1. Очные и заочные.
индивидуальные:
· аналитич. докладных записок
· анкетирование
· интервью
групповые:
· выявление коллективного мнения
· могут быть: очными, заочными, методами с прямой оценкой, оценкой с обратной связью
Очные с прямой оценкой – экспертные комиссии, круглый стол, когда вырабатывается единое общее мнение экспертов присутствующих за общим столом, открытое обсуждение вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием.
Плюсы:
· возможность обмена мнениями
· мало времени проведения
· не сложное
Минусы:
· возможное влияние авторитетов и подавление ими других мнений
2. метод отнесенной оценки – свободное высказывание экспертов, как можно большего числа оценок, недопущение ни какой критики.
Цель генерация идей.
3. метод деструктивной отнесенной оценки. Суть - интеграция 2х процессов: генерация идеи и их разрушение
· генерация идеи (см. метод 2)
· деструкция идеи – идея оценивается и на практике реализуется, подвергается всесторонней критике.
|
|
1 метод - запрещается критика
2 метод – запрещены доводы
«+» исключаются компромиссы
4. многоуровневые коллективные оценки в основе метода процедура выборки коллективного метода по количественным вопросам на базе обработки результатов последующего многоуровнего анкетирования мнения экспертов.
«Метод дэльфийского оракула»
Прямое обсуждение заменяется обменом информации с помощью разработанных опросников. Каждый участник должен не только высказать мнение в этом опроснике, но и привести обоснование. По результатам 1го тура сводные таблицы с обоснованиями, уточненная информация с результатами опроса и с дополнительной информацией ознакомляются все эксперты, после чего проводиться 2й тур. Вновь свободная + дополнительная информация. 3й тур - процесс проводиться до тех пор, пока не прекратится изменение мнения экспертами. После этого фиксируются все точки зрения. В этих методах высказанные идеи не персонифицируются, а считается плодом коллективного труда, поэтому на такие обсуждения нельзя выдвигать идеи или проблемы затрагивающие, чей то авторитет, в какой либо области.
Организация экспертных опросов.
Основные этапы:
Подготовительный этап
· формирование цели экспертизы
· подбор экспертов и формирование экспертных групп
· формирование вопросов и составление опросников
· формирование правил, определение оценок экспертами
· подбор дополнительной информации
При подборе экспертов должно быть учтено следующее:
Составлен список возможных экспертов и их характеристики, он должен быть в 2-3 раза больше, чем возможное планированное количество экспертов. Количество экспертов зависит от целей оценки, рекомендуется от 10 до 200, круглый стол 10-15, при заочном может быть больше. Состав групп может быть однородным, неоднородным.
|
|
2,3 методы требуют, чтобы в группе присутствовали:
a. генераторы идеи
b. регуляторы (следят за процессом беседы)
c. селекторы (могут оценивать и отбирать идеи)
d. стимуляторы (могут стимулировать генераторов, выдвигая новые предположения)
e. президент (должен удерживать внимание экспертов в рамках темы)
После составления списка оценивается компетентность экспертов. Оценка компетентности может быть сделана следующими методами:
1. самооценка
2. метод коллективной оценки авторитетности