(1885—1896)
С 1885 г. патриотическая борьба против колониального завоевания вступила в новый этап, длившийся с середины 80-х годов почти до конца столетия и получивший в исторической литературе название движение «кан-выонг» («преданность императору»). Ему предшествовала попытка вооруженного восстания в Хюэ в июле 1885 г. Регент Тон Тхат Тхует и поддерживавшая его группа сановников представляли собой очаг антифранцузского сопротивления непосредственно при дворе. Французским властям было хорошо известно о непримиримых настроениях Тон Тхат Тхуета, так же как о проводимом по его указанию укреплении крепости Камло в провинции Куангчи[964]и об объявленной новой мобилизации солдат в крепостной гарнизон столицы[965]. Все это говорило о готовящемся возобновлении открытой борьбы. Главнокомандующий французских военных сил де Курси стоял за насильственное смещение антифранцузски настроенных регентов молодого императора— патриота Хам Нги. Принципиальное согласие французского правительства на переворот было получено еще в августе 1884 г. В начале июля 1885 г. он прибыл в Хюэ с большими военными силами. Однако Тон Тхат Тхует, знавший о французских планах, предупредил события. В ночь на 5 июля 1885 г. вьетнамские вооруженные отряды под его командованием совершили внезапное нападение на помещение французской резиденции и на один из крепостных фортов, где были сосредоточены французские войска. После ожесточенного боя 6 июля вьетнамские отряды, понеся большие потери, отступили, а Тон Тхат Тхует принял решение вывезти императора Хам Нги в укрепленный пункт Камло, куда были подтянуты и остальные войска.
|
|
Хам Нги, заняв патриотическую позицию, по настоянию Тон Тхат Тхуета издал в июле 1885 г. воззвание, в котором, обращаясь ко всему населению, призвал к продолжению вооруженной борьбы. Тогда французские власти прибегли к верхушечному перевороту: объявив в сентябре 1885 г. Хам Нги низложенным, они возвели на престол его брата Донг Кханя. Так попытка восстания в Хюэ и воззвание о борьбе положили начало освободительному движению, происходившему в форме вооруженной борьбы с захватчиками. Этот этап освободительной борьбы, подготовленный всей предыдущей историей войны с колонизаторами, ознаменовался самым широким участием населения, в первую очередь крестьянства, благодаря чему она приняла широкий народный характер. Целью ее было изгнание захватчиков, восстановление независимости вьетнамского государства.
Руководители «кан-выонга» были, как правило, из числа патриотически настроенных высших и средних слоев провинциального чиновничества и феодальной интеллигенции. Они возглавили как действия отрядов на местах, так и общее руководство борьбой в довольно больших районах, объединявших несколько провинций. Немалая роль в развернувшейся борьбе принадлежала широким слоям феодальной интеллигенции — носителям патриотической идеологии. Мы видим их как в числе руководителей отдельных отрядов, так и среди рядовых участников. Поддержка крестьянства носила разнообразный характер: помимо прямого участия в повстанческих отрядах и снабжения их продовольствием население деревень давало повстанцам сведения о противнике, укрывало отряды в случаях преследования их врагом. Только из-за такой широкой и разносторонней поддержки сельского населения руководителям отрядов «кан-выонга» часто удавалось скрываться от преследований, спасать живую силу. Доверенные люди повстанцев, находясь в деревнях, осуществляли снабжение продовольствием, сбор сведений о противнике, обеспечивали связи с другими группами. Документы той поры содержат бесчисленные примеры укрывательства населением деревень повстанческих отрядов и групп, тайных связей повстанцев с населением и должностными лицами в деревне, которые также нередко оказывали содействие повстанцам.
|
|
Весьма активную прослойку составили включившиеся в антиколониальную борьбу представители национальных меньшинств (мыонги, тхаи, ман, таи и др.). Однако поведение племенной верхушки нередко было непоследовательным: поддерживая какое-то время движение, они часто стремились при этом к сохранению своих привилегий и, достигнув своей цели, пойдя на соглашение с колониальной администрацией, отходили от борьбы.
Идеология движения сочетала в себе элементы общенациональные с классовыми. Основой патриотических воззрений феодального класса были конфуцианские доктрины «основ и норм», т. е. монархическо-этатистские концепции, вытекающие из трактовки социальных обязанностей «верхов» и «низов», а также из учения об идеале «благородного мужа». Понятие патриотизма объединяло в них долг перед государством, народом с долгом безусловной (и в первую очередь) преданности монарху. Это составило краеугольный камень морально-этического кодекса и социальные нормы поведения патриотических слоев чиновничества и феодальной интеллигенции на данном этапе развернувшейся борьбы.
Победа сторонников сопротивления в верхах, происшедшая после восстания в Хюэ и призыва к «кан-выонгу», вызвала изменение политического климата в стране. Если раньше очаги сопротивления возникали вопреки приказам двора, то теперь патриотическое движение получило одобрение «сверху». Был дан выход гневу и возмущению самых широких слоев населения, но социальной опорой государства оставались группы господствующего класса. Недаром в документах «кан-выонга» (воззваниях императора Хам Нги, обращениях «ученых») главное внимание обращалось па поддержку чиновников, ученого сословия и реже — деревенской верхушки. Их призывали быть верными принципам «основ и норм», т. е. в первую очередь проявлять самоотверженность и самопожертвование в борьбе за «правое дело». С течением времени во взглядах некоторых руководителей повстанческого движения начинают проявляться и более демократические тенденции, связанные с пониманием огромной роли масс в развернувшейся борьбе. Патриотическая литература периода «кан-выонга» выразила и настроения общего патриотического подъема, в связи с чем в ней большое место заняли темы и настроения, близкие широким слоям населения. Мотивы ненависти к иноземным захватчикам, любовь к родному краю, презрение к тем, кто пошел на сотрудничество с врагом, воспевание самоотверженности простых людей в борьбе — все это явилось выражением демократических тенденций идеологии освободительного движения. Патриотическими кругами правящего класса выдвигались также лозунги национального, т. е. межклассового, единства в борьбе. Необходимость сплочения диктовалась задачами борьбы, отвечала патриотическим устремлениям народных масс и историческим традициям народной борьбы Вьетнама с иноземными завоеваниями в, прошлом.
|
|
Крестьянство, поднимали на борьбу не столько монархические лозунги и мечты о восстановлении старого правопорядка, сколько ненависть к захватчику, несущему дополнительный гнет. Ярким примером в этом отношении является послание отряда Де Тхама представителям французских властей: «Тот, кто надеется захватить землю других людей, тот жаден и жесток. Тот, кто потерпел поражение, но продолжает захват, тот ведет себя как безумный. Замышляющий захватить чужую землю насилием получает в результате лишь то, что увеличивает непокорность со стороны народа и армии, конечный же результат — только бунт и всеобщее восстание[966].
Руководителями «кан-выонга» неоднократно предпринимались попытки организовать движение в масштабе всей страны. Одновременно с призывом Хам Нги были произведены назначения лиц, ответственных за организацию отрядов «кан-выонга» в каждом районе Так, Хоанг Та Вьем был назначен уполномоченным по всему Бакки (правда, вскоре он отошел от антиколониальной борьбы), Нгуен Динь Нюан — его заместителем и руководителем движения в районе Шонтэя, Хынгхоа. В крупные районы, состоявшие из нескольких соседствующих друг с другом провинций, также были назначены главные организаторы борьбы: Нгуен Куанг Бить — в северо-западные районы Бакки, Нгуен Тхиен Тхуат — в центральные районы, Та Хиен — в южные. В Чунгки вооруженной борьбой руководил сам Тон Тхат Тхует, а после его выезда в Китай в 1886 г.— Чан Суан Соан.
До ареста Хам Нги (в конце 1888 г.) между высшими уполномоченными и императором поддерживалась постоянная связь, после его ареста она сохранилась с Тон Тхат Тхуетом, находившимся в Китае. Руководители повстанческих отрядов различных районов поддерживали в ряде случаев между собой связь, обменивались сведениями и планами. Некоторые из них осуществляли совместные операции (например, Нгуен Тхиен Тхуат и Та Хиен в Бакки, Тонг Зуй Тан и Док Нгы). Руководители местных отрядов подчинялись приказам верховных уполномоченных и выполняли их распоряжения при постройке укрепленных лагерей, снабжении продовольствием, вербовке людей в отряды и т. д.
|
|
В горных районах, долгое время находившихся вне контроля колониальных властей, сохранялись базы повстанческих отрядов, действовавших не только в горах, но и в районе предгорий и равнин. Состав руководителей и основной массы участников отрядов здесь был пестрым в социальном отношении. Большое место в руководстве занимали выходцы из низших слоев чиновничества (Де Киеу, Кай Кинь), из беднейшего крестьянства (Док Нгы, Де Тхам и др.). Ряд действовавших в Бакки крестьянских отрядов не всегда входил в движение «кан-выонг», некоторые из них сохраняли независимость в действиях, что следует отнести за счет влияния антифеодальных традиций крестьянской борьбы. В борьбе подобного рода отрядов проявился ряд черт, характерных для крестьянских движений.
Если после ареста Хам Нги борьба для многих выходцев из господствующих слоев в известной мере утратила идейный смысл, то для крестьянства цель осталась прежней, и выступления крестьянских повстанческих отрядов в первой половине 90-х годов были столь же упорны, как и прежде.
Повстанческие отряды применяли, как правило, партизанскую тактику: они совершали нападения на почтовые, транспортные французские конвои, военные посты, вели бои с направленными против них отрядами карателей, свергали назначенных колонизаторами марионеточных чиновников. Иногда отряды объединялись для более крупных операций. При приближении карательных колонн они часто отходили к своим укреплениям, расположенным обычно в каком-либо труднодоступном предгорном или горном Районе, но после отхода карателей повстанцы вновь появлялись и возобновляли борьбу.
Большая активность повстанческих отрядов в эти годы, поддержка патриотической борьбы населением приводила к тому, что целые обширные районы находились фактически под властью «кан-выонга». Французский же колониальный аппарат в течение по крайней мере пяти-шести лет почти не функционировал даже в местах расположения основных военных сил колонизаторов. Встречая на каждом шагу явное и тайное сопротивление населения, французские власти не видели другого средства сломить его, как прибегнуть к массовым репрессиям в отношении жителей деревень, заподозренных в сочувствии или содействии повстанцам. Ими широко применялись такие средства расправы, как расстрелы заложников, деревенских старост, разрушение ирригационных сооружений, наложение штрафов, разрушения сел, переселение жителей в другие места и т. п.
Неудачи военно-репрессивных методов борьбы с освободительным движением, применявшихся колонизаторами в 80-х годах, вынуждали их изменить свою тактику, расширив использование политических мер, направленных на раскол движения. В начале 90-х годов произошло изменение тактики колонизаторов по «умиротворению» страны. Если в предыдущий период она состояла главным образом в применении военных карательных средств подавления повстанческого движения, то с начала 90-х годов все большее место начинают занимать методы, направленные на политический и национальный раскол движения. При генерал-губернаторе Индокитая де Ланессане (1891—1894) были расширены полицейские функции вьетнамского чиновничества среднего и низшего звена в колониально-феодальном аппарате, к которому до сих пор относились с большим недоверием. Им было предоставлено право возглавлять местную вооруженную деревенскую охрану с целью более активного содействия в поимке и выдаче повстанцев. Наряду с этим увеличилась численность действовавшей под командованием французских офицеров полурегулярной милиции. В эти годы она равнялась 8 тыс. человек в Тонкине и 3 тыс. в Аннаме[967].
Была усилена политика раскола движения изнутри. Больше стало практиковаться заключение «пактов» с руководителями повстанческих отрядов о прекращении ими борьбы на определенных условиях, например при условии сдачи оружия, о назначении на должности при контроле со стороны французской администрации и даже просто за выплату определенной денежной суммы. Эти меры нашли известный отклик у наименее стойких руководителей повстанческих отрядов, некоторые из них заявили о прекращении борьбы (Док Сюйет, возглавлявший отряд в Донгчиеу, Лыонг Там Ки, Де Сат и др.).
Подобные же меры были приняты по отношению к участвовавшим в повстанческом движении национальным меньшинствам горных районов. Здесь была усилена политика разжигания национальной розни, одновременно колониальная администрация пошла на уступки племенным вождям, власть которых была восстановлена, разумеется с соответствующим контролем французских властей. Так, в районах р. Да, населенных мыонгами, была смещена ранее назначенная администрация из числа вьетнамцев, в результате чего усилились содействие племенной верхушки колониальным властям и раскол в самом движении[968]. Задачи поддержания «порядка» и здесь были возложены на племенную и деревенскую верхушку, которая получила некоторое количество французского оружия и обязана была вести борьбу с проникавшими во Вьетнам китайскими отрядами[969]. Значительно были реорганизованы и французские колониальные силы. Основная масса их была теперь брошена на борьбу в горные районы, территория которых была разделена на четыре военные зоны, начиная от залива Бакбо и кончая северо-западными районами. Вся полнота военной и гражданской власти в них принадлежала французским командующим зонами и округами.
Эта политика в сочетании с непрекращающимися военными мерами в течение 1892—1894 гг. дала известный результат. Движение стало испытывать значительные трудности. Повстанческие базы были вытеснены в горные районы, политика классовой и национальной розни, проводимая колониальной администрацией, ослабила движение изнутри.
В 90-е годы становится более систематической налоговая эксплуатация Вьетнама, начинается также период функционирования вновь возникших французских поместий и концессий, находившихся в собственности французских предпринимателей. Антиколониальная борьба в это время начинает приобретать характер борьбы против экономического закабаления, расхищения земель. Уже в 80-х годах в различных районах Бакки существовало несколько крупных французских земельных концессий, происходила экспроприация «покинутых» крестьянских земель, к которым причислялись земли «мятежников», а также земли, временно оставленные населением в районах долговременных военных действий[970].
1885—1887 годы, т. е. первые годы после воззвания Хам Нги, были временем наибольшего подъема движения «кан-выонг» в масштабе всей страны: повстанческие отряды действовали в центре и на севере страны почти повсеместно. Так, активным очагом движения был район на границе Куангбиня и Хатиня, где в горной местности располагался штаб руководства «кан-выонгом» во главе с Хам Нги и Тон Тхат Тхуетом, а военные операции осуществлялись под руководством бывшего военачальника Ханойского гарнизона Ле Чыка. Общий подъем движения и успешные операции в Тханьхоа побудили Тон Тхат Тхуета выехать в 1886 г. в Китай, чтобы добиться неофициальной поддержки цинских властей вьетнамскому освободительному движению[971]. Усиление карательных операций, проводившихся французами в течение всего 1887 года, нанесло движению ощутимый удар, а в ноябре 1888 г. был схвачен и сам Хам Нги, вскоре высланный в Алжир. В Нгеане—Хатине борьбу в эти годы возглавил Нгуен Суан Он.
В Банки в течение долгих лет освободительного движения не сложилось единого центра руководства. Назначенный (после отхода от «кан-выонга» Хоанг Та Вьема) общим руководителем борьбы на севере, Нгуен Куанг Бить не сумел объединить движение, которое распалось на ряд районов. Тем не менее здесь борьба велась широко и упорно. Французские военные силы занимали в 1885 г. лишь главнейшие центры, и только постепенно (в течение 1886—1887 гг.) были введены в провинциальные центры отдаленных районов Лангшон, Каобанг, Лаокай. Там было установлено некоторое количество военных постов по рекам Да, Ло, Красной и близ границы с Китаем. Районы же в междуречьях находились всецело под властью повстанческих отрядов вплоть до 90-х годов, когда военные операции перешли непосредственно на эти территории.
Освободительная борьба в равнинных районах юга Бакки (Намдинь, Тхайбинь) началась еще в ходе войны под руководством губернатора Та Хиена. Она значительно усилилась летом и осенью 1885 г. В 1885—1887 гг. наибольшую известность получили отряды под командованием Док Ньыонга, Дои Во, Док Дена. В конце 1886 г., соединившись с отрядами Нгуен Тхиен Тхуата, действовавшими в более северных районах, они предпринимали нападения на французские посты близ Хайзыонга, Хынгиена. В начале 1887 г. повстанческие силы Намдиня—Тхайбиня были рассеяны, арестован и казнен Та Хиен.
На протяжении 1889—1893 гг. район провинций Шонтэй, Хын-гхоа считался французскими властями одним из наиболее опасных в Бакки. Здесь выдвигаются в качестве руководителей наиболее крупных отрядов «кан-выонга» бывший военачальник провинциального гарнизона Де Киеу и офицер Док Нгы. В октябре 1890 г. отряды совершили нападение на тюрьму Шонтэя, освободив 174 человека из числа участников антиколониальной борьбы. В борьбе активное участие принимали местные народности — мыонги, маны, составлявшие иногда до половины численности отрядов. Успешные операции отрядов Док Нгы в 1891—1892 гг. сделали их известными в более широком масштабе. Руководители «кан-выонга» назначили его ответственным за ведение борьбы в районе Ханоя — Бакниня.
Наиболее прославленными в истории «кан-выонга» стали очаги сопротивления в Байшэе, Бадине, Хунглине, Хыонгшоне и крестьянское повстанческое движение в Иентхе.
Бадиньское восстание в Тханьхоа. Начало объединению местных повстанческих отрядов было положено весной 1886 г., когда Тон Тхат Тхует собрал руководителей различных отрядов для обсуждения вопросов об объединении сил и для активизации борьбы. Так началась постройка бадиньской крепости, ставшей одним из значительных центров сопротивления. Французские власти считали подавление восстания в Бадине «самой серьезной операцией 1886—1887 гг., занявшей большую часть войск и причинившей больше всего забот». Хорошо налаженная организация и помощь со стороны населения помогли повстанческим отрядам построить бадиньские укрепления всего за один месяц, что позволило им совершать нападения на важном стратегическом пути, связывающем центр и север страны. Разветвленная сеть водных путей помогала бадиньским отрядам проникать в самые отдаленные районы провинции. Одновременно была создана другая укрепленная база в горном районе (Макао), где местные силы сопротивления возглавил Ха Ван Мао, бывший командир одного из отрядов «Черных флагов», примкнувший к «кан-выонгу».
В начальный период силы восставших насчитывали всего 300 человек. Впоследствии численность повстанцев возросла до 10 отрядов. В отрядах были и представители местных национальных меньшинств — мыонги, тхай. По сведениям французских властей, они располагали огнестрельным оружием. В боевой подготовке войск, а также во время самой обороны Бадиня особенно заметна роль Динь Конг Чанга, возглавлявшего военное обучение, следившего за поддержанием дисциплины. Последнее обстоятельство имело немаловажное значение для налаживания взаимоотношений с населением; существовала система поощрений за боевые заслуги, наказаний за дезертирство и др.
С осени 1886 г. бадиньские отряды, имея прочную базу и разветвленную организацию по провинции, участили нападения на французские военные посты, конвои, на карательные отряды из числа вьетнамцев. Это вынудило французские власти сформировать карательную колонну (500 солдат, артиллерия), которая в декабре 1886 г. подошла к Бадиню и после боев захватила несколько укреплений на подходах к самой крепости, взять которую не удалось. Лишь после увеличения карательных войск до 3,5 тыс. началась настоящая осада Бадиня, продолжавшаяся месяц и сопровождавшаяся ожесточенными каждодневными боями. Несмот-ря на героизм защитников крепости, выдерживавших и успешно отражавших атаки карателей, кольцо осады постепенно сжималось. В январе 1887 г. было принято решение сдать крепость, сохранив оставшиеся силы для последующей борьбы.
В начале февраля 1887 г. были взяты и укрепления Макао, повстанческие войска рассеялись. Бадинь явился одной из славных страниц истории «кан-выонга». Мужество, храбрость защитников крепости были воспеты уже их современниками.
Байшэйский очаг сопротивления. Центром повстанческих отрядов Бакки стал район Байшэя («камышовых зарослей»), к югу от Ханоя, сохранявший свое значение в течение 1885—1887 гг. Руководство борьбой возглавил бывший военный советник Шонтэя Нгуен Тхиен Тхуат (Тан Тхуат). Отряды из Байшэя совершали нападения на французские посты на территории нескольких провинций (Хайзыонг, Хынгиен, Хайфон, Ханой). Наибольшую известность приобрели отряды Док Тита, Дои Вана, Лань Занга, Док Кхоата и др. Численность отдельных отрядов составляла от 200 до 500—600 человек. Располагая значительным количеством огнестрельного оружия, уже с осени 1885 г. они стали предпринимать активные боевые операции. Прерывая связь между основными провинциальными центрами, они держали французские гарнизоны в состоянии постоянной боевой тревоги. В конце 1885 г. в район Байшэя были посланы три французские военные колонны, которые разрушили укрепления в деревнях, укрывавших повстанцев, обрушили карательные меры на население окрестных уездов. Осенью 1886 г. повстанческие отряды возобновили свои нападения. В конце 1886 — начале 1887 г. колониальная администрация усиливает посылку карательных отрядов в этот район. После разгрома Бадиньского восстания она увеличила численность войск, использовала силы местных карателей, в результате чего основные отряды были разгромлены или отошли в другие провинции.
Восстание в Хунглине происходило под руководством Тонг Зуй Тана[972], очень авторитетного и энергичного руководителя. После призыва Хам Нги он сформировал отряд на территории своего уезда и действовал в Тханьхоа совместно с другими отрядами «кан-выонга»[973]. В 1887 г., спасаясь от преследований и розысков руководителей повстанцев после разгрома восстания в Бадине, он выехал к Тон Тхат Тхуету в Китай, а затем возвратился в Тханьхоа для продолжения борьбы. По возвращении он объединил оставшихся в живых руководителей повстанческих отрядов прежних лет: Као Диена (в прошлом военного чиновника), ставшего одним из лучших военачальников его отрядов, Тон Тхат Хама (сына Тон Тхат Тхуета), Кам Ба Тхыока — одного из вождей мыонгов.
В это время общая обстановка в стране стала менее благоприятной для повстанцев. Была значительно увеличена сеть французских военных постов, которые были приближены к горной местности, усилили контроль над окрестным населением, затруднили доступ повстанческих отрядов в равнинные районы. Но отряды повстанцев в декабре 1889 г. успешно выдерживали бои с карателями. Вскоре повстанцы совершили два дерзких налета на ближайший военный пост в Иенлыоке. В марте 1890 г. отряды Тонг Зуй Тана и Као Диена совершили новые нападения на военный пост в Нонгконге. После нескольких успешных операций отряды зачительно увеличили свою численность. Хотя район непосредственных действий повстанческих отрядов не выходил за пределы провинции, но благодаря своей боевой активности и организованности они получили большую известность далеко за ее пределами. Немалая заслуга в этом принадлежит самому Тонг Зуй Тану, который с самого начала прилагал много усилий для объединения сил различных отрядов. Он установил и поддерживал связь с руководителями борьбы в других районах — с Фан Динь Фунгом в провинции Нгеан и Док Нгы, действовавшим в Бакки, в бассейне р. Да.
В 1891 и в начале 1892 г., когда отряды Док Нгы понесли большие потери и были окружены, Тонг Зуй Тан оказал им помощь, послав на соединение с ними группу бойцов и предписав сельским властям и начальникам уездов призвать народ оказать пришедшему отряду помощь продовольствием[974]. Тяжелое положение отрядов вынудило Тонг Зуй Тана в сентябре 1892 г., собрав начальников, объявить о роспуске войск. В октябре того же года он был схвачен оккупантами и казнен в Тханьхоа.
Гибель видных руководителей была сильным ударом по движению в целом. После жестоких карательных мер по отношению к населению борьба в этой провинции была подавлена.
Восстание в Хыонгшоне. Восстание в провинции Ха-тинь, или, как его принято называть, восстание в Хыонгшоне (по названию горного района), было одним из крупных восстаний под лозунгом «кан-выонга». Оно принадлежит к числу наиболее организованных, имевших широкий размах и отклик во всем Вьетнаме. Повстанческое движение в этом районе длилось с небольшими перерывами в течение десяти лет. Руководителями восстания были Фан Динь Фунг и талантливый военачальник Као Тханг[975].
Еще в 1885 г., во время пребывания императора Хам Нги и Тон Тхат Тхуета в Тханьхоа, Фан Динь Фунг согласился принята пост главного организатора патриотической борьбы в Хатине. В 1887—1889 гг. он находился в Шонтэе и устанавливал контакты с другими отрядами сопротивления. Организацией повстанческого движения в Хатине в период его отсутствия занимался Као Тханг. Ему удалось сплотить для совместной борьбы целый ряд руководителей повстанческих отрядов из числа как феодалов, так и выходцев из беднейших слоев населения. Главной базой повстанческих отрядов стала гора Вукуанг, на подходах к которой были созданы базовые укрепления. Удобное географическое положение позволило впоследствии создать сеть отрядов на территории близлежащих провинций. Кроме того, руководителям удалось через доверенных лиц установить связи с некоторыми представителями сиамских властей и организовать закупку пороха в Сиаме.
С возвращением Фан Динь Фунга организация повстанческих сил укрепилась в целом. Сам он получил военный титул генерала центра, а впоследствии титул руководителя «кан-выонга» всего Чунгки. К 1890 г. повстанческие отряды насчитывали 1000 человек, имели на вооружении 500 ружей, действовали на территории 15 уездов четырех провинций[976]. Возглавляемый Фан Динь Фун-гом штаб по общему руководству борьбой поддерживал постоянную связь между отдельными отрядами. По селам была создана сеть доверенных людей как для сбора и переправки отрядам продовольствия, так и для сбора сведений о планах и маневрах врага, для агитации среди сельского населения. Действия отрядов Фан Динь Фунга проходили главным образом на территории Ха-тиня и Нгеана. Они вели борьбу в весьма тяжелых условиях: в это время французские власти сильно расширили сеть военных постов вблизи района действий повстанческих отрядов — в одном лишь районе Хыонгшон было в то время более 20 укрепленных постов с гарнизонами хорошо вооруженных солдат.
В 1891 г. повстанческим отрядам в Нгеане было нанесено несколько ударов в районе расположения их баз. После этого борьба несколько утихает, но весной 1892 г. вновь возобновляется, так как повстанцы сумели за это время укрепиться. В августе 1892 г. французское военное командование решило нанести удар непосредственно по основному лагерю повстанцев на горе Вукуанг. Отряды Фан Динь Фунга ответили налетом на провинциальный центр. Основные повстанческие силы ворвались в Ха-тинь, совершили нападение на местный военный пост и тюрьму.
С конца 1892 до середины 1893 г. между повстанцами и карательными отрядами происходили постоянные столкновения в горных районах, несколько укреплений были разрушены, однако отряды продолжали совершать нападения на военные посты. В это время Као Тханг предложил повстанческому штабу план захвата крепости Нгеана, с тем чтобы открыть отрядам путь на север. Одновременно предлагалось организовать захват крепостей Куангбиня и Хатиня и в результате повсеместно развернутой борьбы добиться изгнания врага с территорий этих провинций. В октябре 1893 г. отряды численностью 1000 человек, разделившись яа две колонны, выступили по направлению к Нгеану, но вскоре в одном из боев Као Тханг был смертельно ранен, план наступления был сорван.
Смерть талантливого, энергичного командира была большой потерей для движения в этом районе. С осени 1893 и в 1894 г. повстанческие районы стали объектом непрерывных атак, местом действия колонн по прочесыванию. Одновременно колониальная администрация попыталась, но безуспешно склонить Фан Динь Фунга к прекращению борьбы.
До середины 1895 г. между повстанческими силами и карательными отрядами продолжались непрерывные столкновения. С августа 1895 г. начался последний этап героической борьбы отрядов Хатиня. Для окончательного разгрома повстанцев колониальная администрация начала осуществление плана карательных операций в широком масштабе. Сюда были стянуты большие военно-карательные силы (3 тыс.). Чтобы пресечь взаимодействие и связь повстанческих отрядов как между собой, так и с населением, а также предотвратить возможный отход их в северные районы, был установлен строгий контроль за перемещением торговцев и прочих частных лиц[977]. Для того чтобы отрезать отрядам путь на территорию Сиама и пресечь доставку боеприпасов, колониальная администрация приказала усилить контроль над горными дорогами в Лаосе.
Положение повстанческих отрядов стало чрезвычайно тяжелым. Однако даже в этих условиях осенью 1895 г. небольшие группы повстанцев продолжали действовать на территории двух провинций. Лишь после того, как в результате всех действий французской администрации повстанческим силам был нанесен серьезный удар, колониальная администрация предприняла охоту за самим Фан Динь Фунгом. В одном из столкновений с карателями он был ранен и умер в декабре 1895 г. С января по май 1896 г. карательные силы продолжали преследовать остатки повстанческих групп.
Восстание под руководством Фан Динь Фунга было последним крупным восстанием под лозунгом «кан-выонга». Сам Фан Динь Фунг остался в народной памяти как один из самых почитаемых борцов за национальное освобождение, пламенный патриот.
В целом по стране движение «кан-выонга» к концу 90-х годов было подавлено, хотя на севере еще долгое время продолжал существовать очаг крестьянской антиколониальной борьбы (отряды Де Тхама).
Антифранцузское крестьянское движение в Иентхе. Район к северу от Ханоя (Бакзянг — Иентхе) надолго стал центром крестьянского антиколониального движения. Отличительной чертой действовавших здесь отрядов был полувоенный, полукрестьянский характер их организации: часть бойцов обычно несла военную службу, остальные занимались сельскохозяйственным трудом и превращались в солдат лишь в случае приближения карательных колонн. В глухих окрестных лесах были устроены тайники со складами оружия, боеприпасов. Многие деревни, окруженные густыми зарослями, были хорошо укреплены земляными валами, подходы к ним были тщательно замаскированы, снабжены наблюдательными пунктами, обеспечивая контроль над местностью.
Борьба против захватчиков началась здесь, как и во многих других местах, с 1885 г. К началу 90-х годов, в период усилившихся посылок карательных войск, Иентхе стал местом ожесточенной борьбы. С этого времени в качестве руководителя антифранцузской борьбы выдвигается Де Тхам (Хоанг Хоа Тхам)[978]. Выходец из беднейшего крестьянства, талантливый военачальник и организатор, он стал непримиримым борцом антиколониального движения. В конце 1891 — начале 1892 г. в Иентхе были брошены крупные карательные силы (около 2000 человек), начавшие наступление на укрепленные позиции повстанцев. Последние оказывали упорное сопротивление, но вынуждены были оставить многие пункты, закрепившись в Хыунюе, взять который французам не удалось. В 1893 г. возобновились активные выступления Де Тхама. Это вынудило французские власти пойти с ним на переговоры, в результате которых в 1894 г. было заключено соглашение о прекращении военных действий при условии сохранения за Де Тхамом права на управление четырьмя волостями, освобождения от налогов в течение трех последующих лет и получения денежной суммы 15 тыс. серебряных пиастров[979]. Все это было использовано Де Тхамом для постепенного накапливания военных сил и укрепления своего района с целью последующего возобновления борьбы. Французы, в свою очередь, использовали это время для строительства вокруг Иентхе военных фортов и для попыток подкупить Де Тхама. Убедившись в бесплодности своих усилий, колониальные власти в конце 1895 г. предприняли новое наступление на Иентхе, поставив перед Де Тхамом ультиматум о сдаче без всяких условий. Преследование отрядов Де Тхама, оказавших упорное сопротивление и рассредоточившихся по провинциям Бакзянг, Бакнинь, Тхайнгуен, продолжалось в течение двух последующих лет. Территория Иентхе была поставлена на положение специального военного округа, военные действия приняли затяжной характер. Отряды Де Тхама, действуя совместно с более мелкими повстанческими группами, оставались неуловимыми для колониальных войск. В декабре 1897 г. после новых переговоров с колониальными властями было заключено новое соглашение о передаче Де Тхаму волости Фонсыонг. Но и в это время, будучи уже значительно урезан в свободе действий, Де Тхам не оставил мыслей о возобновлении борьбы. Она продолжалась в последующий период и происходила под другими лозунгами.
Почти вся вторая половина XIX в. прошла под знаком упорной и мужественной борьбы народов Вьетнама против иностранных поработителей, вписавшей одну из замечательных страниц в историю национальных освободительных движений. Оно не увенчалось победой в силу ряда объективно сложившихся исторических условий и субъективных факторов: экономической, военной отсталости страны, капитулянтской позиции двора в течение всех этапов войны с Францией, ограниченности идеологической программы руководителей «кан-выонга». С поражением движения «кан-выонг» заканчивается феодально-патриотический этап борьбы. Освободительные идеи этого движения стали важным фактором в пробуждении самосознания нации на последующих этапах исторического развития[980].