерение» | |
Джеймс Маккин Кеттелл | Открытие психологической лаборатории в Колумбийском университете (США) | |
Эмиль Крепелин | Начало использования тестов в психопатологии | |
Эмиль Крепелин | Классификация психических болезней | |
Альфред Бине и Виктор Анри | Первое описание тестов интеллект, базирующихся на изучении сложных психических процессов | |
Герман Эббингауз | Тест пропущенных слогов и слов | |
Дж. М. Раис | Начало широкомасштабного использования учебных тестов в школах США |
Год | Личность или организация(и) | Событие |
Эдвард Торндайк | Выход в свет книги «Введение в теорию умственных и социальных измерений» | |
Карл Пирсон | Формулирование теории корреляций | |
Чарльз Спирмен | Создание двухфакторной теории интеллекта и первой техники факторного анализа | |
Альфред Бине и Виктор Анри | Шкала Бине для измерения уровня интеллекта детей | |
Эдвард Торндайк | Первый учебник по образовательной психологии и измерению в образовании | |
Феликс Крюгер и Чарльз Спирмен | Вводится термин «коэффициент надежности» | |
Альфред Бине | Второе, пересмотренное издание шкалы Бине. Введение понятия «умственный возраст» | |
Григорий Россолимо | Публикация книги «Психологические профили» | |
Чарльз Спирмен и Браун | Формула Спирмена — Брауна для определения надежности тестов | |
Вильям Штерн | Введение понятия «коэффициент интеллекта» | |
Левис Терман | Адаптация шкалы Бине в США (Стэнфорд — Бине шкала) | |
Роберт Вудвортс | Первый личностный опросник | |
Роберт Йеркс с коллегами | Публикация армейских тестов «Альфа» и «Бета» | |
Артур Отис | Первые групповые тесты | |
Герман Роршах | Публикация теста, «основанного на перцепции» и получившего имя автора, появление термина «психодиагностика» | |
Самуил Кос | Публикация невербального теста интеллекта «Кубики Коса» | |
Арнольд Гезелл | Выход в свет книги «Умственное развитие ребенка дошкольного возраста» | |
Эдвард Стронг | Бланк профессиональных интересов | |
Луис Терстоун | Развитие техники факторного анализа Мультифакторная теория структуры интеллекта. Публикация работы «Надежность и валид-ность теста» | |
Кристиана Морган и Генри Мюррей | Первое описание проективной техники — теста тематической апперцепции | |
ЦК ВКП(б) | Постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов», прекращение использования тестов в СССР | |
Левис Терман и Мод Меррилл | Стэнфорд — Бине шкала интеллекта (вторая редакция америанского варианта шкалы Бине) | |
Оскар Бурое (редактор) | Выход в свет первого тома «Ежегодника психических измерений» | |
Лауретта Бендер | Бендер гештальт-тест | |
Дж. Равен, Л. Пенроуз | Тест прогрессивных матриц | |
Луис Терстоун | Тест первичных умственных способностей |
Год | Личность или организация(и) | Событие |
Арнольд Гезелл | Публикация шкалы зрелости | |
Дэвид Векслер | Векслер-Белльвью шкала измерения интеллекта | |
Леопольд Фрэнк | Появление термина «проективная техника» | |
Старк Хатауэй и Маккинли | Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) | |
Артур Отис | Классификационный тест | |
Бюро стратегических служб США | Разработка ситуационных тестов | |
Бюро стратегических служб США | Появление термина «психологическая оценка» | |
С. Стивене | Вводит понятия номинативной шкалы, интервальной, порядковой и шкалы отношений | |
В США образована «Служба образовательного тестирования» | ||
Раймонд Кетгелл | Опросник шестнадцати факторов личности (16 PF) | |
Ли Кронбах | Формула расчета «коэффициента альфа» | |
Американская психиатрическая ассоциация | «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам» (DSM-I) | |
Американская психологическая ассоциация | Принятие «Этических стандартов для психологов» | |
Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований, Национальный Совет по измерениям в образовании | Публикация книги «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических методик» | |
Пол Мил | Публикация книги «Клинический или статистический прогноз», начало дискуссии об эффективности разных типов обобщения диагностических результатов | |
Джордж Келли | Публикация книги «Психология личностных конструктов» | |
Национальная образовательная ассоциация США | Публикация книги «Технические рекомендации для тестов достижений» | |
Ли Кронбах и Пол. Мил | Введение понятия «конструктная валидность» | |
Ганс Айзенк | Первый опросник Айзенка для измерения нейротизма и экстраверсии — интроверсии | |
Чарльз Осгуд | Методика семантического дифференциала | |
Джой Пол Гилфорд | Разработка тестов для измерения творческих способностей | |
Г. Раш | Новая (неклассическая) модель конструирования психологических тестов | |
Роберт Глезер | Критериально-ориентированное тестирование | |
1963-1970 | Начало использования компьютеров в психодиагностике, появление и распространение компьютерных версий тестов на Западе |
Год | Личность или организацин(и) | Событие |
Американская психологическая ассоциация | Публикация книги «Стандарты для образовательных и психологических тестов и руководств к ним» на основе предшествующих изданий, таких как «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических техник» (1954) и «Технические рекомендации для тестов достижений» (1 955) | |
Джой Пол Гилфорд | «Кубическая» модель структуры интеллекта | |
Вальтер Мишель | Издание книги «Личность и оценка» — начало дискуссии о роли личностных и ситуационных переменных | |
Борис Ананьев | Публикация статьи «Комплексное изучение человека и психологическая диагностика», знаменующей признание этого направления исследований в советской психологии | |
Центральный сове! Общества психологов СССР | Восстановление психодиагностики в правах области психологической науки в Советском Союзе | |
Жан Кардии и др. | Образование «Международной комиссии по тестам» (ITC) | |
Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований, Национальный совет но измерениям в образовании | Издание книги «Стандарты для образовательных и психологических гестов» (на основе «Стандартов для образовательных и психологических тестов и руководств к ним») | |
1.977 | Американская психологическая ассоциация. Американская ассоциация образовательных исследований и Национальный совет по измерениям в образовании | Публикация книги «Стандарты для образовательных и психологических гестов» (новая редакция) |
Вадим Блейхср и Леонид Бурлачук | Публикация первой в СССР (после 1936 г.) монографии по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и личности» | |
Судебные органы США | Судебный процесс в штате Калифорния, признавший, что тесты, используемые для оценки интеллекта детей американцев африканского происхождения с целью установления среди них умственно отсталых, выявляют культурные различия | |
Американская психологическая ассоциация | Шестое издание «Этических стандартов психологов» | |
Судебные органы США | Судебный процесс в штате Иллинойс, признавший, что результаты гестов интеллекта не обусловлены расовыми или культурными различиями и не могут рассматриваться как способствующие дискриминации детей американцев африканского происхождения |
Год | Личность или организация (и) | Событие |
Американская психологическая ассоциация | Издание «Этических принципов психологов» (на основе предшествующих «Этических стандартов психологов») | |
Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований и Национальный совет по измерениям в образовании | Переработанное издание книги «Стандарты для образовательного и психологического тестирования» | |
Р. Хамблетон с соавт. | Публикация книги «Задание-ответ: теория» | |
Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований и Национальный совет по измерениям в образовании | Создание «Объединенного комитета по практике тестирования» с целью более эффективной работы профессиональных организаций и издателей тестов в области психологической оценки | |
Алексей Бодалев, Владимир Столин и коллектив авторов | Первое в СССР учебное пособие по психодиагностике для студентов-психологов: «Общая психодиагностика» | |
Дж. Бучер, В. Дальстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер | Публикация MMPI-2 | |
Л. Бурлачук, С. Морозов | Первый в СССР «Словарь-справочник по психологической диагностике» | |
Американская психологическая ассоциация | Издание книги «Этические принципы психологов и кодекс поведения» (на основе «Этических принципов психологов», опубликованных в 1990 г.) | |
Американская психологическая ассоциация, министерства обороны, просвещения и труда США | Создание государственного Совета по тестированию и оценке | |
Анна Анастази, Сыозан Урбина | Седьмое издание книги «Психологическое тестирование» (перевод на русский язык в 2001 г.) | |
Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований и Национальный совет по измерениям в образовании | Новое, переработанное издание книги «Стандарты для образовательного и психологического тестирования»; внесены изменения в формулирование такого понятия, как «валидность теста» | |
Американская психологическая ассоциация | Второе издание книги «Этические принципы психологов и кодекс поведения» | |
Леонид Бурлачук | Первое издание книги «Психодиагностика: Учебник» | |
Дж. Ройд | Пятая редакция шкалы Стэнфорд — Бине |
Год | Личность или организация(и) | Событие |
Многочисленные участники дискуссии, редакция журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики» | Первая в России после 1970-х гг. дискуссия о тестах интеллекта | |
М. Акимова, К. Гуревич (ред.) и коллектив авторов | Третье издание книги «Психологическая диагностика: Учебник для вузов» | |
Леонид Бурлачук | Третье издание «Словаря-справочника по психодиагностике» | |
Кюрф Гейсинжер, Роберт Спайс, Жанет Карлсон и Барбара Плайк (ред.) | 17-й том «Ежегодника психических измерений» |