Требования к формулировке вопросов

I. При массовых опросах: вопрос должен быть сформулирован без специальных терминов, без двойного толкования, должен быть коротким, должен быть учтен стиль и язык респондента, должны быть учтены знания респондента, не должно быть дискриминационных названий: слепые, старые, больные.… Нельзя использовать слова с неясным значением (очень интересно, не очень интересно), избегать вопросов которые уводят респондента.

II. Порядок расположения вопросов

· Правило воронки (от простого к сложному, заканчивая простыми)

· вопрос должен быть представлен блоками

· анкета имеет 3 крупных части:

ü преамбулу – обращение к респонденту, какое исследование, для чего исследуется, телефон фирмы, как будут использоваться анкеты, как должен отвечать респондент (ставить х, v, о)

ü основная часть

ü паспортичка – сведения о респонденте, которые нам нужны, могут быть в начале и в конце.

Анкета – это не механическая последовательность вопросов. Задача анкеты – установить контакт с респондентом, вопросы должны быть приятны и легки для респондента.

Существует несколько моментов, которые необходимо учитывать, формируя анкету:

1. эффект излучения – когда вопросы взаимосвязаны и сужают тему, у респондента закладывается определенная установка, согласно которой он будет отвечать на следующие вопросы.

ü необходимо избегать

2. монотонность – если одинаковые шкалы в вопросах, необходимо разбавить таблицами и вопросы, задаваемые в анкете варьировать категории ответов.

Анкета заканчивается благодарностью к респонденту.

Оформление анкет:

1. экономия бумаги

2. дизайн анкеты

4.3.3 Наблюдение.

Наблюдение – это вид исследования. Наблюдение может осуществляться за людьми, действиями, ситуациями. Все факторы, касающиеся данного объекта и отвечающие целям данного исследования.

Особенность: при наблюдении не должно быть видно влияния на объект.

Например: когда надо узнать, как меняются цены.

Репрезентативность наблюдения обеспечивается, как при массовом опросе.

Способы наблюдения:

Классификация наблюдений:

1. Прямое и непрямое, прямое – это наблюдение за объектом и его поведением, результатами его действий; непрямое – изучаются результаты определенного поведения, а не само поведение (интенсивность рекламного воздействия, будем наблюдать, сколько раз включают).

2. Открытое – объект знает, что за ним наблюдают (считаем людей на остановке); скрытое – объект не знает о наблюдении (наблюдение за торговым персоналом).

3. Структуризованное – наблюдатель заранее определяет, что он будет наблюдать и регистрировать, а все другие виды поведения игнорируются; неструктуризованное – изучаются все виды поведения

4. С применением технических средств и без их применения, технические средства применяются, когда нужна высокая точность, когда необходимо уменьшить стоимость, необходимо что либо зафиксировать.

· Наблюдаемые процессы и явления должны быть доступны.

Недостатки:

1. нарушается репрезентативность

2. проблема истолкования данных

3. присутствие наблюдателя оказывает влияние на данную ситуацию

4. оформление занимает в 2 раза больше времени самого наблюдения.

Организация наблюдения может быть представлена в виде следующих этапов:

1. определение целей

2. постановка задач

3. установление объекта и предмета

4. установление единицы наблюдения

5. обеспечение доступа к объекту

6. выбор способа

7. выделение признаков, по которым можно судить о ситуации

8. разработка языка наблюдения. Язык наблюдения – это систематическое понятие, при помощи которого будет описываться, и фиксироваться наблюдение. Главный недостаток – отсутствие времени.

9. разработка процедуры

10. разработка основных и вспомогательных документов

Основные документы – лист наблюдения и наблюдаемая выборка, маршруты и график.

Вспомогательные документы – инструкция для наблюдателя, регистрационные карты, сметы, сводные протоколы наблюдений.

Методы прямых (личных) наблюдений:

§ хронометраж

§ фотография

§ самофотография

§ метод моментных наблюдений (связан со статистикой)

Методы непрямых наблюдений:

§ аудит

§ контент – анализ

§ анализ следов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: