Капиталистическое развитие России и государственное управление

в начале XX в.

Российское общество на рубеже XIXXX вв. В конце XIX в. капитализм вступил в качественно новую стадию развития — он стал мировой системой. Результатом великих реформ 60—70-х гг. и про- мышленного переворота в России явилось быстрое развитие капи- талистических отношений. Проведенные Александром III контрре- формы не могли остановить капиталистических преобразований. Россия одновременно с передовыми странами вступила в новую стадию. Однако капиталистическое развитие в России носило сложный и противоречивый характер. С одной стороны, исполь- зуемый ею опыт передовых западных стран, дешевая рабочая сила, крупные государственные заказы, приток иностранного капитала обусловили высокие темпы развития промышленности, с другой стороны, пережитки феодализма в социально-экономическом и по- литическом строе — самодержавие и крупные помещичьи латифун- дии, усиливали отсталость страны и, прежде всего, в сельском хозяй- стве. К началу XX в. Россия была аграрно-индустриальной державой,


в которой проживало 130 млн чел., из них 3/4 сельское население. Проживание более 100 народов, отличающихся по типу культуры, историческим традициям и вероисповеданию, накладывало отпеча- ток на характер капиталистического развития.

Новые экономические отношения обусловили складывание слож- ной социально-классовой структуры общества. Формировались новые классы — буржуазия и пролетариат.

Буржуазия была представлена различными группами: предпри- ниматели-монополисты, немногочисленный слой финансовой оли- гархии, ростовщической буржуазии и широкий слой торговой бур- жуазии. Российская буржуазия зависела от государственных структур. Царское правительство обеспечивало частные предприятия государ- ственными заказами, дешевой рабочей силой, рынками сбыта и этим давало возможность капиталистам получать высокие прибыли. Зани- мая ведущие позиции в экономической сфере, в начале XX в. бур- жуазия не играла значительной роли в структурах власти.

Численность рабочего класса составила 16,8 млн чел., из кото- рых 3 млн были фабрично-заводскими, горными и транспортными рабочими. По концентрации рабочих на крупных предприятиях Рос- сия занимала первое место в мире. Рабочее законодательство в стране практически отсутствовало.

Господствующим сословием российского общества оставалось дворянство. Хотя после отмены крепостного права его значение в эко- номической жизни продолжало падать, но в государственном управ- лении дворянство сохраняло ведущую роль: правительство состояло из представителей высшего слоя дворян, в центральных и местных органах власти они также занимали ключевые позиции.

Привилегированным сословием, являющимся частью государст- венного аппарата, было духовенство (около 600 тыс. чел.). Трехмил- лионное казачество было превращено царизмом в часть военно- государственного аппарата.

Самым крупным сословием, насчитывающим более 90 млн чел., было крестьянство, на которое ложилась основная тяжесть налогов. По сравнению с другими сословиями крестьяне были ограничены в политических и гражданских правах.

Россия нуждалась в радикальных реформах государственного управления, аграрных преобразованиях, введении демократических свобод.

Николай II (1868—1918) вступил на престол в 1894 г. За два дня до смерти Александр III завещал своему сыну-наследнику хранить основы самодержавия: «Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Падение исконной русской власти откроет бес- конечную эру смут и кровавых междоусобиц. В политике внешней — держись независимой позиции. Помни — у России нет друзей. Нашей огромности боятся. Избегай войн. Будь тверд и мужествен,


не проявляй никогда слабости. Выслушивай всех, в этом нет ниче- го позорного, но слушайся только самого себя и своей совести»1.

С его именем связано продвижение России к свободам, форми- рование парламентского строя и в то же время свершение трех ре- волюций. Его убеждения явно не соответствовали настоятельным требованиям прогрессивного развития страны. Уверенный в незыб- лемости самодержавия, в первое десятилетие своего царствования он не внес никаких изменений в государственную систему. «Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечта- ниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы благу на- родному, буду охранять начала самодержавия так же твердо и неук- лонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель», — так Николай II определил в первой своей публичной речи 17 января 1895 г. программу управления Россией2.

ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ Его Императорское ве- личество государь император Николай Александрович, старший сын Александра III, родился 6 мая 1868 г., вступил на престол 20 октября 1894 г., 14 мая 1896 г. короновался. При нем положено начало метал- лическому денежному обращению в России, в 1898 г. мирная конфе- ренция в Гааге для обсуждения вопроса о прекращении вооружений... Николай II даровал русскому народу широкие права участия не только в местных и общественных делах, но и в государственных. Все эти но- вовведения были возвещены в Высшем указе 26 февраля 1903 г., 12 декабря 1904 г. и 18 февраля 1905 г. и установлены Высочайшим

манифестом 6 августа, 17 октября и 3 ноября 1905 г.

Актом первостепенного значения является учреждение Государ- ственной думы на основании Манифеста 17 октября 1905 г. {Иллю- стрированная хронология... С. 130—131).

Он управлял страной с помощью армии чиновников, насчиты- вающей в конце XIX в. 455 тыс. чел. Существовал Государственный Совет — законосовещательный орган. Кабинет министров по сути не являлся правительством, так как глава каждого ведомства под- чинялся непосредственно императору. Деятельность государствен- ных органов отличалась формализмом, полной бесконтрольностью чиновников со стороны общества. В этих условиях в России усили- вается общественно-политическое движение. К началу XX в. сфор- мировались три политических лагеря:

• революционно-демократический, который боролся за свержение самодержавия и установление демократической республики;

• либерально-буржуазный — добивался установления ограни- ченной монархии и проведения частичных реформ;

• правительственный — стремился сохранить монархический строй.

1 Расцвет и закат Российской империи (XIX — начало XX вв.). М., 1994. С. 152.

2 Указ. соч. С. 153-154.


На фоне относительно мирного развития капитализма и рабоче- го движения на Западе Россия выделялась остротой социальных конфликтов, завершившихся первой русской революцией (1905). Революция заставила самодержавие искать компромиссы.

Манифест о Государственной думе В условиях революции пра- вительство пришло к выводу о необходимости обновления монархии. 6 августа 1905 г. Николай II издал Манифест о созыве Государственной думы, которая по имени разработчика проекта, министра внутренних дел А.Г. Булыгина (1851—1919), получила название булыгинской. Од- новременно было опубликовано «Учреждение Государственной думы», статья I которого утверждала, что Дума будет совещательным органом.

Государственная дума учреждалась для предварительной разра- ботки и обсуждения законодательных предположений, входящих, по силе основных законов, через Государственный Совет самодер- жавной власти.

Предусматривалось, что Дума будет обсуждать законы, сметы министерств и главных управлений, государственные доходы и рас- ходы, дела о постройке железных дорог и т.д.

Устанавливался порядок выборов в Думу: по губерниям и об- ластям и крупным городам. Выборы на окраинах должны были осуществляться на основе особых правил. Политический маневр правительства был рассчитан на привлечение «надежных, монархиче- ских и консервативных сил» и, прежде всего, крестьянства. Высокий избирательный ценз лишал права участия в выборах: рабочих, значи- тельную часть городского населения, безземельных крестьян и батра- ков. Однако надежда царского правительства не оправдалась. Булы- гинскую думу бойкотировала подавляющая часть населения России. Революция распространялась вширь и вглубь, вовлекая в борьбу новые отряды трудящихся, проникала в армию и на флот, а к осени 1905 г. достигла кульминационного момента.

Манифест 17 октября 1905 г. Революция заставила Николая II подписать 17 октября Манифест «Об усовершенствовании государст- венного порядка», в котором содержалось обещание народу «незыб- лемых» основ гражданской свободы на началах действительной непри-

. косновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. В Манифесте также устанавливалось, что никакой закон не мог при- нять силу без одобрения Государственной думы.

Манифест положил начало складыванию парламентаризма в Рос- сии. Это был новый шаг по пути превращения феодальной монар- хии в буржуазную. По Манифесту Государственной думе были свойственны определенные черты парламента. Об этом свидетель- ствует возможность открытого обсуждения государственных вопро- сов, направлять в Совет министров различные запросы, объявлять недоверие правительству и т.п.


Царизм вынужден был изменить закон о выборах. По новому за- кону от 11 декабря 1905 г. были утверждены четыре избирательные курии: от помещиков, городского населения, крестьян и рабочих. Были лишены прав выбора женщины, солдаты, матросы, учащиеся, безземельные крестьяне и батраки. Система представительства в Ду- ме была разработана следующим образом: земледельческая курия направляла одного выборщика от 2 тыс. чел., городская — от 7 тыс., крестьянская — от 30 тыс., рабочая — от 90 тыс. чел. Прави- тельство, продолжавшее надеяться, что крестьянство будет опорой самодержавия, обеспечило ему 45% всех мест в Думе.

По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законодательный орган, хотя от этого принципа царизм старался ук- лониться. В ведении Думы должны были быть вопросы, требующие законодательства: государственная роспись доходов и расходов; отчет государственного контроля по использованию государственной рос- писи; дела об отчуждении имущества; дела о постройке железных дорог государством; дела об учреждениях компаний на акциях и ряд других, менее важных дел. Государственная дума имела право за- проса в правительство по поводу незаконных действий, допущен- ных министрами или главными управляющими. Дума не могла на- чинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.

19 октября 1905 г. был опубликован указ о мерах, направленных на укрепление единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с указом был реорганизован Совет мини- стров, на который теперь возлагались руководство и объединение дей- ствий главных начальников ведомств по вопросам управления и зако- нодательства.

Новое положение о Государственном Совете Царское прави- тельство, не полагаясь только на избирательную систему, накануне открытия первой Государственной думы опубликовало новое положе- ние о Государственном Совете. По положению от 20 февраля 1906 г. Государственный Совет преобразовывался фактически во вторую па- лату, стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября 1905 г.

На выборах в первую Государственную думу победили кадеты (члены партии конституционных демократов), которые имели 179 мест, или 37,4% (на июль 1906 г.). Большинство крестьянских депутатов вошли в группу трудовиков, которая к началу заседаний Думы получила более 400 наказов от крестьян. Центральным во- просом работы первой Государственной думы стал аграрный во- прос. На обсуждение Думы представили свои законопроекты каде- ты, трудовики и эсеры (члены партии социал-революционеров).

Еще до созыва Государственной думы царское правительство приняло решение о ее роспуске в случае, если будет поставлен во- прос об отчуждении помещичьей земли. Назначенный председате-


лем Совета министров И.Л. Горемыкж (1839—1917) относительно решения аграрного вопроса заявил, что отчуждение помещичьей земли недопустимо, крестьянство удовлетворения своих нужд должно ждать от правительства, а не от Думы.

Созыв II Государственной думы Первая Государственная дума (27.FV—8.VII 1906), поставившая вопрос о принудительном отчуж- дении помещичьей земли, превращалась в революционную трибуну. И поэтому 9 июля Государственная дума была разогнана. Было объ- явлено о созыве второй Думы. Председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин (1862—1911), поощрявший деятельность введенных военно-полевых судов и применение смертной казни1.

Состоявшиеся в январе-феврале 1907 г. выборы во вторую Госу- дарственную думу обеспечили успех левым партиям. Главным вопро- сом в работе Думы вновь был аграрный вопрос, обсуждение которого приняло острый и нежелательный для правительства характер. Была реальна угроза, что Дума не утвердит указ от 9 ноября 1906 г., по ко- торому крестьянин, пользовавшийся наделом земли на общинном праве, мог потребовать передачи данного надела в личную собствен- ность. 3 июня 1907 г. были опубликованы Манифест о роспуске второй Государственной думы и новый избирательный закон. Сохра- нив антидемократические положения закона от 11 декабря 1905 г., новый закон ввел важные изменения, которые привели к преобла- данию в Думе помещиков и буржуазии. Они получили 51% выбор- щиков. Крестьяне имели 22,4%, а рабочие — немногим более 2% выборщиков.

Созыв III Государственной думы Выборы в третью Государст- венную думу обеспечили победу правых партий. Возник помещичье- буржуазный союз. Буржуазия, зависящая от царизма политически и экономически, ставила целью разделить с ним власть. Николай II продемонстрировал единоличную власть самодержца, который «ни- кому на свете в своих делах ответу дать не должен».

В отличие от первой и второй Дум третья Государственная дума (1.XI. 1907—9.VI. 1912) была угодливой и преданной самодержавию. Ее реакционность проявлялась в поддержке правительственной по- литики, финансировании нужд полиции, жандармерии, в принятии антидемократического рабочего законодательства.

Рабочее законодательство К концу XIX в. — началу XX в. рабочее движение значительно усилилось. Только в 1900—1904 гг. произошло 1000 стачек рабочих. Поэтому рабочий вопрос стал: одним из важ- нейших во внутренней политике царского правительства.

В 1882 г. был принят закон, запрещавший применение на пред- приятиях труда детей до 12 лет и использование труда подростков

1 За первые шесть месяцев существования военно-полевых судов к смертной каз- ни было приговорено около 950 чел.


12—15 лет более 8 часов в сутки. В 1885 г. утвержден закон, запре- щавший ночную работу женщин и подростков до 17 лет на ткацких предприятиях. Морозовская стачка вызвала необходимость приня- тия фабричного закона, касающегося порядка и условий найма, увольнения и штрафования рабочих. В 1901 и 1903 гг. последовали законы об утверждении пенсий рабочим государственных предпри- ятий, потерявшим трудоспособность на предприятии, и о компен- сации заводчиками рабочим, получившим травмы на производстве. Играя в целом прогрессивную роль, рабочее законодательство дава- ло возможность правительству сдерживать выступления рабочих.

Программа преобразований ПА. Столыпина Третьеиюньский политический акт означал государственный переворот, обеспечивший сохранение за правительством подлинной власти в стране и Думе. В этой ситуации самодержавие, делая ставку на кулачество, осуще- ствило экономический маневр — от поддержки крестьянской об- щины перешло к ее разрушению. Важнейшими инструментами раз- рушения общины стали сведение к одному месту (в отруб или хутор) чересполосных крестьянских наделов и массовое переселе- ние крестьян за Урал. Другим элементом аграрной политики Сто- лыпина была деятельность Крестьянского поземельного банка. Разра- ботанная П.А. Столыпиным программа преобразований, помимо аграрной реформы, содержала целый комплекс законопроектов, в том числе проекты преобразования системы местных органов. Однако эти законопроекты не были одобрены Государственной думой.

Столыпинская программа преобразований была последним шан- сом самодержавия сохранения монархического правления в России. Основополагающей формулой управления страной явился принцип

«сначала успокоение, а потом реформы». С этой целью правитель- ство усилило роль карательных органов, особенно полиции и жан- дармерии. В соответствии с утвержденным в феврале 1907 г. поло- жением в стране была создана широкая сеть специальных охранных отделений, которые подчинялись департаменту полиции. Охранное от- деление включало канцелярию, отдел наружного наблюдения и аген- турный отдел. Сыщики наружного отдела тайно наблюдали за неблагонадежными. Работу агентурного отдела осуществляли сек- ретные сотрудники — осведомители и провокаторы, проникающие и действующие в революционных организациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: