Морское страхование

Основные риски в международной торговле связаны с транспор­тировкой товаров, поэтому основное значение имеет транспортное страхование. Объектами транспортного страхования являются:

груз-карго;

транспортное средство — каско;

фрахт.

В международной торговле перевозки осуществляются в основ­ном морским транспортом, поэтому морскому страхованию уделя­ется особое внимание.

Основные требования к договору морского страхования содер­жатся в главе XII Кодекса торгового мореплавания (КТМ), которая регулирует взаимоотношения между сторонами договора.

Объектом морского страхования может быть имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием: судно, в том числе находящееся в постройке, груз, фрахт, плата за проезд, арендная плата, прибыль, ожидаемая от груза, заработная плата и иные виды вознаграждения капитана и других лиц судового экипажа," а также риск, принятый на себя страховщиком (перестрахование).

Договор страхования должен иметь только письменную форму. В этой связи страховщик обязан выдать страхователю документ (по­лис, страховой сертификат и т.п.).

Договор морского страхования грузов заключается на основании письменного заявления страхователя. Заявление должно содержать:

точное наименование груза, род упаковки, число мест, вес груза;

номера и даты коносаментов или других перевозочных докумен­тов;

наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна;

способ транспортировки груза (в трюме, на палубе, навалом, на­сыпью, наливом);

пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

дату отправки груза, страховую сумму, условия страхования.

Страховщик вправе требовать, чтобы грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для предохранения от утраты, недостачи и повреждения, предъявлялись к перевозке в исправной таре и упаковке, соответст­вующей государственным стандартам и техническим условиям, а грузы, не имеющие установленных для них государственных стан­дартов и технических условий, — в исправной таре и упаковке, обес­печивающей их сохранность при перевозке и перевалке.

Перевозчик обязан заблаговременно обеспечить техническую пригодность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить его, укомплектовать экипаж и снабдить всем необходимым, а также при­вести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозятся гру­зы, в состояние, обеспечивающее надлежащий прием, перевозку и сохранность груза.

Договор страхования считается заключенным с момента, когда факт страхования подтвержден страховой компанией. После такого подтверждения страхователь выдает страховой полис.

Договор страхования может быть заключен на следующих усло­виях;

с ответственностью за все риски;

с ответственностью за частную аварию;

без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения.

Эти условия разработаны с учетом международной практики, сложившейся в морском страховании грузов, и соответствуют, в част­ности, стандартным условиям, выработанным Институтом лондон­ских страховщиков.

Условия Института лондонских страховщиков в силу их стандар­тизации и общепризнанности широко применяются страховыми ком­паниями большинства стран мира.

По договору страхования, заключенному страховой компанией на условиях с ответственностью за все риски, возмещаются все убытки от повреждения или полной гибели всего либо части застрахованного груза, кроме убытков, произошедших в результате:

а) всякого рода военных действий или военных мероприятий и их последствий, повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями, пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, реквизиции, ареста и уничтожения грузов по требованию военных и гражданских властей;

б) прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиа­ции и радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов;

в) умысла или грубой небрежности страхователя, или выгодоприобретателя, или их представителей, а также нарушения установлен­ных правил перевозки, пересылки и хранения грузов;

г) влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая усушку;

д) несоответствующей упаковки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;

е) воздействия огня или взрыва вследствие погрузки с ведома стра­хователя, выгодоприобретателя или их представителей, но без ведо­ма страховой компании, веществ и предметов, опасных в отноше­нии взрыва или самовозгорания;

ж) недостачи груза при целостности наружной упаковки;

з) повреждения грузов червями, грызунами и насекомыми;

и) несвоевременной доставки грузов и падения цен.

Не возмещаются также всякие другие косвенные убытки страхо­вателя, кроме тех случаев, когда по условиям страхования такие убыт­ки подлежат возмещению по общей аварии.

Под общей аварией понимаются убытки и расходы, причиненные в результате столкновения судов, пожара или взрыва на судне, по­садки на мель и т.п., которые распределяются между всеми участни­ками морского предприятия: судном, грузом и фрахтом.

В международной практике широко применяются так называемые Йорк-Антверпенские правила, представляющие собой свод сложив­шихся основных положений об убытках по общей аварии и порядке их распределения. Условия о применении этих Правил на случай общей аварии обычно включаются в коносаменты и чартеры с ука­занием года редакции Правил.

По договору страхования, заключенному на условиях соответст­венностью за частную аварию, возмещаются:

убытки от повреждения или полной гибели всего или части заст­рахованного груза вследствие огня, молнии, бури, вихря и иных сти­хийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов, взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а так­же в результате мер, принятых для спасения или тушения пожара;

убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;

убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза в результате несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке грузов и приеме судном топлива;

убытки, расходы и взносы по общей аварии;

все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасению груза, а также по уменьшению убытка и установлению его размера, если убыток возмещается согласно условиям страхования.

При страховании грузов на условиях с ответственностью за част­ную аварию не возмещаются убытки, перечисленные в пунктах «а»—«з» условий страхования с ответственностью за все риски.

Условия страхования без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения по объему ответственности, перечню страховых слу­чаев, при которых подлежат оплате убытки, а также по совокуп­ности исключений из страхового покрытия в целом совпадают с условиями страхования с ответственностью за частную аварию. Раз­личия между этими условиями заключаются в том, что по условиям с ответственностью за частную аварию возмещаются убытки от по­вреждения или полной гибели всего или части груза, в то время как по условиям без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения, возмещаются убытки только от полной гибели всего или части груза.

Установление факта и причин страхового случая, размера ущерба, причиненного застрахованному имуществу в результате страхового случая, документальное оформление и оплату страхования в практике иностранного страхования принято именовать ликвидацией убытка.

Ликвидацией убытка завершаются юридические и экономичес­кие взаимоотношения между страхователем и страховщиком, выте­кающие из договора морского страхования.

Страховщик вправе путем уплаты страховой суммы освободить себя от дальнейших обязательств по договору страхования. О своем намерении воспользоваться этим правом страховщик обязан уведо­мить страхователя в течение семи дней со дня получения от него (страхователя) извещения о страховом случае и его последствиях и возместить расходы, произведенные страхователем в целях предотвращения или уменьшения убытков до получения им указанного уве­домления страховщика.

Страхователь может заявить страховщику об отказе от своих прав на застрахованное имущество или сделать заявление об абандоне и получить страховую сумму в случаях: пропажи судна без вести, экономической нецелесообразности восстановления или ремонта застрахо­ванного судна (полная конструктивная гибель); экономической нецелесообразности устранения повреждения или доставки застрахо­ванного груза в место назначения; захвата судна или груза, застрахо­ванного от такой опасности, если захват длится более двух месяцев.

Заявление об абандоне должно быть сделано страховщику в тече­ние шести месяцев после наступления перечисленных обстоятельств. Соглашение сторон, противоречащее этому правилу, недействитель­но. По истечении шестимесячного срока страхователь лишается права на абандон, но может требовать возмещения убытка на общих осно­ваниях.

По особому соглашению — генеральному полису могут быть застра­хованы все или известного рода грузы, которые страхователь полу­чает или отправляет в течение определенного срока.

Страхователь обязан по каждой отправке грузов, подпадающей под действие генерального полиса, сообщать страховщику необхо­димые сведения: наименование судна, на котором отправляется груз, путь следования груза и страховую сумму. Страхователь не освобож­дается от этой обязанности, даже если он получает сведения об от­правке грузов после доставки в место назначения в неповрежденном состоянии.

По генеральному полису считаются застрахованными грузы, пе­ревозимые: по морским и водным путям на всякого рода исправных, допущенных к плаванию в данном районе судах; по железной доро­ге; автомашинами и другими обычно употребляемыми средствами транспорта; воздушным транспортом.

Страхование грузов по генеральному полису оформляется на ос­новании заявления страхователя или иного документа, содержащего необходимые данные. Такое заявление страхователь делает по каждой отправке груза, подпадающей под действие генерального полиса.

До отхода судна или другого транспортного средства страхова­тель сообщает следующие данные:

наименование груза, число мест, вес и род упаковки;

вид транспорта и способ отправки груза;

пункты отправления и назначения груза, а также перевалок и перегрузок;

дата отправки груза (выхода судна из порта);

номера и даты коносаментов, накладных или других транспорт­ных документов;

страховая сумма;

условия страхования грузов.

Если грузы, подлежащие страхованию по генеральному полису, не будут заявлены на страхование, страховая фирма оставляет за собой право отказаться от оплаты возможного убытка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: