Термины и понятия. Конституционные демократы

Конституционные демократы

Контрибуция Конфискация Национализация Новаяэкономическая

политика(НЭП)


Рабоче-крестьянская Инспекция (Рабкрин,РКП)

Советрабоче- крестьянской обороны(СРКО)

Советы


Командно-административ- Общенародное


Социализация


ная система Комитетыбедноты


социалистическое государство


Триумвират


начавшийся буржуазно-демократический этап революции сме- няется советским этапом развития страны. В 1918 г. принята

первая Конституция РСФСР.

После выхода России из Первой мировой войны весной 1918 г. Гражданская война в стране приняла полномасштабный характер. В условиях Гражданской войны появляются новые органы управле- ния — главки и центры.

В 1922 г. на территории бывшей Российской империи сложи- лись советские республики, был образован СССР. В 1924 г. была утверждена первая Конституция СССР. Конституция устанавливала принципы диктатуры пролетариата в государстве. Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в стране.

Государственный аппарат в годы Великой Отечественной войны претерпел коренные изменения. Во главе с И.В. Сталиным создает- ся Государственный комитет обороны, сосредоточивший всю власть в стране.

В послевоенный период военные государственные органы были упразднены, проводились изменения в организационной структуре министерств. Было решено, что государство диктатуры пролетариа- та переросло в общенародное социалистическое государство.

В последующие годы государственный аппарат претерпевал реорга- низации, связанные с реформированием командно-административной системы. В итоге это привело лишь к восстановлению основных до- военных параметров управления.


9.1. Становление советской системы государственного управления

(1917—1922)

Преобразования Октябрьской революции Начало официального формирования новой системы государственного устройства в России началось с 25 октября 1917 г., когда столица Российской империи — Петроград — находилась фактически под контролем восставших (за- хвачены Государственный банк, телефонная станция, Варшавский вокзал). Утром этого дня было опубликовано написанное В.И. Ле- ниным (1870—1924) обращение «К гражданам России!»:

Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов — Военно-революционного комитета (ВРК), стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона1.

Вечером 25 октября открылся II Всероссийский съезд Советов, который провозгласил изменение государственной власти:

Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и кре- стьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное вос- стание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки... Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов...2

В связи с этим встал вопрос о формировании новых органов власти. Она была определена в следующем виде. Верховным органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Из 101 его члена 62 являлись большевиками, 29 — левыми эсерами, 6 — меньшевиками-интерна- ционалистами. Председателем ВЦИК был избран Л.Б. Каменев, кото- рого 8 ноября заменил ЯМ. Свердлов. Впоследствии ВЦИК создавал отделы, которым принадлежало право контроля, смещения прави- тельства или изменения его состава.

Съезд Советов образовал временное (т.е. до созыва Учредитель- ного собрания) рабочее и крестьянское правительство — Совет на- родных комиссаров. Совнарком получил право законодательной ини- циативы, оставаясь подотчетным и ответственным перед съездом Советов и ВЦИК. Основным звеном среди центральных органов государственного управления стал народный комиссариат, призван- ный возглавить ту или иную сторону государственной деятельности. Совет народных комиссаров составлял правительство Российской республики. Соединение законодательных и исполнительных функ- ций было характерной отличительной чертой новой власти.

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 1.

2 См.: Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов: Сб. документов. М., 1957. С. 15—16.


По поводу принципов формирования правительства (многопар- тийное или однопартийное) на съезде произошла острая дискуссия. Левые эсеры, стремившиеся к созданию широкой социалистиче- ской правительственной коалиции, отказались войти в правительст- во. В результате его сформировали большевики в следующем соста- ве: председатель — В.И. Ленин (Ульянов), народные комиссары: по внутренним делам — А.И. Рыков, земледелия — В.П. Милютин, тру- да — А.Г. Шляпников, торговли и промышленности — В.Л. Ногин, по иностранным делам — Л.Д. Троцкий (Бронштейн), финансов — И.И. Скворцов (Степанов), просвещения — А.В. Луначарский, юсти- ции — Г.И. Оппоков (Ломов), продовольствия — И.А. Теодорович, почт и телеграфа — Н.П. Авилов (Глебов), по делам национально- стей — И.В. Сталин (Джугашвили), комитет по военным и морским делам — В.А. Антонов (Овсеенко), Н.В. Крыленко и П.Е. Дыбенко.

ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) В 1891 г. сдал экзамены за курс юридического факультета при Петербургском университете. В конце 1880-х — начале 1890-х гг. участник народовольческих кружков, за- тем марксист. В 1903 г. возглавил фракцию большевиков. В 1917 г. воз- главил руководство Октябрьским восстанием в Петрограде. На II Все- российском съезде Советов избран председателем Совнаркома. Проводил политику «красного террора», «военного коммунизма», инициатор ликвидации оппозиционных партий и их органов печати, высылки из страны видных представителей интеллигенции, не со- гласных с политикой новой власти, репрессий в отношении «соци- ально чуждых элементов». Видел в диктатуре пролетариата средство построения социализма и коммунизма. Острый кризис в стране в ре- зультате Гражданской войны, неоправдавшиеся надежды на револю- цию в Европе привели Ленина к признанию ошибочности политики

«военного коммунизма» и необходимости перехода к новой эконо- мической политике. В 1922 г. тяжело заболел, с декабря не участво- вал в политической деятельности. {История Отечества: Энциклопе- дический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.)

Таким образом, на II Всероссийском съезде Советов были зало- жены основы нового государственного устройства — Советской Рес- публики, призванной выражать и защищать интересы трудящихся.

Говоря о решениях И съезда, нельзя не подчеркнуть важность принятых первых государственных актов новой власти: Декрета о мире и Декрета о земле.

В докладе о мире, с которым выступил В.И. Ленин, была обос- нована необходимость в кратчайший срок начать мирные перегово- ры. В Декрете о мире Советское правительство обращалось ко всем правительствам воюющих стран и их народам начать немедленные переговоры о заключении справедливого, демократического мира без аннексий и контрибуций.

Существование Советской власти было невозможно без корен- ной ломки старых аграрных отношений. Декрет о земле стал основой


преобразования деревни. Он утвердил главные принципы аграрной политики Советской власти: конфискацию помещичьих земель, передачу помещичьих имений, «равно как всех земель удельных, монастырских, церковных, со всем их живым и мертвым инвента- рем»1, в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.

Важно вспомнить основные положения Декрета. Он деклариро- вал отмену частной собственности на землю (ст. 1); превращение высококультурных хозяйств (питомников, садов, племенных хо- зяйств и т.д.) в показательные государственные или общественные имения (ст. 3, 4), остальные подлежали разделу; раздел конфиско- ванной земли по трудовой или потребительской норме с периоди- ческими переделами (ст. 7, 8). Положения Декрета развил приня- тый ВЦИК 27 января (9 февраля) 1918 г. закон о социализации земли. В нем определялись порядок раздела конфискованных земель и потребительско-трудовая норма, которая должна была рассчиты- ваться так, чтобы обеспечить «возможность безбедного существова- ния семьи землевладельца», но «не превышала бы трудоспособность наличных сил каждого отдельного хозяйства»2.

Изменения в государственном аппарате Для поддержки своей по- литики в деревне специальным декретом в июне 1918 г. были учрежде- ны комитеты бедноты (комбеды), зачастую в противовес существовав- шим Советам. Официальное назначение комбедов — перераспределение хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий в пользу бедноты. В то же время комбеды служили своеоб- разной базой для деятельности продотрядов, проведения заготови- тельных кампаний, реквизиций и конфискаций продовольствия. Введение комбедов вызвало повсеместное недовольство крестьян, послужило одним из факторов разжигания гражданской войны. Отмена комбедов была одним из пунктов, которые выдвигали ле- вые эсеры в период московского мятежа в июле 1918 г. Осенью 1918 г. комбеды были распущены или слиты с Советами.

Положение большевистского правительства было неустойчивым. Воспрепятствовать государственному перевороту должен был созданный 24 октября 1917 г. Комитет общественной безопасности. 26 октября главным образом эсерами и меньшевиками — членами Городской думы, прежнего ВЦИК, исполкома Всероссийского Совета кресть- янских депутатов, ушедшими со II съезда Советов членами фрак- ций социалистических партий — был создан Комитет спасения Роди- ны и революции. Комитет планировал одновременно с вступлением в Петроград войск генерала Краснова поднять восстание против боль- шевиков. Левое крыло меньшевиков и эсеров, не поддерживая воору- женные выступления, тем не менее осуждало большевиков за узур-

1 История социалистической экономики СССР. Т. 1. М.: Наука, 1976. С. 133.

2 Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 17—18.


пацию власти. Всероссийский исполнительный комитет профсоюза же- лезнодорожников (Викжель) потребовал начать переговоры с целью создания однородного социалистического правительства. Больше- вики согласились на расширение «базы правительства», изменение его состава и даже склонялись к исключению из него Ленина и Троц- кого, чего добивались меньшевики и эсеры. Тем не менее они от- стаивали другие решения II съезда Советов.

Первоначально большевики рассчитывали использовать в интере- сах социалистических преобразований прежние министерства и другие органы буржуазного государства. Но чиновники, работавшие в ми- нистерствах, банках и других учреждениях, объявили по призыву Комитета спасения Родины и революции стачку. Большевики обра- тились к руководству партии левых эсеров с предложением заклю- чить политический блок. В результате переговоров было достигнуто соглашение о вхождении представителей партии левых эсеров в со- став правительства. Левые эсеры возглавили наркоматы почт и те- леграфа, земледелия, юстиции, а также вновь созданные наркоматы государственных имуществ и местного самоуправления. В осталь- ных наркоматах представители партии левых эсеров заняли посты заместителей наркомов и членов коллегии. Представители партии левых эсеров были введены также в состав ВЧК и других централь- ных учреждений Советского государства.

К началу 1918 г. наркоматы в основном были сформированы. Одновременно прекращалась деятельность министерств Временного правительства. Декретами Советской власти были распущены Эко- номический совет, Государственный комитет по народному образо- ванию, Адмиралтейство-совет, Государственный совет и его канце- лярия, канцелярия Государственной думы и ее Временного комитета и другие учреждения.

Органы охраны общественного порядка Составным элементом любой государственной структуры являются органы охраны общест- венного порядка. Первоначально охрану революционного порядка выполнял Петроградский ВРК (упразднен в декабре 1917 г.), а за- тем — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). По его поста- новлению от 28 октября 1917 г. стала создаваться Рабоче-крестьянская милиция. Она находилась в ведении местных Советов и в то же вре- мя подчинялась НКВД, который в начале декабря 1917 г. распустил Главное управление милиции, существовавшее при Временном пра- вительстве. При СНК была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Ее возглавил Ф.Э. Дзержинский (1877—1926). В состав ВЧК вошли пред- ставители партии левых эсеров.

Были упразднены все прежние органы юстиции: окружные су- ды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, ин- ституты судебных следователей, присяжных поверенных и частных


адвокатов. Была приостановлена деятельность мировых судов. Дек- ретом СНК от 22 ноября 1917 г. были учреждены выборные народные суды, состоявшие из председателя и народных заседателей. Для рас- смотрения особо опасных для Советской власти преступлений созда- вались революционные трибуналы. Новые судебные органы работали подконтролем Народногокомиссариатаюстиции (Наркомюста).

Одной из неотложных задач, вставших с первых дней револю- ции перед Советским государством, явилась организация обороны. В существовавшей армии были отменены все воинские звания, вве- ден принцип выборности командиров и институт солдатских комите- тов, контролировавший штабы и другие военные учреждения. Одно- временно началась демобилизация старой армии и реорганизация структур Военного министерства, чем занимался Комитет по воен- ным и морским делам (в ноябре 1917 г. был преобразован в Народ- ный комиссариат по военным делам). В январе—марте 1918 г. из военного аппарата было уволено более тысячи служащих, а также расформирован ряд управлений, советов и совещаний. А 15 января 1918 г. В.И. Ленин подписал Декрет «О Рабоче-Крестьянской Крас- ной Армии». Первоначально РККА строилась на добровольческих началах. В феврале 1918 г. был опубликован Декрет об организа- ции Рабоче-Крестьянского Красного Флота и создан комиссариат по морским делам.

Конституционная база Для Временного революционного прави- тельства особенно важно было создать конституционную базу но- вой власти. Но высший законодательный орган — Учредительное собрание — не мог обеспечить этого. Выборы в него были назначены еще Временным правительством, но состоялись они в середине но- ября 1917 г. Большинство голосов было подано за кандидатов пар- тии социалистов-революционеров. Из 715 депутатов Учредительного собрания 412 являлись эсерами. Партия большевиков имела в нем 183 мандата. На долю остальных партий — от монархистов и каде- тов до меньшевиков и анархистов приходилось 120 мест. Был вы- двинут лозунг «Вся власть Учредительному собраниюЬ в противопос- тавление лозунгу «Вся власть Советам).». Во исполнение решения ЦК РСДРП(б) председатель ВЦИК Я.М. Свердлов (1885—1919), от- крывший Учредительное собрание 5 января 1918 г., огласил утвержден- нуюнаканунеВЦИК «Декларациюправтрудящегосяиэксплуатируемого народа» и предложил депутатам Учредительного собрания принять этот конституционный по своему характеру документ. После того как пред- ставители большинства отказались сделать это, Я.М. Свердлов закрыл заседание. В ночь на 7 января 1918 г. ВЦИК принял постановление о роспуске Учредительного собрания.

10 января 1918 г. в Петрограде в Таврическом дворце открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. 13 января открылся III Всероссийский съезд Советов крестьянских


депутатов. Оба съезда приняли решение об объединении. В работе объединенного III Всероссийского съезда Советов рабочих, солдат- ских и крестьянских депутатов приняли участие 1647 депутатов с ре- шающим голосом и 219 с совещательным. Более 860 делегатов яв- лялись большевиками. Съезд заслушал доклады председателя ВЦИК ЯМ. Свердлова и председателя СНК В.И. Ленина, содержавшие от- четы о работе высших органов Советского государства, и одобрил их. Съезд принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» — первый конституционный акт Советской Республики. Съезд определил форму государственного строя России в пункте первом принятой Декларации: «Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам»1. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и в принятой резолю- ции о федеральных органах было завершено оформление Российской Федерации «на основе свободного союза свободных наций». ВЦИКу было поручено разработать и внести на очередной съезд Советов Конституцию РСФСР. Был одобрен роспуск Учредительного соб- рания и утверждено постановление «О новом обозначении сущест- вующей верховной государственной власти». Слово «временное» из наименования Советского правительства было исключено.

Формирование органов хозяйственного управления Отрасле- вые наркоматы, занимавшиеся преимущественно политическими проблемами и решением задач отдельных отраслей, не могли наладить регулирование экономики как целого. Поэтому было необходимо

«высшее экономическое учреждение, направляющее (регулирующее) все народное хозяйство...»2. Вокруг вопросов о назначении, функци- ях, подчиненности нового органа в партийно-правительственных кругах разгорелась острая дискуссия, и в октябре—ноябре 1917 г. сформировались две весьма различные позиции.

Одну из них представлял Центральный совет фабрично-заводских комитетов (ЦС ФЗК). Фабзавкомы, возникшие стихийно в период февральской революции, играли значительную роль в контроле над деятельностью своих предприятий. ЦС ФЗК предлагал создать ор- ган под названием «Высший совет народного хозяйства» в качестве боевого органа пролетарской диктатуры с широкими правами непо- средственного регулирования: конфискации предприятий, объеди- нения их в тресты и осуществления других мер в области организа- ции производства и распределения.

ЦС ФЗК выражал взгляды революционно настроенного пролета- риата, стремившегося форсировать процесс создания нового бесклас- сового общества. Ведь такой проект соответствовал пониманию им задач революции — полная экспроприация экспроприаторов. Вслед-

1 Декреты Советской власти. М., 1957. Т. 1. С. 341.

2 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 35. С. 104.


ствие этого из сферы охвата ВСНХ выводились непромышлен- ные отрасли.

В.И. Ленин одобрил инициативу ЦС ФЗК, отметив удачное на- звание органа. Но, видимо, он не считал этот вариант единственно возможным, так как такая постановка вопроса шла несколько враз- рез с его представлениями о переходном периоде и, в частности, о национализации. Он организует группу из видных деятелей (В.В. Обо- ленский-Осинский, В.М. Смирнов, М.А. Савельев), которая уполно- мочивалась «вести работы по организации Высшего экономического совещания». Таким образом, позиции ЦС ФЗК противостояло мне- ние о необходимости создания координационного центра по разви- тию народного хозяйства.

1 декабря 1917 г. состоялось заседание СНК по проекту декре- та. Докладывал Н.И. Бухарин (1888—1938). В проекте фигурирова- ло «Высшее экономическое совещание». Оно рассматривалось как орган преимущественно совещательного характера при СНК, разра- батывающий проекты, способствующий согласованию деятельности отдельных наркоматов, инструктирующий рабочий контроль. Со- вещание предлагалось создать на базе экономических учреждений, существовавших при Временном правительстве.

Декрет о ВСНХ Проект декрета после доработки был принят и пе- редан на рассмотрение ВЦИК. ЦС ФЗК во ВЦИК категорически возражал против создания Совещания. 6 декабря 1917 г. в «Правде» был опубликован «Проект положения о Высшем совете народного хозяйства», отражавший установки большевистской фракции ВЦИК. Однако дискуссии вокруг него не прекращались. Вопрос четырежды стоял на повестке дня ВЦИК (7, 8, 10, 14 декабря). И только после вмешательства В.И. Ленина, который указал, что «Высший совет на- родного хозяйства не может быть сведен к парламенту, а должен быть таким же боевым органом для борьбы с капиталистами и помещиками в экономике, каким Совет народных комиссаров является в полити- ке»1. «Декрет о ВСНХ» был утвержден и опубликован 18 декабря в «Газете Временного рабочего и крестьянского правительства».

В.И. Ленин в данном случае поддержал мнение ЦС ФЗК и боль- шевистской фракции ВЦИК. Но его отношение к ВСНХ как органу преимущественно регулирующему, на наш взгляд, еще не измени- лось. Весьма возможно, что он пошел на компромисс в условиях угрозы экономического коллапса, когда всякое промедление с налажи- ванием хозяйственной жизни было непозволительным. И в принятом

«Положении о ВСНХ» упор делался именно на его роль общехозяйст- венного центра; на ВСНХ были возложены функции по организации народного хозяйства и государственных финансов: «С этой целью ВСНХ вырабатывает общие нормы и планы регулирования эконо-

1 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 134.

24 2


мической жизни страны, согласует и объединяет деятельность цен- тральных и местных регулирующих учреждений, соответствующих народных комиссариатов...»!.

Тем не менее тенденции к централизации хозяйственной жизни и ее непосредственному регулированию в это время проявлялись уже довольно определенно. Питательной почвой для них явилось нарас- тание экономических трудностей, что неумолимо требовало сосре- доточения в одних руках всех ресурсов страны.

На должность председателя ВСНХ с правами народного комиссара был назначен В.В. Осинский. Сначала деятельность аппарата была направлена на создание рациональной организационной структуры, сочетающей отраслевой и территориальный подходы к регулирова- нию производства. Были созданы отраслевые объединения: главные и центральные комитеты (главки и центры). В январе 1918 г. орга- низуется отдел металла с функциями регулирования и управления рудной и металлургической промышленности. Через месяц был соз- дан отдел металлообрабатывающей промышленности и машино- строения. Вскоре эти отделы объединились и образовался единый регулирующий и управляющий центр металлопромышленности.

Функции ВСНХ На ВСНХ как координирующий центр возлагалась обязанность согласовывать работу центральных и местных учрежде- ний, наркоматов и ведомств (Наркомпрод, Наркомзем, Наркомфин, Совещания по топливу, металлу и т.д., экономические отделы ме- стных Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов). На местах ВСНХ опирался на созданные районные (областные), губерн- ские и уездные совнархозы с функциями контроля.

Ускоряющийся процесс национализации потребовал от ВСНХ перехода от общего руководства промышленностью к непосредствен- ному управлению ею. Но при этом усилились противоречия с хозяй- ственными наркоматами. А.И. Рыков, председатель ВСНХ с апреля 1918 г., и некоторые наркомы (Шляпников, Середа) настаивали на предоставлении ВСНХ функций высшего экономического органа, что означало объединение всех наркоматов под эгидой ВСНХ, пре- доставление последнему права определять экономическую политику и регулировать экономическую жизнь страны2.

Эти идеи были изложены на I Всероссийском съезде совнархо- зов (26 мая — 4 июня 1918 г.), где было принято новое «Положение о ВСНХ». Однако СНК его не утвердил.

На съезде обсуждался вопрос о единоначалии и было выработано

«Положение об управлении национализированными предприятиями». Предусматривалась в основном трехступенчатая система руководства: центральное правление ВСНХ — областное правление — предпри-

1 Декреты Советской власти. Т. 1. С. 172—174.

2 Авдаков Ю.К. Организационно-хозяйственная деятельность ВСНХ в первые годы Советской власти (1917—1921 гг.). М.: Изд-во МГУ, 1971. С. 12.


ятие; для предприятий, подчиненных непосредственно центру, — двухступенчатая схема: центральное правление — предприятие.

8 августа 1918 г. Совнаркомом утверждается новое «Положение о ВСНХ», в котором указывалось, что ВСНХ является лишь эконо- мическим отделом ВЦИК, ответственным перед ним и СНК. При этом непосредственное руководство ВСНХ осуществлял теперь только в отношении промышленности. Его роль как общехозяйст- венного центра в значительной степени снижалась.

Рабочий контроль в новой государственной системе В новой государственной системе большая роль отводилась рабочему кон- тролю. Выше говорилось, что органы рабочего контроля возникли еще во время февральской революции в форме фабрично-заводских комитетов. Новое руководство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму1, видело в практическом кон- троле и учете не только контроль и учет результатов производства, но и форму организации, налаживания производства массами тру- дящихся, поскольку перед всенародным контролем им ставилась задача «правильно распределить труд». Рабочий контроль предпола- галось осуществлять в течение продолжительного периода, о чем свидетельствует выдвинутая VI съездом РСДРП(б) (июль—август 1917) задача: «Рабочий контроль должен быть развит путем посте- пенно осуществляемых мер в полное регулирование производства2». Однако на практике сфера действия рабочего контроля уже в пер- вые месяцы Советской власти форсированно сужалась в условиях начавшейся национализации. 14 (27) ноября 1917 г. принимается «По- ложение о рабочем контроле». Его выборные органы намечалось создавать на всех предприятиях, где использовался наемный труд: в промышленности, на транспорте, в банках, торговле, сельском хо- зяйстве. Контролю подлежали производство, снабжение сырьем, продажа и хранение товаров, финансовые операции. Устанавливалась судебная ответственность владельцев предприятий за невыполнение распоряжений рабочих-контролеров. В ноябре—декабре 1917 г. рабо- чий контроль был установлен на большинстве крупных и средних предприятий в главнейших промышленных центрах.

Рабочий контроль стал школой подготовки кадров советского хозяйственного аппарата и важным средством налаживания госу- дарственного учета ресурсов и потребностей.

В целом к началу Гражданской войны система государственного управления народным хозяйством выглядела следующим образом. ЦК партии разрабатывал основы деятельности хозяйственного ап- парата. Общее руководство осуществлял Совнарком, решая наибо- лее важные вопросы. Отдельными сторонами народно-хозяйственной жизни руководили наркоматы. Их местными органами являлись со-

1 Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 31. С. 56.

2 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 1. С. 490.

24 4


ответствующие отделы исполкомов Советов. ВСНХ, созданный вна- чале как общехозяйственный центр, в конкретных исторических условиях «красногвардейской атаки» на капитал и под влиянием их трансформируется, сосредоточиваясь в основном на управлении промышленностью.

Создание Красной Армии Важным звеном в государственной системе является армия. Отряды Красной Гвардии, находившиеся в распоряжении Военно-революционного комитета (ВРК), не могли выполнять функцию защиты нового государства. Но и использование старой армии было невозможно, поскольку она находилась в стадии распада. Поэтому встал вопрос о судьбе старой армии и всего военно- регулирующего механизма в лице министерств, штабов, военно-учебных заведений и т.д. В декабре 1917 г. СНК признал необходимость соз- дания новой армии, а 15 января 1918 г. специальным декретом СНК провозглашалось создание Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) на добровольных началах. К маю РККА насчитывала в своих рядах около 300 тыс. человек.

На V Всероссийском съезде был законодательно оформлен пе- реход ко всеобщей воинской повинности, хотя еще в начале апреля 1918 г. были созданы волостные и уездные, губернские и окружные военные комиссариаты, призванные организовать учет военнообя- занного населения страны. 22 апреля 1918 г. декретом ВЦИК было введено всеобщее обязательное военное обучение мужчин (Всевобуч). 11 июня 1918 г. СНК объявил призыв в Красную Армию рабочих и трудящихся крестьян 1893—1897 гг. рождения в 51 уезде При- волжского, Уральского и Западно-Сибирского военных округов, что означало практический отказ от добровольческого принципа фор- мирования армии. К осени 1918 г. в Красной Армии было около миллиона бойцов.

Управление военным ведомством было сосредоточено в руках коллегии Народного комиссариата по военным и морским делам. Позд- нее (сентябрь 1918) был образован Революционный Военный Совет Республики (РВСР) как орган политического управления для коор- динации боевых действий Красной Армии на различных фронтах (председатель в обоих учреждениях — Л.Д. Троцкий). В ноябре того же года был образован Полевой штаб, осуществлявший непосредст- венное руководство военными действиями. Образование Совета рабочей и крестьянской обороны завершило серию мер по организа- ции руководства Красной Армией.

Конституция РСФСР 1918 г. Победа Советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к не- обходимости подготовки и принятия основополагающего юридиче- ского документа, закрепляющего в законодательстве сложившиеся общественные отношения и фактически сформировавшиеся струк-


туры власти, которые определялись понятием «диктатура пролета- риата» (Советы, партия, профсоюзы).

Рассматривая процесс подготовки Конституции, следует учиты- вать следующие обстоятельства:

• углубление экономического кризиса, начавшегося в связи с ми- ровой войной и усугублявшегося стихийными процессами после Октября 1917 г. (развертывание национализации промышленно- сти и транспорта, начало «черного передела» земли и связан- ные с этим проблемы со снабжением городов довольствием);

• острую политическую ситуацию. Первоочередной задачей это- го периода была реализация лозунга «Мир — народам», т.е. выход из Первой мировой войны (Брест-Литовский кризис);

• партийные методологические установки, которые подразуме- вали, что республика, для которой составлялась Конституция, есть переходный этап на пути к мировой социалистической революции или федерации республик;

• организационные проблемы, связанные с переводом правитель- ства из Петрограда в Москву.

1 апреля 1918 г. ВЦИК решил создать Комиссию по составлению проекта Конституции. Председателем ее стал Я.М. Свердлов — пред- седатель ВЦИКа. В состав комиссии вошли: И.В. Сталин (1878— 1953) как представитель Совнаркома; Ю.М. Стеклов (1871 — 1941) — редактор газеты «Известия», Я.И. Бухарин, М.Н. Покровский (1868— 1932) и представители комиссариатов внутренних дел, юстиции, по делам национальностей, по военным и морским делам и народного хозяйства. Проект был опубликован 3 июля 1918 г., и в тот же день он был представлен на утверждение Центральному комитету партии, до обсуждения на V Всероссийском съезде Советов (4—10 июля 1918 г.), и принят на заседании от 10 июля.

В Конституции закреплялась система государственного управ- ления, основой которой объявлялись Советы рабочих, крестьян- ских, красноармейских и казачьих депутатов, как форма диктатуры пролетариата. Провозглашались и законодательно закреплялись ос- новы национальной политики, принципы Советской Федерации.

Первые четыре главы (Раздел первый) повторяли Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятую на III Все- российском съезде Советов в январе 1918 г.

В главе пятой второго раздела излагался ряд «общих положений», включая: федеративный характер республики (ст. 11); отделение церкви от государства и школы от церкви (ст. 13); свободу слова, мнений и собраний для рабочих, гарантируемую предоставлением в их распоряжение технических средств для издания газет, брошюр и книг, а также помещений для собраний «с обстановкой, освещени- ем и отоплением» (ст. 15); признание труда обязанностью всех гра- ждан работать с провозглашением принципа «Не трудящийся да не


ест» (ст. 18); всеобщую воинскую повинность для трудящихся, «на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей» (ст. 19); право гражданства для всех трудящихся, про- живающих на территории России, и право убежищ для иностранцев, преследуемых по политическим или религиозным мотивам; унич- тожение всякой дискриминации по расовым или национальным признакам (ст. 20—22).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: