На предприятиях, кроме расходов, связанных с производством продукции, возникают также расходы, связанные с ее отгрузкой и реализацией. Они называются расходами на продажу (коммерческими) и вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость продукции.
В соответствии с типовой номенклатурой к коммерческим расходам относятся:
—расходы по организации сбыта (маркетинговые операции);
—расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат, услуги своих вспомогательных цехов по изготовлению тары и упаковки, оплата затаривания и др.). Затраты на тару (упаковку) входят в коммерческие
расходы, когда готовая продукция упаковывается на общезаводском
складе. Если же упаковка (затаривание) осуществляется в производственных цехах до сдачи продукции на склад, то ее стоимость относится на производственную себестоимость;
—расходы по доставке продукции на станцию или пристань от
правления, погрузке в вагоны и на суда, автомобили и другие транс
портные средства, оплата железнодорожного тарифа или водного
фрахта в тех случаях, когда цены на продукцию установлены франко-станцией назначения, а также оплата услуг специализированных
транспортно-экспедиционных контор;
|
|
—комиссионные сборы торговым и сбытовым организациям за
продажу ими продукции, которая не может быть реализована самим
предприятием в общем порядке и передается этим организациям
для реализации на комиссионных началах;
—затраты на рекламу: объявления в печати, на радио и телевидении, проспекты, каталоги, буклеты, участие в выставках, ярмарках,
стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договором
покупателям или посредническим организациям бесплатно, и др.;
Глава IX. Учет выпуска и продаж продукции (работ, услуг)
— прочие расходы, связанные со сбытом продукции (хранение, подработка, подсортировка, анализ продукции и др.).
Затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые покупателями, в состав коммерческих расходов не включаются.
Для учета коммерческих расходов используют синтетический активный счет 44 «Расходы на продажу». Аналитический учет их ведется по статьям расходов в соответствии с утвержденной сметой.
Расходы на продажу в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счетов:
10 «Материалы» — на стоимость израсходованных материалов и тары на упаковку продукции на складе;
23 «Вспомогательные производства» — на стоимость услуг вспомогательных производств по изготовлению тары, доставке продукции на станцию (пристань, аэропорт) отправления;
|
|
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — на
сумму отчислений на социальные нужды от заработной платы работников, занятых упаковкой, сбытом и сопровождением продукции;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на оплату труда
работников, связанных с упаковкой, затариванием готовой продукции на складе, погрузку ее на транспортные средства и сопровождением груза;
71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму расходов, оплаченных подотчетными лицами за транспортировку готовой продукции и ее выгрузку;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму расходов по рекламе, а также услуг транспортных организаций (железнодорожных и водных), оплаченных расчетными чеками за перевозку готовой продукции, и др.
Расходы на продажу присоединяют к производственной себестоимости отдельных видов реализованной и отгруженной продукции по прямому признаку. И лишь в той их части, которая не может быть отнесена по прямому признаку, она распределяется между отдельными видами реализованной и отгруженной продукции пропорционально ее массе, объему и производственной себестоимости или стоимости по отпускным ценам. В связи с этим в текущем учете коммерческие расходы необходимо подразделять на прямые, отно-
Бухгалтерский учет
симые на отдельные виды продукции по прямому признаку, и косвенные, распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально той или иной условной базе. При этом база для распределения различных видов косвенных расходов, как правило, не может быть одинаковой, т.е. они должны распределяться по каждой статье коммерческих расходов в отдельности.
Присоединение косвенных расходов к прямым дает возможность определить общую величину коммерческих расходов по отдельным видам реализованной и отгруженной продукции.
Все выявленные коммерческие расходы распределяют между реализованной продукцией и остатком неотгруженной (нереализованной) продукции. При этом коммерческие расходы, относящиеся к реализованной продукции, в бухгалтерском учете списываются записью:
дебет счета 90 «Продажи»,
кредит счета 44 «Расходы на продажу».
Коммерческие расходы, относящиеся к остатку неотгруженной (нереализованной) продукции, остаются на счете 44 «Расходы на продажу», а при составлении баланса отражаются по статье «Прочие запасы, затраты».
Таким образом, на производственных предприятиях всегда возникает переходящий остаток коммерческих расходов, который необходимо учитывать при последующем их распределении. Вместе с тем в распределении коммерческих расходов возникают две стадии: на первой они распределяются между отдельными видами продукции, а на второй — между реализованной продукцией и остатком неотгруженных, еще нереализованных изделий.
В целом система построения синтетического и аналитического учета коммерческих расходов и последовательность расчетов распределения можно представить в виде схемы (см. рис. 9.2).
Производственные предприятия, имеющие незначительный объем сбытовых расходов, учет этих затрат могут организовать на счете 26 «Общехозяйственные расходы».