I. При массовых опросах: вопрос должен быть сформулирован без специальных терминов, без двойного толкования, должен быть коротким, должен быть учтен стиль и язык респондента, должны быть учтены знания респондента, не должно быть дискриминационных названий: слепые, старые, больные.… Нельзя использовать слова с неясным значением (очень интересно, не очень интересно), избегать вопросов которые уводят респондента.
II. Порядок расположения вопросов
· Правило воронки (от простого к сложному, заканчивая простыми)
· вопрос должен быть представлен блоками
· анкета имеет 3 крупных части:
ü преамбулу – обращение к респонденту, какое исследование, для чего исследуется, телефон фирмы, как будут использоваться анкеты, как должен отвечать респондент (ставить х, v, о)
ü основная часть
ü паспортичка – сведения о респонденте, которые нам нужны, могут быть в начале и в конце.
Анкета – это не механическая последовательность вопросов. Задача анкеты – установить контакт с респондентом, вопросы должны быть приятны и легки для респондента.
|
|
Существует несколько моментов, которые необходимо учитывать, формируя анкету:
1. эффект излучения – когда вопросы взаимосвязаны и сужают тему, у респондента закладывается определенная установка, согласно которой он будет отвечать на следующие вопросы.
ü необходимо избегать
2. монотонность – если одинаковые шкалы в вопросах, необходимо разбавить таблицами и вопросы, задаваемые в анкете варьировать категории ответов.
Анкета заканчивается благодарностью к респонденту.
Оформление анкет:
1. экономия бумаги
2. дизайн анкеты
4.3.3 Наблюдение.
Наблюдение – это вид исследования. Наблюдение может осуществляться за людьми, действиями, ситуациями. Все факторы, касающиеся данного объекта и отвечающие целям данного исследования.
Особенность: при наблюдении не должно быть видно влияния на объект.
Например: когда надо узнать, как меняются цены.
Репрезентативность наблюдения обеспечивается, как при массовом опросе.
Способы наблюдения:
Классификация наблюдений:
1. Прямое и непрямое, прямое – это наблюдение за объектом и его поведением, результатами его действий; непрямое – изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение (интенсивность рекламного воздействия, будем наблюдать, сколько раз включают).
2. Открытое – объект знает, что за ним наблюдают (считаем людей на остановке); скрытое – объект не знает о наблюдении (наблюдение за торговым персоналом).
3. Структуризованное – наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать, а все другие виды поведения игнорируются; неструктуризованное – изучаются все виды поведения
|
|
4. С применением технических средств и без их применения, технические средства применяются, когда нужна высокая точность, когда необходимо уменьшить стоимость, необходимо что либо зафиксировать.
· Наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны.
Недостатки:
1. нарушается репрезентативность
2. проблема истолкования данных
3. присутствие наблюдателя оказывает влияние на данную ситуацию
4. оформление занимает в 2 раза больше времени самого наблюдения.
Организация наблюдения может быть представлена в виде следующих этапов:
1. определение целей
2. постановка задач
3. установление объекта и предмета
4. установление единицы наблюдения
5. обеспечение доступа к объекту
6. выбор способа
7. выделение признаков, по которым можно судить о ситуации
8. разработка языка наблюдения. Язык наблюдения – это систематическое понятие, при помощи которого будет описываться, и фиксироваться наблюдение. Главный недостаток – отсутствие времени.
9. разработка процедуры
10. разработка основных и вспомогательных документов
Основные документы – лист наблюдения и наблюдаемая выборка, маршруты и график.
Вспомогательные документы – инструкция для наблюдателя, регистрационные карты, сметы, сводные протоколы наблюдений.
Методы прямых (личных) наблюдений:
§ хронометраж
§ фотография
§ самофотография
§ метод моментных наблюдений (связан со статистикой)
Методы непрямых наблюдений:
§ аудит
§ контент – анализ
§ анализ следов