Права (МГП). Принципы международного гуманитарного права 1 страница

§ 1. Сущность и предмет международного гуманитарного права

В силу своего географического положения и своей исторической судьбы Россия, безусловно, оказывала и будет оказывать влияние на ход развития человечества. Решая вопросы обеспечения собственной безопасности, она вносит свой вклад в безопасность всей планеты, о чем свидетельствуют обязательства, принятые Российской Федерацией. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, Россия несет особую ответственность за поддержание мира на планете. В этой связи следует особо подчеркнуть важную роль, которую наша страна призвана сыграть в осуществлении норм международного гуманитарного права.

Призрак новой мировой войны отошел в прошлое, но говорить о прочных гарантиях мира и безопасности для народов Земли пока преждевременно. Более 30 вооруженных конфликтов ежегодно - вот реальная статистика конфликтогенности последних лет XX тысячелетия <1>. В XXI в. ситуация не претерпела кардинальных изменений.

--------------------------------

<1> См.: Усиков А.В., Яременко В.А. Анатомия "малых войн" // Независимое военное обозрение. 1998. N 42 (116). С. 4.

На всем протяжении истории сменяющие друг друга цивилизации неизменно старались ограничить насилие, в особенности в период вооруженных столкновений. В течение длительного времени речь шла о соблюдении обычных норм на поле брани, и лишь в середине прошлого века началась кодификация этих норм посредством заключения договоров, что позволило уточнить и закрепить их содержание. Война стала превращаться из политического права (МГП). Принципы международного гуманитарного права явления и акта вооруженной борьбы в юридический процесс, в котором нормы права все больше определяют способ ее ведения, лицо и характер и тем самым создают предпосылки для обеспечения прочного мира <1>.

--------------------------------

<1> Военное законодательство Российской империи (Кодекс русского военного права) / Сост. А.Е. Савинкин. М., 1996. С. 387.

Классическим для международного права является вопрос: как соотносятся нормы, запрещающие прибегать к насилию в межгосударственных отношениях (право мира или jus contra bellum <1>) и нормы, неявно допускающие применение этого насилия? Категория jus ad bellum (право на объявление войны, а в более широком смысле - возможность прибегать к силе вообще), по мнению отдельных ученых, исчезла из области применения международного права, за исключением случаев признания войн правомерными <2>.

--------------------------------

<1> Принципы права мира основаны на запрещении прибегать к силе в международных отношениях и на обязанности государств мирно урегулировать свои споры (п. п. 3, 4 ст. 2 Устава ООН, Декларация о принципах международного права 1970 г.). Однако jus contra bellum применяется исключительно к международным вооруженным конфликтам.

<2> См.: Калугин В.Ю. Курс международного гуманитарного права. Мн.: Тесей, 2006. С. 67.

В настоящее время международное гуманитарное право предлагается обозначать как jus in bello (право войны), т.е. как регламентирующее поведение воюющих сторон во время вооруженного конфликта, а в более широком смысле и включающее в себя права и обязанности нейтральных сторон <1>. Хотя такой узкий подход в настоящее время исключает из сферы правового регулирования ряд вопросов (например, защиту жертв вооруженных конфликтов). Международное гуманитарное право концентрирует внимание на формальном регулировании войны (регламентация начала и окончания военных действий, прав и обязанностей воюющих сторон), т.е. на проблемах, возникающих вслед за вопросом относительно субъективного права прибегать к войне, и не касается причин, мотивов и целей вооруженного насилия.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Кольб Р. О происхождении терминологической пары jus ad bellum / jus in bello // Международный журнал Красного Креста. 1997. N 18. С. 643 - 654.

В науке международного права до сих пор нет единого понятия, определяющего отрасль права, регулирующего ведение вооруженной борьбы и защиту жертв вооруженных конфликтов. Среди ученых отсутствует единство мнений относительно содержания и места этой отрасли в системе современного международного права <1>. Для ее обозначения наиболее часто применяются термины "право войны", "право вооруженных конфликтов", "законы и обычаи войны", "правила ведения вооруженной борьбы", "международное гуманитарное право". Проблема унификации терминологии не относится к разряду второстепенных. Ее решение важно как для теории, так и для практики.

--------------------------------

<1> См.: Арцибасов И.Н., Егоров В.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989. С. 15.

Термин "право войны", используемый такими учеными, как Ф. Бербер, А. Фердросс <1> и др., уже в своей основе содержит противоречие, так как война предполагает применение силы, а право ее отрицает, олицетворяя собой справедливость <2>. К тому же эти авторы под "войной" понимали вооруженную борьбу лишь между государствами.

--------------------------------

<1> См.: Фердросс А. Международное право. М., 1959. С. 429.

<2> Право на законную оборону, бесспорно, признано Уставом ООН (ст. 1), и теоретически ООН может предпринять против агрессора действия военного характера (ст. 42), но международный вооруженный конфликт (война) уже не разразится, если только хотя бы одна из сторон, находящихся в конфликте, не нарушит Устав ООН.

Введение в употребление Д. Шиндлером <1>, Э. Давидом <2>, И.Н. Арцибасовым <3> термина "право вооруженных конфликтов" было призвано адаптировать "право войны" к современным международным отношениям, поставившим войну вне закона. Новый термин предназначался для регулирования любого вооруженного конфликта, однако не нашел широкой поддержки среди ученых <4>. Г.М. Мелков под правом вооруженных конфликтов понимает самостоятельную отрасль международного права - совокупность общепризнанного принципа соблюдения законов и обычаев войны и специальных (отраслевых) принципов и норм международного права, регламентирующих отношения между воюющими и затронутыми войной субъектами международного права по поводу начала войны и его последствий, театра войны, участников войны, средств и методов ведения войны, нейтралитета, защиты жертв войны, прекращения войны и ответственности физических лиц за нарушение этих норм <5>. С.А. Егоров указывает, что соответствующая группа норм международного права "иногда условно именуется "право вооруженных конфликтов" и включает ряд договорных и обычно-правовых принципов и норм, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права относительно применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, регулирующих отношения между воюющими и нейтральными сторонами и определяющих ответственность за нарушение соответствующих принципов и норм <6>. В другом издании С.А. Егоров в главе "Право вооруженных конфликтов - международное гуманитарное право" указывает менее категорично: "право вооруженных конфликтов, нередко называемое также международным гуманитарным правом" <7>.

--------------------------------

<1> См.: Schindler D. The Different Types of Armed Conflicts according to the Geneva Conventions. RCADI, 1979. T. II. P. 163.

<2> Следует отметить, что Э. Давид признает, что эта отрасль права "более известна под наименованием "международное гуманитарное право". См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. М.: Международный Комитет Красного Креста, 2000. С. 34, 36.

<3> См.: Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М., 1989. С. 19.

<4> Так, Г.И. Тункин применял формулировку "международное право в период вооруженных конфликтов". См.: Международное право / Отв. ред. Г.И. Тункин. М., 1982. Гл. 22.

<5> См.: Международное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. Г.М. Мелков. М.: РИОР, 2009. С. 594.

<6> См.: Международное право: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. С. 778.

<7> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. В.И. Кузнецов, Б.Р. Тузмухамедов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007. С. 824.

Л.И. Савинский предлагал именовать данную отрасль "международным правом и вооруженными конфликтами", включив в нее "право предотвращения войны", "право запрещения войны" и "право вооруженных конфликтов" <1>. Однако "право предотвращения войны" и "право запрещения войны" рассматриваются доктриной как самостоятельная отрасль международного права ("право международной безопасности").

--------------------------------

<1> См.: Полторак А.И., Савинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976. С. 79.

Термин "законы и обычаи войны", используемый Л. Оппенгеймом <1>, не вполне корректен, поскольку в международном праве законы отсутствуют, а употребление лишь термина "обычаи войны" означало бы отрицание наличия конвенционных норм.

--------------------------------

<1> См.: Оппенгейм Л. Международное право. М., 1949. Т. 2. С. 246.

Термин "правила ведения вооруженной борьбы" сужает предмет правового регулирования этой отрасли международного права, поскольку уже предполагает начало такой борьбы, а указание на "правила" говорит о наличии комплекса исключительно технических норм. Этот термин не охватывает правоотношения, которые возникают в связи с такой борьбой. В отдельных изданиях при определении данной отрасли права указывается, что "речь идет о правилах ведения войны" <1>. Заимствуя зарубежный опыт, предлагается развивать "оперативное право".

--------------------------------

<1> Международное право: Учеб. / Под ред. А.Н. Вылегжанина. М.: Юрайт; ИД Юрайт, 2010. С. 608.

Вместе с тем представляется важным, что совокупность принципов и норм, устанавливающих правила ведения вооруженной борьбы, привела к формированию самостоятельной отрасли международного публичного права. И это положение в настоящее время никем не оспаривается.

Термин "международное гуманитарное право" наиболее полно и четко отражает суть проблемы. Впервые он был предложен в 1950-х гг. известным швейцарским юристом Ж. Пикте и за короткий период времени получил широкое распространение в публицистике, юридической литературе, а затем вошел в название Женевской дипломатической конференции (1974 - 1977 гг.) по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.

Ряд авторов <1> под международным гуманитарным правом понимают совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества стандарты прав и свобод человека (группы лиц, коллектива), устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод <2>. Г.В. Игнатенко исходит из того, что гуманитарное право (права человека) действует и в условиях вооруженных конфликтов <3>, но обходит вниманием вопросы правового регулирования вооруженной борьбы и констатирует "соприкосновенность" вопросов защиты гражданского населения. И в том же издании Л.А. Лазутин и Д.Д. Остапенко дают характеристику отрасли "права вооруженных конфликтов" <4>.

--------------------------------

<1> См.: Фельдман Д.И. Система международного права. Казань, 1983. С. 62; Колосов Ю.М. Международные стандарты в области прав человека и проблемы советского законодательства // Советский журнал международного права. 1991. N 2. С. 67, 68; Международное право / Под ред. Г.В. Игнатенко. М., 1995. С. 239, 240; Тиунов О.И. Международное гуманитарное право. М., 1999. С. 148, 149, 274.

<2> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. С. 460.

<3> См.: Там же. С. 490, 491.

<4> См.: Там же. С. 544.

Другой группой ученых выработан более узкий и точный подход, отраженный в следующих определениях. И.И. Котляров под международным гуманитарным правом понимает систему "международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в период вооруженного конфликта с целью ограничения применения жестоких средств и методов ведения войны, защиты ее жертв и устанавливающих ответственность за их нарушение" <1>. Е.Г. Моисеев определяет МГП как отрасль международного права, представляющую собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов <2>. В.Ю. Калугин под МГП понимает самостоятельную отрасль международного права - систему юридических принципов и норм, применяемых как в международных, так и в немеждународных вооруженных конфликтах, устанавливающих взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрещению или ограничению применения определенных средств и методов ведения военных действий, обеспечению защиты жертв в период вооруженного конфликта и определяющих ответственность за нарушение этих принципов и норм <3>. Аналогичного подхода придерживается и В.Л. Толстых <4>.

--------------------------------

<1> См.: Международное право: Учеб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Междунар. отношения, Юрайт-Издат, 2007. С. 452.

<2> См.: Ануфриева Л.П., Бекяшев Д.К., Бекяшев К.А., Устинов В.В. и др. Указ. соч. С. 671.

<3> См.: Калугин В.Ю. Указ. соч. С. 67, 68.

<4> См.: Толстых В.Л. Курс международного права: Учеб. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 753 - 808.

Международное гуманитарное право представляет собой самостоятельную отрасль международного публичного права (см. Приложение 1), для обозначения которой можно предложить следующее определение.

Международное гуманитарное право (далее - МГП) - это совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, а также устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм <1>.

--------------------------------

<1> В Наставлении по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации (с. 10) дано следующее определение: "Международное гуманитарное право представляет собой применяемую в период вооруженных конфликтов систему правовых принципов и норм, содержащихся в международных договорах (соглашениях, конвенциях, протоколах) или являющихся следствием установившихся обычаев ведения боевых действий".

Термин МГП широко используется в текстах международных договоров, резолюциях ГА ООН и СБ ООН, декларациях и других актах.

В договорных источниках впервые термин МГП использован в преамбуле и ст. 2 Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. <1>, что совпадает по срокам с началом работы дипломатической конференции (1974 - 1977 гг.). В дальнейшем этот термин использован в ст. 2 Конвенции об обычном оружии 1980 г. <2>, в подп. "d" п. 1 ст. 8 Протокола II <3> и п. 2 ст. 6 Протокола V <4> к указанной Конвенции; в преамбуле Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении 1997 г. <5>; в ст. 7 Второго протокола 1999 г. <6> к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.; в ст. 11 Конвенции о правах инвалидов 2006 г. <7>; в п. п. 1, 4 ст. 38 Конвенции о правах ребенка 1989 г. <8>; в Факультативном протоколе к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г. <9>; в п. 2 ст. 16 Международной конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г. <10>.

--------------------------------

<1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. N 3318 (XXIX) "Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов". Текст Резолюции официально опубликован не был.

<2> Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (Нью-Йорк, 10 октября 1980 г.) // Ведомости ВС СССР. 1984. N 3; Действующее международное право: Сб. Т. 2. Конвенция подписана от имени СССР 10 апреля 1981 г., ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 2 июня 1982 г. N 7248-X. Ратификационная грамота СССР сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 10 июня 1982 г. Конвенция вступила в силу для СССР 2 декабря 1983 г.

<3> Протокол о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г.), прилагаемый к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие // СЗ РФ. 2005. N 44. Ст. 4472; Бюллетень международных договоров. 2006. N 1. Российская Федерация ратифицировала Протокол Федеральным законом от 7 декабря 2004 г. N 158-ФЗ. Протокол вступил в силу для Российской Федерации 2 сентября 2005 г.

<4> Протокол по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V к Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие) (Женева, 28 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. 2009. N 12. С. 1368; Бюллетень международных договоров. 2009. N 6. Российская Федерация ратифицировала Протокол Федеральным законом от 16 мая 2008 г. N 72-ФЗ. Протокол вступил в силу для РФ 21 января 2009 г.

<5> Конвенция "О запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении" (Осло, 18 сентября 1997 г.). Текст Конвенции официально опубликован не был.

<6> Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 года (Гаага, 26 марта 1999 г.). Текст Протокола официально опубликован не был.

<7> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. N 61/106 "Конвенция о правах инвалидов". Текст Резолюции официально опубликован не был. Конвенция о правах инвалидов вступила в силу 3 мая 2008 г.

<8> Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. N 45. Ст. 955; Действующее международное право: Сб. Т. 2. Конвенция принята и открыта для подписания, присоединения и ратификации Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 44/25 от 20 ноября 1989 г. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г. Конвенция подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. N 1559-1. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

<9> Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (принят Резолюцией 54/263 на 97-м пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 г., Нью-Йорк) // СЗ РФ. 2009. N 6. Ст. 679; Бюллетень международных договоров. 2009. N 5. Протокол подписан от имени Российской Федерации в г. Нью-Йорке 15 февраля 2001 г. Протокол вступил в силу 12 февраля 2002 г. Российская Федерация ратифицировала Протокол Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 101-ФЗ с заявлением. Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 24 сентября 2008 г.

<10> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 2006 г. N 61/177 "Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений". Текст Резолюции официально опубликован не был.

Обязательство включать изучение соответствующих положений МП в программы военного обучения закреплено в ст. 19 Конвенции о безопасности персонала ООН и связанного с ней персонала 1994 г. <1>. Важность сохранения целостности МГП отмечена в преамбуле Факультативного протокола 2005 г. к указанной Конвенции <2>.

--------------------------------

<1> Конвенция о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала (9 декабря 1994 г.) // Действующее международное право: Сб. Т. 3; СЗ РФ. 2001. N 34. Ст. 3478; Бюллетень международных договоров. 2001. N 11. Конвенция вступила в силу 15 января 1999 г. От имени Российской Федерации Конвенция подписана 26 сентября 1995 г., ратифицирована Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 42-ФЗ. Участниками Конвенции, в частности, являются Великобритания, Германия, Дания, Испания, Норвегия, Украина, Швеция, Япония.

<2> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 2005 г. N 60/42 "Факультативный протокол к Конвенции о безопасности персонала Организации Объединенных Наций и связанного с ней персонала". Текст Резолюции официально опубликован не был.

Термин МГП прямо указан в наименовании Устава МВТ по бывшей Югославии <1>, а также в Уставе МВТ по Руанде <2>, Римском статуте МУС <3>.

--------------------------------

<1> Устав Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии от 22 февраля 1993 г. // Действующее международное право: Сб. Т. 1.

<2> Устав Международного трибунала по Руанде от 8 ноября 1994 г. Принят Советом Безопасности ООН // Действующее международное право: Сб. Т. 1.

<3> Римский статут Международного уголовного суда (Рим, 17 июля 1998 г.). Текст Римского статута, распространенного в качестве документа A/CONF от 17 июля 1998 г. N 183/9 с изменениями на основе Протоколов от 10 ноября 1998 г., 12 июля 1999 г., 30 ноября 1999 г., 8 мая 2000 г., 17 января 2001 г., 16 января 2002 г. Документ вступил в силу 1 июля 2002 г. Российская Федерация подписала Статут согласно распоряжению Президента РФ от 8 сентября 2000 г. N 394-рп, но не ратифицировала его.

Следует отметить, что собственно в источниках МГП - Женевских конвенциях 1949 г. и Дополнительных протоколах к ним 1977 г., Гаагских конвенциях - термин МГП не используется. В силу этого можно констатировать, что понятие МГП имеет доктринальное происхождение. Так, Дополнительный протокол I в п. "b" ст. 2 содержит определение понятия "нормы международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов" <1>. Оно означает как нормы, применяемые в период вооруженных конфликтов, так и общепризнанные принципы и нормы международного права, применяемые к вооруженным конфликтам. Когда Совет Безопасности ООН решил создать Комиссию по расследованию с целью представления Генеральному секретарю ООН выводов "о серьезных нарушениях Женевских конвенций и других доказанных нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии" <2>, эта комиссия допустила толкование своего мандата, сочтя, что выражение "международное гуманитарное право" имеет то же значение, что и "нормы международного права, применяемые в вооруженных конфликтах" <3>.

--------------------------------

<1> Указанное понятие ("нормы международного права, применяемые в период вооруженных конфликтов") используется в ДП I, в частности: п. п. 3, 4 ст. 31, ст. 37, п. 1 ст. 43, п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 49, п. 4 ст. 57, п. п. 4, 7 ст. 59, п. 7 ст. 60. Однако оно не применяется в Женевских конвенциях 1949 г. и ДП II.

<2> S/Res. 780 du 6 october 1992, § 2.

<3> См.: Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. М.: Международный комитет Красного Креста, 2000. С. 79.

Отметим использование термина МГП и в документах рекомендательного характера - п. п. 47 - 52 Декларации Хельсинской встречи на высшем уровне 1992 г. <1>; п. п. 33 - 35 Решения Будапештского саммита СБСЕ 1994 г. <2>; п. 9 Декларации тысячелетия ООН 2000 г. <3>; п. 57 Декларации о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии 2001 г. <4>; Преамбуле Резолюции ГА ООН от 29 ноября 2001 г. N 56/18 <5>, от 22 декабря 2003 г. N 58/174 <6>.

--------------------------------

<1> Декларация Хельсинской встречи на высшем уровне. Человеческое измерение (Хельсинки, 1992 г.). Текст Декларации официально опубликован не был.

<2> Решения Будапештского саммита СБСЕ 1994 г. Человеческое измерение (Будапешт, 1994 г.). Текст документа официально опубликован не был.

<3> Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г. N 55/2). Текст Декларации официально опубликован не был.

<4> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 июня 2001 г. N S-25/2 "Декларация о городах и других населенных пунктах в новом тысячелетии". Текст Резолюции официально опубликован не был.

<5> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 2001 г. N 56/18 "Поддержание международной безопасности - добрососедство, стабильность и развитие в Юго-Восточной Европе" (по докладу Первого комитета (А/56/530)). Текст Резолюции официально опубликован не был.

<6> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 22 декабря 2003 г. N 58/174 "Права человека и терроризм". Текст Резолюции официально опубликован не был.

В преамбуле Основных принципов и руководящих положений, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права от 16 декабря 2005 г. <1> через призму положений, обеспечивающих право на правовую защиту для жертв нарушений международных норм, проведена четкая дифференциация двух областей правового регулирования (сводов норм) - прав человека <2> и международного гуманитарного права <3>.

--------------------------------

<1> Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2005 г. N 60/147 "Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права" (64-е пленарное заседание). Текст Резолюции официально опубликован не был.

<2> Они содержатся во многих международных договорах, в частности, в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека; ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах; ст. 6 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; ст. 14 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; ст. 39 Конвенции о правах ребенка.

<3> Они содержатся в ст. 3 Гаагской конвенции о законах и обычаях ведения войны на суше (Конвенция IV) от 18 октября 1907 г.; ст. 91 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), от 8 июня 1977 г., а также в ст. ст. 68 и 75 Римского статута Международного уголовного суда.

Ссылки на МГП содержатся в Резолюциях СБ ООН от 13 марта 2004 г. N 1397 по Израилю и Палестине <1>, от 30 июля 2004 г. N 1556 по Судану <2>.

--------------------------------

<1> Резолюция Совета Безопасности ООН от 13 марта 2002 г. N 1397. Текст Резолюции официально опубликован не был.

<2> Резолюция Совета Безопасности ООН от 30 июля 2004 г. N 1556 (2004). Текст Резолюции официально опубликован не был.

В ряде актов содержится указание на неприменимость норм МГП к конкретным правоотношениям или ситуациям: ст. 19 Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. <1>; ст. 21 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. <2>; ст. 32 Факультативного протокола к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 2002 г. <3>; п. п. 1, 2 ст. 4 Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. <4>. Так, п. "b" ст. 16 Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. <5> содержит оговорку о том, что Конвенция применяется без ущерба для права вооруженного конфликта и международного гуманитарного права, включая положения, касающиеся статуса комбатантов или военнопленных. Как видно, здесь понятия ПВК и МГП дифференцированы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: