Маркетинговая информационная система

Маркетинговые исследования


Рекомендуемая литература

1. Акофф Р., Сасиени М. Основы исследования операций. М., Мир, 1971.

2. Арман Дайан и др. Маркетинг. М.» Экономика, 1993.

3. Бешелев С. Д. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., Статистика, 1974.

4. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки. М., Наука, 1973.

5. Голубков Е. П. Использование системного анализа в отраслевом планировании. М., Экономика, 2007.

8. Гофман К. Л., Комков Н. И., Миндели Л. Э. Планирование и управление научными исследованиями. М., Наука, 1971.

9. Дружинин Н. К. Математическая статистика в экономике. М., Статистика, 1971.

10. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. М., Финансы и статистика, 1996.

12. Ковалев А. И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М., Центр экономики и маркетинга, 1996.

13. Кэндел М. Ранговые корреляции. М., Статистика, 2005.

14. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Санкт-Петербург, Наука,2010.

15. Ларичев О. И. Человеко-машинные процедуры принятия реше­ний. — «Автоматика и телемеханика», 2011, №12.

17. Лисичкин В. А. Отраслевое научно-техническое прогнозирование (вопросы теории и практики). М., Экономика, 1971.

18. Проблемы планирования и управления. Опыт системных иссле­дований. Под редакцией Голубкова Е. П. и Жандарова А. М. М., Эконо­мика, 1987.

20. Райхман Э. П., Азгальжлв Г. Г. Экспертные методы в оценке качества товаров. М., Экономика, 1974.

21. Роджерс Френсис Дж. IВМ. Взгляд изнутри: человек—фирма-маркетинг. М., Прогресс, 1990.

22. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. М., Прогресс, 1974.


СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Цели, задачи и основные понятия маркетинговых исследований

Под маркетинговыми исследованиями понимается систематиче­ский сбор, отображение и анализ данных по разным аспектам марке­тинговой деятельности. Маркетинговые исследования — это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потреби­телями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Они снижают уровень неопреде­ленности и касаются всех элементов комплекса маркетинга и его внеш­ней среды по тем ее компонентам, которые оказывают влияние на мар­кетинг определенного продукта на конкретном рынке.

В табл. 1.1 приводятся данные, характеризующие частоту реализа­ции отдельных направлений маркетинговых исследований, осуществлен­ных американскими фирмами в 1991 г.

Таблица 1.1

Направления маркетинговых исследований

(разбор деятельности 599 компаний)

Тип исследований % выполнения
Исследования рекламы  
1. Мотивационные исследования  
2. Исследования рекламы до ее массового тиражирования  
3. Исследования коммуникационных каналов  
4. Изучение эффективности рекламы  
5. Изучение рекламы конкурентов  
Исследования экономики бизнеса  
1. Краткосрочное (до одного года) прогнозирование  
2. Долгосрочное (свыше одного года) прогнозирование  
3. Изучение направлений изменений бизнеса  
4. Изучение цен  
5. Изучение размещения заводов и складов  
6. Изучение приобретений  
7. Экспорт и международный  
8. Информационная система управления  
9. Исследование текущей деятельности  
10. Исследование деятельности сотрудников компании  
Исследования корпоративной ответственности  
1. Изучение права потребителей иметь необходимую информацию  
2. Изучение экологических воздействий  
3. Изучение правовых ограничений на рекламу и продвижение продукта  
4. Изучение социальных ценностей и политические исследования  
Исследование продукта  
1. Реакция на новый продукт и его потенциальные возможности  
2. Изучение конкурентоспособности продукта  
3. Тестирование существующих продуктов  
4. Исследование упаковки: дизайн и физические характеристики  
Исследования сбыта и рынка  
1. Измерение рыночного потенциала  
2. Анализ рыночной доли  
3. Определение характеристик рынка  
4. Анализ сбыта  
5. Установление квот сбыта  
6. Изучение каналов товародвижения  
7. Аудиторский контроль за тестированием рынков и складского хозяйства  
8. Создание потребительских панелей  
9. Изучение стимулирования сбыта  
10. Продвижение продукта: премиальные, купонные продажи, предоставление образцов и т.д.  

На рис. 1.1 и в табл. 1.2 приводятся результаты других исследова­ний относительно частоты проведения отдельных маркетинговых иссле­дований фирмами США в 1995 г. Здесь следует отметить, что, во-первых, не существует единой классификации направлений маркетинговых иссле­дований, в результате чего в данных различных исследователей исполь­зуются разные их классификации. Во-вторых, вследствие использования разных выборок обследуемых фирм получаются разные данные относи­тельно частоты использования одних и тех же направлений маркетинго­вых исследований. В-третьих, актуальность отдельных направлений мар­кетинговых исследований может меняться по времени.

С точки зрения объекта изучения маркетинговые исследования представляют собой комплексное исследование. Так, очень сложно отде­лить друг от друга такие направления исследований, как рынок, потреби­тель, конкурент. Рынок немыслим без конкурентной борьбы, потребите­ля формируют свое поведение в определенной рыночной среде.


В целях облегчения рассмотрения вопросов изуче­ния маркетинговых исследований с известной мерой условности выделе­ны следующие объекты (направления) маркетинговых исследований:

внешняя предпринимательская среда, рынок, потребитель и конкуренты, которые при необходимости конкретизируются более детально.

Таблица 1.2

Частота проведения отдельных маркетинговых исследований

Номера по порядку Направления маркетинговых исследований Частота реализации, %
  Рыночные тенденции  
  Рыночная доля  
  Удовлетворение потребителей  
  Сегментация  
  Рыночный потенциал  
  Испытание концепций нового продукта  
  Отношение к марке  
  Конкурентные цены  
  Средства массовой информации  
    Общественный имидж  
    Тестирование продукта  
    Тестирование рынка  
    Деятельность сбытовиков  
    Международные исследования  

Как можно видеть, понятие «маркетинговые исследования» гораздо шире понятия «исследование рынка», хотя последнее во многом опреде­ляет ключевые аспекты маркетинговой деятельности в целом. Ведь необ­ходимость при организации маркетинговой деятельности идти от требо­ваний рынка, потребителей, а не от уже выпускаемой продукции, опре­деляет логику проведения маркетинговых исследований.

Исследование рынка предполагает выяснение его состояния и тен­денций развития, что может помочь выявить недостатки сегодняшнего положения на рынке и подсказать возможности и пути его улучшения, но это, однако, только часть проблем, определяющих содержание марке­тинговых исследований в целом.

Все маркетинговые исследования осуществляются в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организаций в целом, так и ее маркетинговой деятельности.

Предприятие, которое заказало проведение маркетингового иссле­дования или проводит его самостоятельно, должно получить информа­цию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как прода­вать и как стимулировать продажи, что имеет решающее значение в ус­ловиях конкуренции. Результаты исследования могут предопределить изменение целей деятельности компании.

Маркетинговая информационная система

Маркетинговая информация собирается, анализируется и распре­деляется в рамках маркетинговой информационной системы, являющей­ся частью информационной системы управления организацией.

Возникла концепция данной системы и началась ее практическая реализация в начале 70-х годов.

Маркетинговая информационная система (МИС) — это совокуп­ность (единый комплекс) персонала, оборудования, процедур и методов, предназначенная для обработки, анализа и распределения в установлен­ное время достоверной информации, необходимой для подготовки и принятия маркетинговых решений (рис. 1.2).

МИС трансформирует данные, полученные из внутренних и внеш­них источников, в информацию, необходимую для руководителей и спе­циалистов маркетинговых служб. МИС распределяет информацию среди руководителей и специалистов маркетинговых служб, принимающих со­ответствующие решения. Кроме того, МИС, взаимодействуя с другими автоматизированными системами предприятия, поставляет нужную ин­формацию руководителям других служб предприятия (производственных, НИОКР и др.). Внутренняя информация содержит данные о заказах на продукцию, объемах продаж, отгрузке продукции, уровне запасов, об оплате отгруженной продукции и др. Данные из внешних источников получаются на основе проведения маркетинговой разведки (из подсисте­мы текущей внешней информации) и маркетинговых исследований.

Маркетинговая разведка — постоянная деятельность, на основе использования определенных процедур и источников получения инфор­мации, по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимая как для разработки, так и корректировки мар­кетинговых планов. В то время как внутренняя информация фокусирует­ся на полученных результатах, маркетинговая разведка исследует то, что может произойти во внешней среде.

Источники получения текущей внешней информации могут быть самого различного характера, для ее сбора используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация получается путем изу­чения книг, газет, публикаций торговли; в результате бесед с потребите­лями, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними по отноше­нию к организации лицами, которых следует эффективно мотивировать на сбор нужной информации; на основе бесед с другими менеджерами и сотрудниками, например сотрудниками сбытовых служб данной органи­зации; путем проведения промышленного и коммерческого шпионажа (хотя в зарубежных книгах много пишут об этических проблемах марке­тинговых исследований).

Маркетинговые исследования в отличие от маркетинговой развед­ки предполагают сбор и анализ данных по конкретным маркетинговым ситуациям, с которыми предприятие столкнулось на рынке. Собственно, изучение целей, содержания, процедур, методов и практики реализации маркетинговых исследований и является предметом данной книги.

Подобная информация не собирается в двух ранее рассмотренных системах. Такая деятельность осуществляется периодически, а не непре­рывно, по мере появления определенных проблем, на основе использо­вания специальных методов сбора и обработки собранных данных.

В МИС также входит подсистема поддержки маркетинговых реше­ний, в которой с помощью определенных методов (например, моделей корреляционного анализа, расчета точки безубыточности) на основе соз­данной базы маркетинговых данных осуществляется доступ к информа­ции, необходимой руководителям для принятия решений, а также ее ана­лиз в заданном направлении.

Данная система на вопросы типа: «что если?» дает немедленные ответы, используемые при принятии маркетинговых решений.

В подсистему поддержки маркетинговых решений может входить набор процедур и логических алгоритмов, основанных на опыте экспер­тов и называемых экспертными системами.

Идея экспертной системы состоит в следующем. В то время как традиционные счетные программы имеют дело лишь с фактами, эксперт­ные системы опираются на «профессиональную культуру». Говоря о про­фессиональной культуре, имеют в виду всю совокупность неформальных эвристических приемов, догадок, интуитивных суждений и умение делать выводы, которые трудно анализировать явным образом, но которые, по сути дела, и составляют основу квалификации эксперта, приобретаемой им на протяжении всей его профессиональной деятельности. Обычно сам эксперт не вполне осознает ее наличие и плохо понимает, как именно она работает. Однако, несмотря на всю непостижимость знаний экспер­тов, оказалось возможным вложить их в машинные программы, благода­ря чему те могут сегодня поспорить по уровню компетентности с высо­коквалифицированными практиками.

Современные экспертные системы способны давать советы в таких различных областях знаний, как диагностика заболеваний, геологоразвед­ка, уплата подоходного налога и функционирование системы обороны, проблемы маркетинга. В каждой из этих областей приходится иметь дело с информацией, которая не отличается строгостью, чрезвычайна сложна, что затрудняет использование обычного программного обеспечения; од­нако экспертные системы справляются с ней зачастую лучше чисто фор­мализованных систем. Знания, используемые в каждой такой системе, были получены от специалистов данной области в виде правил, обычно многих их сотен, которые в совокупности создают «базу знаний» компь­ютера. Экспертная система состоит из базы знаний и механизма «вывода» — программы, которая способна находить логические следствия из всей совокупности имеющихся в системе правил.

Некоторые из этих правил совершенно однозначны и имеют вид:

«ЕСЛИ то-то И то-то, ТО получается какой-то результат».

Другие правила менее определенны и предполагают вероятностные оценки:

«ЕСЛИ (до известной степени) то-то И (до известной степени) то-то, ТО (до известной степени) справедлив какой-то результат».

Действуя в соответствии с заложенными в ее базе знаний правила­ми, компьютер запрашивает у пользователя необходимую информацию, а затем сообщает свои выводы и рекомендации.

Так, в экспертную систему, разработанную автором данной книги в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, заложен алгоритм проведения маркетинговых исследований. Перед исследователем в опре­деленной логической последовательности ставятся вопросы (большинство которых включено в приводимые в данной книге вопросники), опреде­ляющие содержание и порядок проведения маркетинговых исследований. Ответы на эти вопросы исследователь дает сам, в случае необходимости проводя сбор дополнительной информации. В зависимости от содержа­ния ответов на вопросы программа оценивает целесообразность ведения сбытовой деятельности на рассматриваемых рынках и ранжирует отдель­ные продукты по уровню их предпочтительности.

МИС предназначена для:

— раннего обнаружения возможных трудностей и проблем;

— выявления благоприятных возможностей;

— нахождения и оценки стратегий и мероприятий маркетинговой деятельности;

— оценки на основе статистического анализа и моделирования уровня выполнения планов и реализации стратегий маркетинга.

Можно предложить следующую последовательность шагов по про­ектированию МИС. Прежде всего изучаются организация маркетинга на предприятии, распределение задач, прав и ответственности в системе уп­равления маркетингом. Далее определяются потребности менеджеров в маркетинговой информации. На основе этих данных идентифицируются источники информации, определяются процедуры и инструменты ее по­лучения и анализа. Следующие шаги: разработка плана предстоящих ис­следований, проектирование формата заключительного отчета и системы предоставления полученных результатов заинтересованным лицам. Наря­ду с этим разрабатываются мероприятия по созданию и поддержанию банка данных, системы обеспечения и оценки функционирования МИС.

Очевидно, что единого типового образца МИС не существует. Ру­ководство организации и ее маркетинговых служб предъявляет к инфор­мации свои специфические требования, оно руководствуется своими соб­ственными представлениями как о собственной организации, так и о ее внешней среде; у него существует своя собственная иерархия потребно­стей в информации и свой индивидуальный стиль руководства, завися­щий от личных и деловых качеств сотрудников управленческого апарата и сложившихся между ними взаимоотношений. Кроме того, эффективная МИС может быть результатом лишь постепенного развития первоначаль­ной системы.

Ниже в качестве примера дается характеристика информации, со­бираемой в рамках функционирования МИС гостиничной компании «Ноliday Inns» (США).

Обследование клиентов и потенциальных клиентов. Оно осуществ­ляется в следующих направлениях:

— постоянное изучение степени удовлетворенности гостей;

— ежегодное изучение мнений бизнесменов;

— на основе изучения ежегодных результатов обследования лиц, совершающих поездки, знакомство с типологией поездок, с отношением к поездкам и целями их совершения.

Изучение деятельности конкурентов осуществляется в следующих направлениях:

— сбор информации о наличии свободных и занятых номеров, их качестве и цене (синдикативная информация);

— посещение конкурентов видными политическими деятелями, ар­тистами, бизнесменами и т.п.;

— посещение ключевых конкурентов под видом клиентов;

— составление для ряда конкурентов особых файлов, содержащих маркетинговую информацию.

Кроме того, путем изучения статистических отчетов об экономиче­ском положении в различных регионах страны, получение информации о политическом и социально-экономическом климате.

В данной МИС также используется внутренняя информация о коли­честве свободных номеров и жалобах клиентов, о результатах проверок и предложениях менеджеров.

Ниже приводятся результаты исследования степени использования МИС лучшими пятистами компаниями США (Fortune 500 Companies) [33]. Был разработан специальный вопросник, на который ответило 132 руководителя маркетинговых служб, что составило 26,4% опрошенных.

На рис 1.3 и 1.4 приводятся данные, характеризующие степень ис­пользования МИС в зависимости от дохода и типа компании соответст­венно.

Пятьдесят девять процентов менеджеров считают наиболее важным испочником маркетинговой информации внутренние данные компании, двадцать один процент менеджеров рассматривают маркетинговую раз­ведку как наиболее важный источник получения данных, двадцать про­центов — результаты специально проведенных маркетинговых исследова­ний (рис. 1.5).





На рис. 3.6 указывается процент фирм, проводящих маркетинговую разведку по отдельным компонентам внешней среды.

Что касается поддержки в выполнении отдельных функций марке­тинга, то такая информация в разрезе отдельных элементов комплекса маркетинга приводится на рис. 3.7.

С точки зрения функций управления наиболее часто МИС исполь­зуется в целях планирования и контроля, на это указало, соответственно, 51 и 36% опрошенных (рис. 3.8).

На вопрос: «Дает ли использование МИС преимущество в конку­рентной борьбе?» — положительно ответило 56% опрошенных. Отрица­тельный ответ дало 44% опрошенных.

Восемьдесят девять процентов опрошенных указали, что на их фирмах есть формальный, изложенный в письменной форме план марке­тинга.

Дальнейшее развитие МИС приведет к ее трансформации в систе­му поддержки маркетинговых решений, являщейся более гибкой, более простой в использовании, в основу функционирования которой положе­ны интерактивные процедуры, и ориентированной на принятие нестан­дартных творческих решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: