Учет расходов на продажу

На предприятиях, кроме расходов, связанных с производством продукции, возникают также расходы, связанные с ее отгрузкой и реализацией. Они называются расходами на продажу (коммерче­скими) и вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость продукции.

В соответствии с типовой номенклатурой к коммерческим рас­ходам относятся:

—расходы по организации сбыта (маркетинговые операции);

—расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой про­дукции (упаковочная бумага, древесина, шпагат, услуги своих вспо­могательных цехов по изготовлению тары и упаковки, оплата зата­ривания и др.). Затраты на тару (упаковку) входят в коммерческие
расходы, когда готовая продукция упаковывается на общезаводском
складе. Если же упаковка (затаривание) осуществляется в производ­ственных цехах до сдачи продукции на склад, то ее стоимость отно­сится на производственную себестоимость;

—расходы по доставке продукции на станцию или пристань от­
правления, погрузке в вагоны и на суда, автомобили и другие транс­
портные средства, оплата железнодорожного тарифа или водного
фрахта в тех случаях, когда цены на продукцию установлены франко-станцией назначения, а также оплата услуг специализированных
транспортно-экспедиционных контор;

—комиссионные сборы торговым и сбытовым организациям за
продажу ими продукции, которая не может быть реализована самим
предприятием в общем порядке и передается этим организациям
для реализации на комиссионных началах;

—затраты на рекламу: объявления в печати, на радио и телевидении, проспекты, каталоги, буклеты, участие в выставках, ярмарках,
стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с договором
покупателям или посредническим организациям бесплатно, и др.;

Глава IX. Учет выпуска и продаж продукции (работ, услуг)

прочие расходы, связанные со сбытом продукции (хранение, подработка, подсортировка, анализ продукции и др.).

Затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещае­мые покупателями, в состав коммерческих расходов не включаются.

Для учета коммерческих расходов используют синтетический активный счет 44 «Расходы на продажу». Аналитический учет их ве­дется по статьям расходов в соответствии с утвержденной сметой.

Расходы на продажу в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 44 «Расходы на продажу» и кредиту счетов:

10 «Материалы» — на стоимость израсходованных материалов и тары на упаковку продукции на складе;

23 «Вспомогательные производства» — на стоимость услуг вспо­могательных производств по изготовлению тары, доставке продук­ции на станцию (пристань, аэропорт) отправления;

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» — на
сумму отчислений на социальные нужды от заработной платы работ­ников, занятых упаковкой, сбытом и сопровождением продукции;

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — на оплату труда
работников, связанных с упаковкой, затариванием готовой продук­ции на складе, погрузку ее на транспортные средства и сопровожде­нием груза;

71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на сумму расходов, оп­лаченных подотчетными лицами за транспортировку готовой про­дукции и ее выгрузку;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на сумму расходов по рекламе, а также услуг транспортных организаций (же­лезнодорожных и водных), оплаченных расчетными чеками за пере­возку готовой продукции, и др.

Расходы на продажу присоединяют к производственной себе­стоимости отдельных видов реализованной и отгруженной продук­ции по прямому признаку. И лишь в той их части, которая не может быть отнесена по прямому признаку, она распределяется между от­дельными видами реализованной и отгруженной продукции про­порционально ее массе, объему и производственной себестоимости или стоимости по отпускным ценам. В связи с этим в текущем учете коммерческие расходы необходимо подразделять на прямые, отно-

Бухгалтерский учет

симые на отдельные виды продукции по прямому признаку, и кос­венные, распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально той или иной условной базе. При этом база для распределения различных видов косвенных расходов, как правило, не может быть одинаковой, т.е. они должны распределяться по каж­дой статье коммерческих расходов в отдельности.

Присоединение косвенных расходов к прямым дает возмож­ность определить общую величину коммерческих расходов по от­дельным видам реализованной и отгруженной продукции.

Все выявленные коммерческие расходы распределяют между реализованной продукцией и остатком неотгруженной (нереализо­ванной) продукции. При этом коммерческие расходы, относящие­ся к реализованной продукции, в бухгалтерском учете списывают­ся записью:

дебет счета 90 «Продажи»,

кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Коммерческие расходы, относящиеся к остатку неотгруженной (нереализованной) продукции, остаются на счете 44 «Расходы на продажу», а при составлении баланса отражаются по статье «Прочие запасы, затраты».

Таким образом, на производственных предприятиях всегда воз­никает переходящий остаток коммерческих расходов, который не­обходимо учитывать при последующем их распределении. Вместе с тем в распределении коммерческих расходов возникают две стадии: на первой они распределяются между отдельными видами продук­ции, а на второй — между реализованной продукцией и остатком неотгруженных, еще нереализованных изделий.

В целом система построения синтетического и аналитического учета коммерческих расходов и последовательность расчетов рас­пределения можно представить в виде схемы (см. рис. 9.2).

Производственные предприятия, имеющие незначительный объем сбытовых расходов, учет этих затрат могут организовать на счете 26 «Общехозяйственные расходы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: