Классификация методов экспертных оценок

1. Очные и заочные.

индивидуальные:

· аналитич. докладных записок

· анкетирование

· интервью

групповые:

· выявление коллективного мнения

· могут быть: очными, заочными, методами с прямой оценкой, оценкой с обратной связью

Очные с прямой оценкой – экспертные комиссии, круглый стол, когда вырабатывается единое общее мнение экспертов присутствующих за общим столом, открытое обсуждение вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием.

Плюсы:

· возможность обмена мнениями

· мало времени проведения

· не сложное

Минусы:

· возможное влияние авторитетов и подавление ими других мнений

2. метод отнесенной оценки – свободное высказывание экспертов, как можно большего числа оценок, недопущение ни какой критики.

Цель генерация идей.

3. метод деструктивной отнесенной оценки. Суть - интеграция 2х процессов: генерация идеи и их разрушение

· генерация идеи (см. метод 2)

· деструкция идеи – идея оценивается и на практике реализуется, подвергается всесторонней критике.

1 метод - запрещается критика

2 метод – запрещены доводы

«+» исключаются компромиссы

4. многоуровневые коллективные оценки в основе метода процедура выборки коллективного метода по количественным вопросам на базе обработки результатов последующего многоуровнего анкетирования мнения экспертов.

«Метод дэльфийского оракула»

Прямое обсуждение заменяется обменом информации с помощью разработанных опросников. Каждый участник должен не только высказать мнение в этом опроснике, но и привести обоснование. По результатам 1го тура сводные таблицы с обоснованиями, уточненная информация с результатами опроса и с дополнительной информацией ознакомляются все эксперты, после чего проводиться 2й тур. Вновь свободная + дополнительная информация. 3й тур - процесс проводиться до тех пор, пока не прекратится изменение мнения экспертами. После этого фиксируются все точки зрения. В этих методах высказанные идеи не персонифицируются, а считается плодом коллективного труда, поэтому на такие обсуждения нельзя выдвигать идеи или проблемы затрагивающие, чей то авторитет, в какой либо области.

Организация экспертных опросов.

Основные этапы:

Подготовительный этап

· формирование цели экспертизы

· подбор экспертов и формирование экспертных групп

· формирование вопросов и составление опросников

· формирование правил, определение оценок экспертами

· подбор дополнительной информации

При подборе экспертов должно быть учтено следующее:

Составлен список возможных экспертов и их характеристики, он должен быть в 2-3 раза больше, чем возможное планированное количество экспертов. Количество экспертов зависит от целей оценки, рекомендуется от 10 до 200, круглый стол 10-15, при заочном может быть больше. Состав групп может быть однородным, неоднородным.

2,3 методы требуют, чтобы в группе присутствовали:

a. генераторы идеи

b. регуляторы (следят за процессом беседы)

c. селекторы (могут оценивать и отбирать идеи)

d. стимуляторы (могут стимулировать генераторов, выдвигая новые предположения)

e. президент (должен удерживать внимание экспертов в рамках темы)

После составления списка оценивается компетентность экспертов. Оценка компетентности может быть сделана следующими методами:

1. самооценка

2. метод коллективной оценки авторитетности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: