Заключение. Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий

Истоки психологической диагностики теряются в веках, поскольку потребность в учете индивидуальных различий, выявлять и измерять которые стремится эта наука, возникает у человека в глубокой древности. К психодиагностике уместно отнести известное высказывание Г. Эббингауза, характеризующее психологию в целом: «У нее долгое прошлое, но короткая история». Становление психодиаг­ностики как науки обусловлено развитием экспериментальной психологии, изме­рением психических явлений. Начало психодиагностическим исследованиям было положено работами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, А. Бине и других ученых в конце XIX — начале XX в., создавших первые методики «измерения ума».

В XX в. психологическое тестирование приобретает широкую известность и по­пулярность, обеспечивая решение многих практических задач в промышленности, образовании, здравоохранении, армии. Однако не подкрепленное развитием тео­рии психологическое тестирование проходит через кризис конца 1920-х — начала 1930-х гг. Под влиянием кризиса начинается более активное взаимодействие те­стирования с дифференциально-психологическим направлением. Последующая интеграция этих направлений имеет решающее значение для развития науки об индивидуально-психологических различиях.

Как сказано во введении, решающий вклад в становлении и развитии психо­диагностики был внесен американскими психологами. Многие из них были выда­ющимися психологами своего времени, во многом определившими лицо психоло­гии XX в. За время, прошедшее с первых опытов Френсиса Гальтона, в психоди­агностике было разработано огромное количество разнообразных тестов, заслуга постоянной систематизации которых также принадлежит американским психоло­гам. Отмечая значение вклада американских психологов в развитие психодиагно­стики, не следует забывать и о том, что невозможно существование науки об из­мерении индивидуально-психологических различий вне европейской психологи­ческой мысли, столь многое давшей для возникновения этой области психологии.

Несмотря на почти неограниченные возможности выбора диагностических методик, психологи в своей повседневной деятельности используют немногим бо­лее десятка, относящихся к наиболее известным и совершенствуемым на протя­жении многих лет. Каждый из этих тестов — своеобразная веха в историческом развитии психодиагностики.

В дореволюционной России с начала XX в. психологические тесты использо­вались и разрабатывались прежде всего для нужд образования. В советской пси­хологии расцвет тестирования в педологии и психотехнике под влиянием идеоло­гических установок сменяется в 1936 г. запретом на применение тестов, в после-


военные годы объявленных орудием «психологов-расистов». Возрождение иссле­дований происходит в конце 1960-х гг. Однако «разрешение на тесты» не находит сколько-нибудь заметной поддержки со стороны официальной психологии. Тем не менее за двадцатилетний период развития психодиагностики в советской пси­хологии были достигнуты определенные успехи.

В заключение нам также хотелось бы подчеркнуть, что история психодиагно­стики — это не история тестов, как может показаться на первый взгляд. История психодиагностики — это история теорий и тестов, разработанных на основе этих теорий. Поэтому-то и нецелесообразно сегодня говорить о преимущественно из­мерительной направленности психодиагностики и разработке теории индивиду­альных различий в дифференциальной психологии. Одно не может существовать без другого.

Основные события, происходившие в психодиагностике (или оказавшие суще­ственное влияние на ее развитие) с момента ее зарождения по начало XXI в., пред­ставлены в нижеследующей таблице.

Год Личность или органшация(и) Событие
  Френсис Гальтон Публикация работы «Классификация людей в соответствии с их природными дарованиями», стимулировавшей изучение индивидуальных различий
  Френсис Гальтон Публикация статей «Психометрические факты» и «Психометрический эксперимент». Начало психометрических исследований
  Вильгельм Вундт Открытие первой в мире психологической лаборатории (Германия, Лейпциг)
  Френсис Гальтон Первое описание методов исследования харак­тера. Начало массовых исследований в психо­диагностике. Открытие антропометрической лаборатории в Лондоне
  Владимир Бехтерев Открытие первой психологической лаборатории в России
  Френсис Гальтон Открытие метода корреляции
  Джеймс Маккин Кеттелл Открытие лаборатории тестирования в Пенсиль­ванском университете (США)
  Джеймс Маккии Кеттелл Публикация статьи «Умственные тесты и измерение»
  Джеймс Маккин Кеттелл Открытие психологической лаборатории в Колумбийском университете (США)
  Эмиль Крепелин Начало использования тестов в психопатологии
  Эмиль Крепелин Классификация психических болезней
  Альфред Бине и Виктор Анри Первое описание тестов интеллект, базиру­ющихся на изучении сложных психических процессов
  Герман Эббингауз Тест пропущенных слогов и слов
  Дж. М. Раис Начало широкомасштабного использования учебных тестов в школах США

Год Личность или организация(и) Событие
  Эдвард Торндайк Выход в свет книги «Введение в теорию умственных и социальных измерений»
  Карл Пирсон Формулирование теории корреляций
  Чарльз Спирмен Создание двухфакторной теории интеллекта и первой техники факторного анализа
  Альфред Бине и Виктор Анри Шкала Бине для измерения уровня интеллекта детей
  Эдвард Торндайк Первый учебник по образовательной психологии и измерению в образовании
  Феликс Крюгер и Чарльз Спирмен Вводится термин «коэффициент надежности»
  Альфред Бине Второе, пересмотренное издание шкалы Бине. Введение понятия «умственный возраст»
  Григорий Россолимо Публикация книги «Психологические профили»
  Чарльз Спирмен и Браун Формула Спирмена — Брауна для определения надежности тестов
  Вильям Штерн Введение понятия «коэффициент интеллекта»
  Левис Терман Адаптация шкалы Бине в США (Стэнфорд — Бине шкала)
  Роберт Вудвортс Первый личностный опросник
  Роберт Йеркс с коллегами Публикация армейских тестов «Альфа» и «Бета»
  Артур Отис Первые групповые тесты
  Герман Роршах Публикация теста, «основанного на перцепции» и получившего имя автора, появление термина «психодиагностика»
  Самуил Кос Публикация невербального теста интеллекта «Кубики Коса»
  Арнольд Гезелл Выход в свет книги «Умственное развитие ребенка дошкольного возраста»
  Эдвард Стронг Бланк профессиональных интересов
  Луис Терстоун Развитие техники факторного анализа Мультифакторная теория структуры интеллек­та. Публикация работы «Надежность и валид-ность теста»
  Кристиана Морган и Генри Мюррей Первое описание проективной техники — теста тематической апперцепции
  ЦК ВКП(б) Постановление «О педологических извраще­ниях в системе наркомпросов», прекращение использования тестов в СССР
  Левис Терман и Мод Меррилл Стэнфорд — Бине шкала интеллекта (вторая редакция америанского варианта шкалы Бине)
  Оскар Бурое (редактор) Выход в свет первого тома «Ежегодника психических измерений»
  Лауретта Бендер Бендер гештальт-тест
  Дж. Равен, Л. Пенроуз Тест прогрессивных матриц
  Луис Терстоун Тест первичных умственных способностей

Год Личность или организация(и) Событие
  Арнольд Гезелл Публикация шкалы зрелости
  Дэвид Векслер Векслер-Белльвью шкала измерения интеллекта
  Леопольд Фрэнк Появление термина «проективная техника»
  Старк Хатауэй и Маккинли Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI)
  Артур Отис Классификационный тест
  Бюро стратегических служб США Разработка ситуационных тестов
  Бюро стратегических служб США Появление термина «психологическая оценка»
  С. Стивене Вводит понятия номинативной шкалы, интер­вальной, порядковой и шкалы отношений
    В США образована «Служба образовательного тестирования»
  Раймонд Кетгелл Опросник шестнадцати факторов личности (16 PF)
  Ли Кронбах Формула расчета «коэффициента альфа»
  Американская психиатрическая ассоциация «Диагностическое и статистическое руковод­ство по психическим расстройствам» (DSM-I)
  Американская психологическая ассоциация Принятие «Этических стандартов для психо­логов»
  Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований, Национальный Совет по измерениям в образовании Публикация книги «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических методик»
  Пол Мил Публикация книги «Клинический или стати­стический прогноз», начало дискуссии об эффективности разных типов обобщения диагностических результатов
  Джордж Келли Публикация книги «Психология личностных конструктов»
  Национальная образовательная ассоциация США Публикация книги «Технические рекомендации для тестов достижений»
  Ли Кронбах и Пол. Мил Введение понятия «конструктная валидность»
  Ганс Айзенк Первый опросник Айзенка для измерения нейротизма и экстраверсии — интроверсии
  Чарльз Осгуд Методика семантического дифференциала
  Джой Пол Гилфорд Разработка тестов для измерения творческих способностей
  Г. Раш Новая (неклассическая) модель конструирова­ния психологических тестов
  Роберт Глезер Критериально-ориентированное тестирование
1963-1970   Начало использования компьютеров в психо­диагностике, появление и распространение компьютерных версий тестов на Западе

Год Личность или организацин(и) Событие
  Американская психологическая ассоциация Публикация книги «Стандарты для образова­тельных и психологических тестов и руководств к ним» на основе предшествующих изданий, таких как «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических техник» (1954) и «Технические рекомендации для тестов достижений» (1 955)
  Джой Пол Гилфорд «Кубическая» модель структуры интеллекта
  Вальтер Мишель Издание книги «Личность и оценка» — начало дискуссии о роли личностных и ситуационных переменных
  Борис Ананьев Публикация статьи «Комплексное изучение человека и психологическая диагностика», знаменующей признание этого направления исследований в советской психологии
  Центральный сове! Общества психологов СССР Восстановление психодиагностики в правах области психологической науки в Советском Союзе
  Жан Кардии и др. Образование «Международной комиссии по тестам» (ITC)
  Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований, Национальный совет но измерениям в образовании Издание книги «Стандарты для образователь­ных и психологических гестов» (на основе «Стандартов для образовательных и психо­логических тестов и руководств к ним»)
1.977 Американская психологическая ассоциация. Американская ассоциация образовательных исследований и Национальный совет по измерениям в образовании Публикация книги «Стандарты для образо­вательных и психологических гестов» (новая редакция)
  Вадим Блейхср и Леонид Бурлачук Публикация первой в СССР (после 1936 г.) монографии по психодиагностике: «Психодиагностика интеллекта и личности»
  Судебные органы США Судебный процесс в штате Калифорния, признавший, что тесты, используемые для оценки интеллекта детей американцев африканского происхождения с целью установления среди них умственно отсталых, выявляют культурные различия
  Американская психологическая ассоциация Шестое издание «Этических стандартов психологов»
  Судебные органы США Судебный процесс в штате Иллинойс, признавший, что результаты гестов интеллекта не обусловлены расовыми или культурными различиями и не могут рассматриваться как способствующие дискриминации детей американцев африканского происхождения

Год Личность или организация (и) Событие
  Американская психологическая ассоциация Издание «Этических принципов психологов» (на основе предшествующих «Этических стандартов психологов»)
  Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований и Национальный совет по измерениям в образовании Переработанное издание книги «Стандарты для образовательного и психологического тестирования»
  Р. Хамблетон с соавт. Публикация книги «Задание-ответ: теория»
  Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований и Национальный совет по измерениям в образовании Создание «Объединенного комитета по практике тестирования» с целью более эффективной работы профессиональных организаций и издателей тестов в области психологической оценки
  Алексей Бодалев, Владимир Столин и коллектив авторов Первое в СССР учебное пособие по психо­диагностике для студентов-психологов: «Общая психодиагностика»
  Дж. Бучер, В. Дальстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер Публикация MMPI-2
  Л. Бурлачук, С. Морозов Первый в СССР «Словарь-справочник по психологической диагностике»
  Американская психологическая ассоциация Издание книги «Этические принципы психологов и кодекс поведения» (на основе «Этических принципов психологов», опубликованных в 1990 г.)
  Американская психологическая ассоциация, министерства обороны, просвещения и труда США Создание государственного Совета по тестированию и оценке
  Анна Анастази, Сыозан Урбина Седьмое издание книги «Психологическое тестирование» (перевод на русский язык в 2001 г.)
  Американская психологическая ассоциация, Американская ассоциация образовательных исследований и Национальный совет по измерениям в образовании Новое, переработанное издание книги «Стандарты для образовательного и психо­логического тестирования»; внесены изменения в формулирование такого понятия, как «валидность теста»
  Американская психологическая ассоциация Второе издание книги «Этические принципы психологов и кодекс поведения»
  Леонид Бурлачук Первое издание книги «Психодиагностика: Учебник»
  Дж. Ройд Пятая редакция шкалы Стэнфорд — Бине

Год Личность или организация(и) Событие
  Многочисленные участники дискуссии, редакция журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики» Первая в России после 1970-х гг. дискуссия о тестах интеллекта
  М. Акимова, К. Гуревич (ред.) и коллектив авторов Третье издание книги «Психологическая диагностика: Учебник для вузов»
  Леонид Бурлачук Третье издание «Словаря-справочника по психодиагностике»
  Кюрф Гейсинжер, Роберт Спайс, Жанет Карлсон и Барбара Плайк (ред.) 17-й том «Ежегодника психических измерений»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: