Сын родился у меня, оковы скованы для меня.
Будда
История знакомит нас с одной интересной нравственной задачкой. Такой.
Жил‑был царевич. Он был красивый, но по жизни жутко наивный – хотя бы потому, что его нежно любящий папа делал все, чтобы от житейских невзгод его отгородить.
А можете догадаться, что у папы нашего царевича возможности для этого были.
Но вот случился прокол, царевич жизни немного коснулся, ужаснулся – и решил, что должен идти в мир и найти путь, чтобы всех от такой жизни спасти навсегда. Естественно, его более здравомыслящие родные сделали все, чтобы он никуда не уходил, тем более – в его ситуации.
А ситуация была совершенно определенная: его любящий, но дряхлеющий отец мечтал только о том, чтобы наконец‑то выросший сын наконец‑то заступил на царствование, а молодая и красивая жена царевича как раз родила ему сына. Мало?
Но молодой человек все‑таки ушел. Вот.
Вопросы:
Он – подлец?
Он бросил жену с маленьким ребенком.
Он – придурок?
Отказаться от царствования, которое отец оставлял ему в неплохом состоянии…
Его поступок – низкий и неблагодарный?
Отец вложил в него все, а сын ушел, когда тот подводил итоги своей жизни… Он разбил ему сердце!
У меня нет сомнений, что и отец, и жена любили молодого царевича всем сердцем – и что именно поэтому они его прокляли. Потому что они не любили его, а были только к нему привязаны.
А царевич Гаутама ушел и стал Буддой: тем, кто стал учить освобождаться от привязанностей.