Жертвы вооруженных конфликтов 9 страница

<4> См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства" (с изм.) // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3540.

<5> См.: Приказ Минобороны РФ от 29 января 2007 г. N 43 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по оборонному заказу государственной функции по ведению в установленном порядке реестра заключенных государственных контрактов (договоров) по государственному оборонному заказу" (зарег. в Минюсте России 22 марта 2007 г. Рег. N 9132) // БНА ФОИВ. 2007. N 17.

Какие полномочия можно считать "непрофильными", подлежащими оптимизации? Прямой ответ на этот вопрос вызовет бурю критики, ведь всегда можно доказать обратное. Попытаемся определить такие полномочия, как сферы (направления деятельности), исходя из уже устоявшихся, получивших правовое закрепление: 1) сфера промышленного производства продукции военного назначения (ПВН), деятельность предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), государственный оборонный заказ; 2) сфера услуг, материально-технического обеспечения, обеспечивающая различные потребности МО РФ (в том числе военное образование, военная медицина). Обозначенные сферы могут быть отнесены к "непрофильным", без которых возможен новый облик как МО РФ, так и ВС РФ. Так в чем же состоит новый облик? Видимо, только в военной составляющей деятельности ВС РФ ("армия бомбит и стреляет"). Представляется, что при этом важно как сохранить определенную самодостаточность военной организации, сбалансированность функций, так и иметь твердые гарантии четкого и бесперебойного выполнения сторонними организациями переданных им функций в интересах МО РФ (в том числе в условиях военного времени, на удаленных ТВД и др.).

На аутсорсинг могут быть переведены предприятия ремонтной сферы <1>, объекты жилищно-коммунального и гостиничного хозяйства <2>, предприятия социально-бытовой сферы, объекты снабжения военнослужащих <3>, учреждения здравоохранения (с правом юридического лица) <4>, учреждения образования <5>, культуры <6>, спортивные объекты (сооружения). Это позволит решить проблему эффективности использования недвижимого имущества, т.е. обеспечить квалифицированное управление, увеличение доходности, должное обслуживание, эксплуатацию и своевременный ремонт объектов. Повышение эффективности использования зданий, улучшение их физического и экономического состояния приведет к повышению доходности и увеличению их рыночной стоимости, а также стоимости организаций, осуществляющих хозяйственное использование данных объектов. Это естественным образом повлияет на увеличение стоимости основных средств и совокупную прибыль МО РФ как юридического лица <7>.

--------------------------------

<1> К предприятиям ремонтной сферы можно отнести: вертикально интегрированные акционерные холдинговые компании, акции которых закреплены в собственности государства, что обеспечивает условия сохранения управляемости и финансовой устойчивости этих предприятий в период реформ; АО (с реализацией акций на открытых аукционах); АО (с 100% акций в собственности государства) и др.

<2> К объектам жилищно-коммунального хозяйства можно отнести: объекты коммунально-бытового назначения; инженерные коммуникации; жилые строения (в том числе ветхие, аварийные, с просроченными сроками капитального ремонта); гостиницы.

<3> К предприятиям социально-бытовой сферы, объектам снабжения военнослужащих можно отнести: предприятия бытового обслуживания (ателье, бани, парикмахерские и др.); торговые предприятия (магазины); объекты общественного питания (столовые, кафе и др.); хлебопекарни.

<4> К учреждениям здравоохранения (с правом юридического лица) можно отнести: военные госпитали (и их филиалы), санатории (и их филиалы) и другие лечебно-профилактические учреждения, имеющие коечный фонд; лечебно-диагностические и консультативно-диагностические центры, поликлиники (в том числе являющиеся структурными подразделениями), диспансеры и другие амбулаторно-поликлинические учреждения. Исключение составляют медицинские пункты, войсковые лазареты - они отнесены к объектам войскового хозяйства.

<5> Высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством РФ по представлению Министра обороны РФ. Полномочия учредителя после создания (реорганизации) высшего военно-учебного заведения выполняет Министерство обороны. См.: Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (с изм.). Утверждено Приказом Минобороны РФ от 12 марта 2003 г. N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" (зарег. в Минюсте России 8 апреля 2003 г. Рег. N 4388) // Российская газета. 2003. N 70; БНА ФОИВ. 2003. N 27; Российская газета (приложение). 2003. N 27.

<6> В соответствии с п. 2 Положения о Домах офицеров и офицерских клубах Вооруженных Сил Российской Федерации, учредителем Домов офицеров и офицерских клубов является Министерство обороны. См.: Приказ Минобороны РФ от 17 июня 1997 г. N 235 "О Домах офицеров, офицерских клубах и клубах воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации". Текст Приказа официально опубликован не был.

<7> См.: пункт 13 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 <1> Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 875 <2> учреждено ОАО "Оборонсервис" <3>, акции которого находятся в собственности РФ по формуле "100 процентов акций минус одна акция". Это должно оптимизировать структуру организаций, подведомственных Минобороны России, повысить эффективность их деятельности. В уставный капитал холдинговой компании <4> ОАО "Оборонсервис" внесены акции девяти учреждаемых ОАО (они являются дочерними предприятиями): "Авиаремонт", "Спецремонт", "Ремвооружение", "Оборонстрой", "Агропром", "Оборонэнерго", "Военторг", "Красная звезда", "Славянка". Задача этих ОАО - обеспечивать потребности Вооруженных Сил РФ, а также государственных и иных (в том числе иностранных) заказчиков <5>. По завершении этапа формирования оборонного холдинга учредители приступили к осуществлению внутренней оптимизации. Уставный капитал "Оборонсервис" сформирован из акций ОАО, созданных путем преобразования 268 ФГУПов и 43 ОАО (всего - 311 предприятий). МО РФ осуществляет права акционера РФ в отношении указанных ОАО <6> и обеспечивает формирование советов директоров. "Оборонсервис" включен в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ <7>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента РФ от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" // СЗ РФ. 2008. N 38. Ст. 4273.

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 875 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" // СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5623.

<3> Приоритетным направлением деятельности ОАО "Оборонсервис" определено управление деятельностью учреждаемых ОАО и координация их взаимодействия в интересах ВС РФ, государственных и иных заказчиков, включая иностранных.

<4> Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, именуются дочерними. См.: Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества. Утверждено Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий" (с посл. изм.) // Российская газета. 1992. N 251; САПП РФ. 1992. N 21. Ст. 1731; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 47. Ст. 2722. О холдинговых компаниях см. подробнее: Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование экономической зависимости. Управление в группах компаний. М.: Волтерс Клувер, 2008. 560 с.; Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практ. издание. М.: Волтерс Клувер, 2008. 648 с.

<5> Определены следующие приоритетные направления деятельности учреждаемых ОАО: "Авиаремонт" - гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники; "Спецремонт" - гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация техники; "Ремвооружение" - гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация вооружения и военной техники; "Оборонстрой" - строительство и эксплуатация объектов; "Агропром" - производство и поставка сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров; "Оборонэнерго" - эксплуатация, обслуживание, ремонт, модернизация энергетических объектов; "Военторг" - торгово-бытовое обслуживание и организация питания; "Красная звезда" - производство полиграфической продукции и осуществление деятельности в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации; "Славянка" - предоставление гостиничных услуг.

<6> Порядок участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (следовательно, в том числе и в отношениях, связанных с учреждением АО), определен ст. 125 ГК РФ. Нормы этой статьи устанавливают, что от имени публично-правовых образований выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Корреспондирует этим нормам норма ч. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", устанавливающая запрет государственным органам и органам местного самоуправления выступать учредителями общества (если федеральные законы прямо не предусматривают иное). Подобное положение установлено ч. 3 п. 4 ст. 66 ГК РФ.

<7> См.: Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ" (с изм.) // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3313.

Аутсорсинг административно-управленческих процессов в рамках военного строительства не исключает привлечение внешних исполнителей для выполнения ряда функций, которые традиционно выполнялись исключительно лицами, включенными в военную организацию государства. Новые форматы вооруженных конфликтов современности вызвали не только появление новых подходов к использованию средств и методов ведения боевых действий, но и переосмысление роли комбатантов.

В начале XXI в. четко проявилась новая тенденция в военном деле - создание частных вооруженных формирований и ведение их "корпоративными воинами" боевых действий (своеобразная "приватизация" вооруженных сил) <1>. По-английски они именуются либо Private Military Companies (PMC), либо Private Military Firms (PMF). В дальнейшем нами будет использоваться аббревиатура ЧВК. В современных вооруженных конфликтах и международных миротворческих операциях ЧВК становятся равноправным правовым субъектом наряду с родами и видами вооруженных сил <2>. Согласно заключениям американских экспертов, формирования подобного типа со временем будут приобретать все большую роль. Такие формирования уже сегодня берут на себя все больше функций армии и полиции. Привлечение ЧВК для решения задач с помощью вооруженной силы, становление и развитие "военного подряда" - свершившийся факт, однако юридические исследования данной проблемы носят фрагментарный характер <3>.

--------------------------------

<1> См. подробнее сайты: Global Security (https:// www.globalsecurity.оrg/ military/ world/ para/ pmc-list.htm); Military Contractors (https:// www.topsy.оrg/ contractors.html); Private Military Companies (https:// www.primetimecrime.com/ Recent/ War%20on%20terror/ Private%20Military%20Companies.htm). Статьи: Merc War by Aaron Glantz. Thursday April 01, 2004. www.orpwatch.org; Private military company: a legitimate International entity within modern conflict. By major S. Goddard, maj, ra Inf, Australia. B.A., University of New South Wales, Fort Leavenworth, Kansas. 2001; "Private Firms Do US Military's" By Jim Krane. Associated Press. October, 29, 2003; IPOA Press Release. February 23, 2005. "Groupe EHC (EHC Group) Becomes IPOA's First French Member" (www.IPOAonline.org).

<2> См.: Мукин Ю. Использование гражданских контрактников и частных вооруженных формирований в современных конфликтах // Зарубежное военное обозрение. 2008. N 7. С. 27.

<3> Проблематике ЧВК посвящен ряд специальных исследований: Peter Singer. Corporate Warriors: The Rice of the Privatized Military Industry. Cornell University Press, NewYork, 2003; Spicer rim. An Unorthodox Soldier. Peace and War and Sandline Affair. Edinburgh, 2003; Уэсселер Рольф. Война как услуга / Пер. с нем. Г. Сахацкого. М.: Столица-Принт, 2007. 320 с.

Действительно, если в силу политических причин иметь многочисленные вооруженные силы "не модно", следует искать пути восполнения численности путем "огражданивания". Бывшие военные специалисты, хорошо знающие свою "работу", на условиях хорошей оплаты готовы вновь встать в строй и выполнять задачи "полувоенного" характера, в том числе с риском для жизни. Можно высказать суждение о том, что спрос на частные военные услуги в обозримом будущем будет расти.

Для человека с советским воспитанием подобные идеи режут слух - мы привыкли к тому, что легальная вооруженная сила есть только у государства. С этой точки зрения профессиональный военный - это государственный служащий в погонах. Американский военный аналитик Решад Азиз <1> считает, что смена мировых политических и экономических реалий меняет представление о том, какими должны быть легальные вооруженные силы. Этот феномен пугает правозащитные организации, считающие частные военные и охранные компании, действующие в Ираке, Афганистане, Колумбии, в странах тропической Африки и Юго-Западной Азии, - конторами по привлечению наемников и "зарабатыванию денег на войне". Но даже ООН меняет сейчас свое отношение к "частникам". Не исключено, что в ближайшие десятилетия наряду с привычными национальными армиями боевые задачи будут выполнять ЧВК. Разумеется, мы исходим из того, что частные вооруженные формирования не входят в структуру вооруженных сил и правоохранительных органов, не создаются государством.

--------------------------------

<1> См.: Решад Азиз. Приватизированная война. https:// www.1news.az/ articles.php?item_id= 20071008104655474&sec_Id=48.

Только в 90-х гг. XX в. "корпоративные воины" так или иначе участвовали в 700 конфликтах, тренировали войска в 42 странах, участвовали в постконфликтном урегулировании. В вооруженном конфликте в Персидском заливе соотношение военнослужащих США и специалистов ЧВК было 1:50. Но с началом "глобальной войны с террором" произошел настоящий бум "частного военного бизнеса", с концентрацией применения, естественно, в Афганистане и Ираке, являясь вторым (после Пентагона) "поставщиком" военных сил. В Ираке, по разным оценкам <1>, "работало" более 100 ЧВК, в их составе находились около 30 тыс. сотрудников и 70 тыс. местных жителей, являвшихся идеальным инструментом там, где с политической точки зрения использование армейских сил крайне невыгодно либо вообще невозможно. Лица, завербованные такими компаниями, действуют в "серой зоне" в условиях ограниченного надзора или армейского контроля. ЧВК разрабатывают концепции безопасности и проводят анализ рисков, осуществляют военную и полицейскую подготовку в 130 странах мира.

--------------------------------

<1> Достаточно сложно получить точные данные о количестве ЧВК и численности их персонала. Так, согласно Докладу за 2005 г. Управления государственной ответственности Правительства США Конгрессу об использовании ЧВК в Ираке, там действовали до 60 компаний с персоналом до 25 тыс. сотрудников. В докладе за 2006 г. приведены другие цифры: 181 ЧВК и более 48 тыс. персонала. Перепись подрядчиков в Ираке, проведенная Министерством обороны США и охватывающая граждан США, Ирака и третьих стран (но не субподрядчиков), работающих в Ираке на Правительство США, дала более высокую цифру - 100 тыс. Цит. по: Жийар Э.-К. Бизнес идет на войну: частные военные и охранные компании и международное гуманитарное право // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 3.

На самом деле эта тенденция далеко не нова, иное дело, что она должна облекаться в определенную юридическую форму, которая нуждается в определении своей правомерности. В этой связи возникает ряд взаимосвязанных проблемных вопросов, требующих своего разрешения. Условно, через призму юрисдикции государства, их можно разделить на две группы: 1) статус ЧВК как юридических лиц; 2) статус физических лиц (персонала), входящих в состав ЧВК. При этом имеется в виду как юрисдикция государства регистрации (происхождения) юридических и физических лиц, так и юрисдикция принимающего государства, а также третьего государства, чьи интересы могут быть затронуты такой деятельностью.

Выяснение статуса ЧВК как юридических лиц требует исследования следующих проблемных вопросов: а) что собой представляют ЧВК; б) каковы их цели и задачи, права и обязанности (каков их бизнес); в) каков объем отношений с государством, которое их нанимает, и с государством, где они осуществляют свою деятельность; г) в силу каких соображений рядом государств уже сделан такой выбор; д) каковы пределы аутсорсинга государственных функций в военной сфере; е) каковы последствия такой эрозии силовой монополии государства; ж) следует ли такую деятельность запретить либо ограничиться установлением рамок правового регулирования (на международном уровне, на внутригосударственном уровне либо путем саморегуляции). Выяснение статуса физических лиц (персонала), входящих в состав ЧВК, требует исследования следующих проблемных вопросов: а) является ли персонал ЧВК комбатантами, гражданскими лицами либо наемниками; б) каков объем правовой защиты этих лиц; в) является ли их участие в вооруженных конфликтах международно-противоправным деянием.

На эти вопросы пытались ответить многие авторы (в том числе МККК). Их выводы сводились к тому, что, с одной стороны, ЧВК должны действовать в рамках МГП, а с другой стороны, отсутствует международно-правовая регламентация контроля предоставляемых услуг, внутригосударственная регламентация административного контроля <1> и надзора за их деятельностью, осуществляемой за рубежом.

--------------------------------

<1> Закон США о регулировании международной торговли оружием (ITAR), имплементирующий закон 1968 г. о контроле над экспортом оружия, - один из немногочисленных примеров национального экспортного законодательства, распространяющегося на предоставление военных и охранных услуг за границей. От американских компаний, предоставляющих оборонные услуги, в том числе подготовку персонала для иностранных государств, требуется регистрация в Госдепартаменте США и получение лицензии от него. Цит. по: Жийар Э.-К. Бизнес идет на войну: частные военные и охранные компании и международное гуманитарное право // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 5.

Законодательство лишь немногих стран содержит нормы, регулирующие деятельность ЧВК, особенно проблематичен контроль за их деятельностью. Только Ирак <1> и Сьерра-Леоне <2> имеют законодательство, специально регулирующее предоставление военных и охранных услуг на своей территории <3>.

--------------------------------

<1> Иракский закон был принят в 2004 г. Временной коалиционной администрацией, в него вносились поправки (CPA Memorandum 17: Registration Requirements for Private Security Companies, 26 June 2004).

<2> Правила, установленные в Сьерра-Леоне, изложены в разд. 19 Закона 2002 г. о национальной безопасности и центральном разведывательном управлении.

<3> Хотя, как нам представляется, разработчики такого законодательства явно имеют регистрацию на другом континенте.

В связи с новыми вызовами в 2005 г. была создана Рабочая группа в составе пяти независимых экспертов (от Российской Федерации в ее состав входил А. Никитин), которая в ноябре 2007 г. представила доклад в Третьем комитете ГА ООН по вопросу использования наемников. В докладе выражена обеспокоенность тем, что в последнее время широкое распространение получили новые формы наемничества, в частности, участие частных вооруженных формирований и компаний по обеспечению безопасности в конфликтных ситуациях <1>.

--------------------------------

<1> Рабочая Группа напомнила государствам о Международной конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников и призвала тех, кто этого еще не сделал, ратифицировать ее. Частные охранники не являются ни военными, ни гражданскими лицами. Их деятельность состоит в защите мест добычи полезных ископаемых или охране иностранных представительств, а на самом деле она негативно сказывается на положении местного населения и ситуации в стране в целом. Больше всего таких "бойцов-контрактников" работает в Ираке и Афганистане. См.: The Epoch Times Украина (Великая Эпоха) - международный информационный проект: www.epochtimes.com.ua/ru/.

Некоторые исследователи видят в ЧВК банды наемников-преступников <1>. Однако большинство исследователей все же отвергают саму возможность квалифицировать сотрудников ЧВК как наемников <2>.

--------------------------------

<1> Такова была в течение 16 лет позиция специального докладчика ООН по вопросу о наемниках до его замены в 2004 г. См., например: UN Doc E/CN.4/1997/24(20 February 1997). P. 92 - 111.

<2> См. подробнее: Камерон Л. Частные военные компании: их статус по международному гуманитарному праву и воздействие МГП на регулирование их деятельности // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 65, 66.

Международный комитет Красного Креста, выявив проблему сходства нового явления с наемничеством, с 2006 г. организовал ряд межправительственных совещаний экспертов, которые не смогли идентифицировать подобную деятельность как наемничество и предложили поставить деятельность частных военных и охранных компаний в правовые рамки, обязав их соблюдать нормы МГП. В сентябре 2008 г. правительственными экспертами из 17 стран мира <1> принят пакет рекомендаций (Документ Монтре <2>), направленных на регулирование деятельности ЧВК, экспортирующих свои услуги за границу. При этом обязанность по обеспечению норм МГП возложена на государства <3>. Проблема сугубо правового порядка состоит в том, что частно-правовые отношения (а именно так характеризуется порядок деятельности ЧВК как юридических лиц) не могут рассматриваться как публично-правовая деятельность государства и быть основанием международно-правовой ответственности государства. Государство проявляет свою публичность (вмешивается) в отношениях такого рода лишь путем лицензирования, государственной регистрации и сбора налогов.

--------------------------------

<1> В согласовании рекомендаций приняли участие представители Афганистана, Анголы, Австралии, Австрии, Канады, Китая, Франции, Германии, Ирака, Польши, Сьерра-Леоне, Южной Африки, Швеции, Швейцарии, Украины, Великобритании и США.

<2> Согласованный документ не является юридически обязательным и носит рекомендательный характер.

<3> В документе четко говорится, что военные и охранные частные компании, действующие в зонах конфликтов, должны соблюдать международное право и что государства, направляющие их, отвечают за обеспечение этого требования.

ЧВК предлагают свои услуги на открытом рынке, что делает их привлекательными для негосударственных заказчиков (прежде всего ТНК). У государства как силовой структуры появился конкурент. Но он может прекратить оказание услуг (они носят договорный характер) и легко перейти к новому заказчику. Это даже не вызов, а способ ведения бизнеса.

Рольф Уэсселер все ЧВК подразделяет на три группы: 1) "военные фирмы боевой поддержки" - предлагают непосредственное участие своих сотрудников в боевых действиях, их количество невелико; 2) "военные консультационные фирмы" - располагаются сразу за линией "фронта", диапазон их деятельности - от обучения разработке стратегий до организации ведения боевых действий; 3) "военные снабженческие фирмы" - находятся дальше от фронта, их деятельность охватывает всю сферу материально-технического снабжения - от обеспечения ресурсов до их транспортировки. Другие модели, по утверждению автора, дифференцируются на основе критерия наличия или отсутствия у персонала оружия. Независимо от того, какая классификация используется, разграничительные линии остаются весьма нечеткими и довольно условными <1>.

--------------------------------

<1> То, что представляется оборонительным мероприятием одним, другими может расцениваться как наступательное действие. Теоретическое обучение тактическим вариантам при ведении боевых действий может иметь более важное значение, нежели использование солдат в боевых действиях.

Автор углубленного анализа индустрии услуг ЧВК П. Зингер <1> проводит различие между компаниями, исходя из предоставляемых ими услуг <2> и уровням применения силы, на который они готовы пойти: 1) военные провайдеры; 2) военные консультанты; 3) структуры военной поддержки. Компании первого типа предоставляют услуги на линии фронта; вторые предоставляют услуги в основном по консультативному сопровождению и обучению; третьи практикуют предоставление поддержки, не связанной с использованием летального оружия, в том числе разведки, тылового обеспечения, организации питания, размещения личного состава.

--------------------------------

<1> См.: Peter Singer. Corporate Warriors: The Rice of the Privatized Military Industry. Cornell University Press. New York, 2003. P. 91.

<2> У П. Зингера классификация компаний основывается на военной метафоре "tip of the spear" (буквально "острие копья") на "пространстве боя", где это "острие" означает линию фронта.

Отдельные авторы <1> подразделяют компании на пять категорий: 1) частные охранные компании; 2) изготовители оборонной продукции; 3) частные военные компании; 4) неофициальные силы; 5) наемники. Третью категорию (собственно ЧВК) они подразделяют на компании, предоставляющие а) консультации, тыловое обеспечение и поддержку; б) технические услуги и обучение персонала; в) услуги в сфере миротворческих операций и распределения гуманитарной помощи; г) силы для боевого использования.

--------------------------------

<1> Дифференциация, предложенная Вульфом, воспроизведена Ф. Шрайером и М. Капарини. См.: F. Schreierand, M. Caparini. Privatiaing Security: Law, Practice and Governance of Private Military and Security Companies. Geneva, 2005. Цит. по: Камерон Л. Частные военные компании: их статус по международному гуманитарному праву и воздействие МГП на регулирование их деятельности // Международный журнал Красного Креста. 2006. Т. 88. N 863. С. 67.

Существуют и другие классификации <1>, в соответствии с которыми можно выделить четыре группы ЧВК: 1) компании военных услуг (military provider companies) предоставляют клиентам тактическую поддержку в ходе боевых действий, включая непосредственно участие в боевых операциях, именно такие компании обвиняли в наемничестве из-за их агрессивных методов в выполнении клиентских заказов <2>; 2) военные консалтинговые компании (military consulting companies) предоставляют широкий спектр услуг - стратегическое планирование, реформирование вооруженных сил, непосредственная тренировка армейских подразделений, обучение работе с новыми типами вооружений <3>; 3) компании военной логистики (military support companies) занимаются тыловым обеспечением войск и строительством военных объектов, обслуживают армейские компьютерные системы или сложные системы вооружений <4>; 4) частные охранные компании (private security companies) действуют обычно в зонах боевых действий и в зависимости от обстановки могут проводить боевые операции против местных партизан или бандитов при защите объектов <5>.

--------------------------------

<1> См.: https:// www.army-guide.com/ rus/ foru/ post.php?topicID= 128&forumID= 24&page= last.

<2> Самая знаменитая из них - южноафриканская Executive Outcomes, которая закрылась в 1999 г. На ее счету две блестяще проведенные широкомасштабные военные кампании (1993 - 1997 гг.) по разгрому повстанцев УНИТА в Анголе и ОРФ в Сьерра-Леоне. Два кровавых конфликта были фактически прекращены "частниками" в короткий срок, наглядно показав ООН бессмысленность существования их "голубых касок". Из нынешних жестко работает Northbridge Services Group (NSG). В мае 2003 г. она отправила две группы коммандос в Нигерию для освобождения заложников, захваченных бастующими рабочими шельфовых буровых комплексов Chevron, Shell и rransocean. Узнав о прибытии наемников, бастующие отказались от всех своих требований. Тогда же NSG предложила Трибуналу ООН за 2 млн. захватить военного преступника президента Либерии Чарльза Тейлора. В 2005 г. в прессу просочились слухи о том, что Организация Освобождения Туркменистана предложила NGS контракт на похищение президента Сапармурата Ниязова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: