Термин «логика» происходит от греческого слова «logos», что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Термин «логика» употребляется в настоящее время в трех основных значениях. Во-первых, этим словом обозначают всякую необходимую закономерность во взаимосвязи объективных явлений. Выражения «логика фактов», «логика вещей», «логика экономического развития» и тому подобные представляют типичные варианты употребления этого слова в таком значении. Во-вторых, словом
Тема ]. Предмет и значение логики «логика» обозначают закономерности в связях и развитии мыслей. Традиционными выражениями здесь являются такие, как «логика рассуждения», «логика доказательства», «логика мышления» и т. д. И наконец, логикой называют науку - определенную систему знаний, рассматривающую логику мышления. При этом логикой часто называют не только всю эту науку, но и отдельные ее разделы: модальная логика, неклассическая логика, математическая логика и др.
|
|
Логику можно определить как науку о законах и операциях правильного мышления. Логика является анализом и критикой мышления. Она начинается с изучения фактически применяемых способов рассуждения, но не останавливается на этом. Она стремится отделить приемы, способствующие эффективному познанию действительности, от тех, которые с большей или меньшей вероятностью приводят к ошибкам и тупикам. Логика должна также систематизировать и обосновывать правильные и эффективные способы рассуждения. Для этого необходимо привести их в единую систему, выявить их взаимоотношения, показать связь теории рассуждения с практикой мышления.
Мышление — очень сложный и многосторонний объект для исследования. Изучением
Логика
различных сторон мышления занимаются не только логика, но и ряд других наук - психология, кибернетика, физиология, лингвистика, социология, педагогика, - при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, проблемы математического обеспечения ЭВМ и ряд других. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания учащихся. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления. Естественно, возникает вопрос, что же в мышлении составляет предмет изучения логики?
|
|
Логика исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы
Тема 1. Предмет и значение логики познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Так же, как и предмет любой другой науки, предмет логики изменялся исторически. Согласно Аристотелю (384 — 322 гг. до н. э.) предметом этой науки был вывод одних умозаключений из других сообразно их логической форме. Крупнейший философ немецкого идеализма Иммануил Кант (1724 — 1804) противопоставил формальной логике трансцендентальную. Если Аристотель соотносил суждения по их логической формуле (в соответствии со структурными и количественными характеристиками), то Кант ввел в оборот понятие «логическое содержание» (качество понятий). Другой великий немецкий философ, Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831), разработал основы диалектической логики, главной задачей которой было исследование развития человеческого мышления и познания.
«Содержательная» (трансцендентальная, диалектическая) логика как термин часто используется в качестве синонима высшей ступени логической науки, в то время как «формальная» логика трактуется как синоним ее низшей ступени, частной, подчиненной дисциплины. Как бы ни называлась логика, она имеет
Тема 1. Предмет и значение логики |
отношение к познавательным мыслительным процедурами. Принципиально они могут изучаться с помощью двух основных подходов. Первый подход связан с тем, что его главной целью является изучение закономерностей становления человеческого мышления и познания. Для этого изучаются понятия, их содержание, обусловленное развитием науки и практики. Понятия рассматриваются как выражения таких противоречивых характеристик природы, общества и человеческого мышления, как сущность и явление, причина и следствие, качество и количество, необходимость и случайность. Это и составляет предмет диалектической логики. Но, кроме этого, понятия могут изучаться с точки зрения их формы, структуры, вида. Такой подход - прерогатива так называемой формальной логики.
Имеется несколько сотен определений формальной логики. Различаясь деталями, большинство из них совпадает в том, что основной ее задачей является отделение хороших способов рассуждения, или вывода, умозаключения от плохих или правильных от неправильных.
Условно можно выделить три основных этапа развития логики, которые одновременно можно трактовать и как ее основные разделы. Это прежде всего традиционная логика, прин-
ципы которой были сформулированы еще Аристотелем. Традиционная логика практически не использует формализацию, аппарат математики, исчисления и занимается изучением логической связи умозаключений, суждений, понятий и операций над ними. Применение методов формализации и математических методов послужило причиной появления классической (символической, или математической) логики. Использование методов классической логики для анализа причинных отношений, возможности, вероятности, отношений долженствования, временных, ценностных характеристик и других подобных им модусов положило начало неклассической (модальной, или философской) логике.
Человек отражает действительность не только при помощи мышления, но и посредством органов чувств. Чувственное познание — необходимое условие достижения истины, но его возможности ограничены. Такое познание всегда локализовано в пространстве и времени. С помощью органов чувств человек может воспринимать непосредственную данность объекта. По своему уровню чувственное познание не в состоянии различать необходимое и случайное, и поэтому оно не дает познания сущности объекта. Результаты чувственного
|
|
Логика
познания выражают индивидуальные формы восприятия субъекта, и потому их обобщающая роль невелика.
Всякое эмпирическое (чувственное) познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувственных восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения восприятия. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет. Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств: теплоты, твердости, цвета, запаха, звуковых проявлений и т. д. Ощущения составляют источник, начало всего нашего познания. Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образ книги, здания, метрополитена, университета и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений. Представление дает нам возможность сохранить определенную информацию о предметах, когда они находятся вне сферы непосредственного воздействия на наши органы чувств. Представление может быть вос-
Тема 1. Предмет и значение логики производящим (например, образ Кремля, Эй-фелевой башни, Крещатика), а может быть и творческим, в том числе фантастическим.
Путем чувственного отражения, как уже было сказано, мы познаем явление, но не сущность, отражаем предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению — это скачок от познания фактов к познанию законов. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Это специфические языковые формы выражения получаемых в процессе познания знаний, тогда как формы чувственного опыта вовсе не обязательно связаны с языком.
|
|
В понятиях мы обобщаем предметы некоторых классов, то есть множеств качественно однородных в некотором отношении предметов. Обобщения достигаются за счет выделения именно того общего, что характерно для предметов того класса. Понятия в языке выражаются словами («число», «студент», «эконо-
Логика
мика», «труд») или группой слов то есть словосочетаниями («студент экономического университета», «физическое лицо», «река Днепр»). Заметим, что сами обобщения возможны только благодаря употреблению языка, поскольку только с помощью знаков языка - слов и словосочетаний - мы можем выделить и зафиксировать общие свойства предметов какого-либо класса.
Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «Киев стоит на реке Днепр» - простое суждение, а суждение «Наступила весна, и прилетели грачи» - сложное, состоящее из двух простых.
На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение.
Умозаключение - форма мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Умозаключения играют важную роль для характеристики мышления как одного из ис-
Тема 1. Предмет и значение логики точников познания. Они часто дают возможность выявить то, что недоступно непосредственно нашим органам чувств. Характерной особенностью абстрактного мышления, наряду с тем, что оно является опосредованным отражением действительности, выступает обобщенный характер отражения. Если на чувственной ступени познания мы имеем информацию об отдельных явлениях и предметах и лишь в некоторой мере достигаем обобщения различного в представлениях, то на ступени абстрактного мышления всякое отдельное, конкретное познается на основе общего, на основе предварительного обобщения предметов тех или иных классов (автомобили, здания, растения и т. п.).
Наряду с различением ступеней чувственного и рационального познания в рамках самого рационального познания выделяют также две ступени: уровень эмпирического познания (знания) и уровень теоретического познания (знания). Эмпирический уровень рационального познания — это процесс мыслительной (языковой) переработки чувственных данных, вообще информации, полученной с помощью органов чувств. Такая переработка может состоять в анализе, классификации, обобщении материала, получаемого посредством
Логике
наблюдения. Здесь в форме высказываний фиксируются определенные связи, отношения между предметами, факты, указывающие на наличие или отсутствие тех или иных ситуаций. Здесь образуются понятия, обобщающие наблюдаемые предметы и явления. Таким образом формируется эмпирический базис тех или иных теорий.
Для теоретического уровня рационального познания характерно то, что здесь включается деятельность мышления как другого источника знания: происходит построение теорий, объясняющих наблюдаемые явления, открывающих законы области действительности, которая является предметом изучения.
Основу всего процесса познания составляют следующие наиболее общие, применимые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне познания приемы познавательной деятельности.
Сравнение — выявление сходств и различий между предметами.
Анализ предметов, данных в представлении,— разложение, расчленение их на отдельные признаки, отдельные части, выявление их связей и отношений_ с другими предметами.
Синтез - воспроизведение предметов, расчлененных в процессе анализа на отдельные
Тема 1. Предмет и значение логики признаки, части, результатом которого является представление их как системы выделенных частей, свойств и отношений.
Обобщение — объединение в одной мысли под одним термином — словом, словосочетанием — множества предметов по сходным их чертам. Обобщение связано с процессом абстрагирования.
Абстрагирование есть процесс мысленного выделения, вычленения отдельных интересующих нас в контексте исследования признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременно отвлечение от других свойств, признаков, отношений, которые в данном контексте несущественны. Выделяют три вида абстрагирования: абстракция отождествления, аналитическая, или изолирующая, абстракция.
Идеализация является относительно само
стоятельным приемом познания, хотя она и
является разновидностью абстрагирования.
Результатами идеализации являются такие по
нятия, как «точка», «прямая» в геометрии, «ма
териальная точка» в механике, «абсолютно
черное тело» или «идеальный газ» в физике,
«деньги» или «труд»-»- меенеми-ке. В- процессе -
идеализации происходит предельное отвлечение
от всех реальных! свойств предмета с одневре-
Логика
менным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Образуется так называемый идеальный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при познании реальных объектов.
Цель всякого познания состоит в достижении истинного знания о тех областях действительности, которые являются предметом познания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов природы, общества и мышления. Понятие истинного знания удобнее всего разъяснить на примере высказываний (суждений), с которыми его нередко только и связывают. Высказывание истинно тогда и только тогда, когда утверждаемая в нем ситуация имеет место в действительности.
Особенностью абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Мышление представляет собой отражение объективной реальности, а язык есть способ выражения, средство закрепления и передачи мыслей другим людям. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, то есть способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вокруг нас, а его общие структурные связи, которые
Тема 1. Предмет и значение логики необходимо воплощаются в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).
О высказываниях (суждениях) как и о понятиях, теориях говорят, что они являются особыми формами знания. «Формы» здесь означают виды знания, то есть речь идет об особых видах знания. Но каждое конкретное суждение (как и понятие), будучи выраженным в некотором языке и при этом достаточно точным образом, наряду с определенной знаковой (языковой) формой, имеет также логическую форму, а наряду с определенным конкретным содержанием, — логическое содержание.
Структуру мысли, ее логическую форму можно выразить при помощи символов. Выясним логическую форму следующих суждений: «Все люди смертны», «Все бабочки — насекомые». Содержание у них разное, а форма одна и та же: «Все S есть Р», она включает S (субъект) — понятие о предмете суждения, Р (предикат) - понятие о признаке предмета, связку («есть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может отсутствовать или заменяться тире. Два следующих условных суждения имеют одну и ту же форму:
1) «Если железо нагреть, то оно расширяется»;
Логика
2) «Если учащийся изучает логику, то он повышает четкость своего мышления». Форма этих суждений такая: «Если S есть Р, то S есть Р,».
Выражение «Все S суть Р» обладает еще и определенным содержанием, оно в определенной степени осмысленно, а именно, в нем утверждается, что всякий предмет, обладающий каким-то свойством S, имеет свойство Р. Это содержание, которое представляет логическая форма высказывания, и называется логическим содержанием высказывания.
Логические формы высказываний, как и их логические содержания, необходимы для выявления законов логики, лежащих в основе правильных форм рассуждений (умозаключений). Логические законы представляют собой связи, в частности, между высказываниями того или иного языка, зависящие только от их логических содержаний, а тем самым, от их логических форм. Сами они выражаются обычно также в формах некоторых высказываний того же языка, но с использованием нужных переменных. Законами являются, например:
Если все S суть Р, то ни одно не-Р не есть S.
Если все S суть Р, то некоторые Р суть S.
Если неверно, что некоторые S есть Р, то ни одно S не есть Р.
Тема 1. Предмет и значение логики Каждый из указанных законов определяет форму правильного умозаключения. Например, от истинности высказывания вида «Все S суть Р» можно с гарантией заключить об истинности высказываний вида «Ни одно не-Р не суть S» и вида «Некоторые Р суть S». Так, если вместо S и Р использовать, соответственно, «металл» и «электропроводящее вещество», то ясно, что при истинности высказывания «Все металлы суть электропроводящие вещества» обязательно истинными будут и высказывания «Ни одно неэлектропроводящее вещество не есть металл» и «Некоторые электропроводящие вещества есть металлы». Высказывания, выражающие законы логики, истинны при любых значениях содержащихся в них переменных (именно тех переменных, которые мы вводим, выявляя логические формы высказываний).
Соблюдение законов логики — необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения. Основными формально-логическими законами обычно считаются:
1) закон тождества;
2) закон противоречия;
3) закон исключенного третьего;
4) закон достаточного основания.
Эти законы в истории логики были истолкованы прежде всего как некоторые требова-
Логика
ния, принципы логически правильного мышления. К числу же наиболее общих черт правильного мышления следует отнести определенность мышления, последовательность и доказательность. Требование определенности мышления включает в себя определенность значений, употребляемых в рассуждениях терминов и связанных с ними понятий, уяснение смысла тех или иных утверждений, точность выдвигаемых положений и формулировок.
Последовательность мышления означает, что, утверждая что-либо, человек не должен принимать одновременно нечто несовместимое с этими утверждениями, с другой стороны, он должен принимать следствия своих утверждений. Последовательность мышления проявляется также как умение построить цепочку рассуждения, где каждое последующее звено зависит от предыдущего, то есть выделить его исходные пункты и следствия, вытекающие из них.
Доказательность как черта правильного мышления состоит в стремлении доказывать или хотя бы в какой-то мере обосновывать выдвигаемые утверждения, не принимать ничего на веру и в то же время не делать голословных утверждений. Для человека, следующего этому требованию логики, характерно если и
_____ Тема 1. Предмет и значение логики
не приводить все аргументы в пользу чего-либо, то хотя бы иметь их в виду.
Человеческое мышление многогранно. Мышление может быть эвристическим (открывающим новое), игровым, орудийным, имитационным, языковым и т. д. Мышление — не синоним сознания, которое представляет собою понимание, осмысление бытия человека. Мышление - это рациональные процедуры осознания. Логика как раз изучает рациональные, операционные процедуры и процессы мышления. Мышление, выраженное в языке, есть по сути рассуждение. Поэтому язык может быть рассмотрен как средство для изучения мышления. Так же, как и мышление изучается разными науками, так и язык является предметом разных дисциплин: литературоведения, лингвистики, поэтики, филологии, этнографии и т. п. Для логики язык - это средство, с помощью которого мыслительные процедуры могут быть представлены в рассуждении.
Язык представляет собой систему знаков, используемую для целей коммуникации и познания. Системность языка выражается в наличии в каждом языке, помимо словаря, также синтаксиса и семантики. Синтаксические правила языка устанавливают способы образования сложных выражений из простых. Эти правила определяют
Логика
строение знаков, способы образования из них сложных знаковых систем. Семантические правила связывают язык с описываемой им областью действительности. Они фиксируют отношения между знаками и теми объектами, которые обозначаются или указываются ими. Задача данных правил — определить способы придания значений выражениям языка.
Все языки делятся на естественные, искусственные и частично искусственные. Естественный язык — это язык, который складывается стихийно, никем специально не создается и служит средством общения людей. Искусственный язык — это язык символов, формул, знаков, исчислений. Он отвлекается от конкретных особенностей слова и концентрирует свое внимание исключительно на его логическом смысле, структуре, логической форме. Поэтому такой язык называют формализованным. Языки естественных и социально-гуманитарных наук относятся к частично искусственным. Скажем, учебник политэкономии написан всегда на каком-то естественном языке: русском, английском, немецком. Вместе с тем, помимо слов этого языка, учебник обязательно включает собственно экономическую терминологию и математическую символику, являющуюся преимущественно интернациональной.
Тема 1. Предмет и значение логики
Для современной науки и в особенности для философии характерно повышенное внимание к природе, механизму и функциям языка. Проблема языка стала в XX веке одной из центральных философских проблем. Сложилась и даже сделалась весьма влиятельной так называемая лингвистическая философия. Положению, что язык должен быть предметом философского исследования, она придала форму утверждения, что он представляет собой единственный или, во всяком случае, наиболее важный предмет такого исследования.
Основные функции языка — это те основные задачи, которые решаются языком в процессе коммуникации познания. Среди основных функций языка выделим следующие:
> описательная - сообщение о реальном положении вещей. Если это сообщение соответствует действительности, оно является истинным. Сообщение, не отвечающее реальному положению дел, ложно. К примеру, описание «Снег бел» является истинным, а описание «Водород — металл» — ложно. Описание, несмотря на всю его важность,— не единственная задача, решаемая с помощью языка;
У нормативная. С помощью языка формулируются нормы — выражения, в которых реализуется намерение говорящего добиться того, чтобы слушающий совершил нечто. Нормы 25
Логика
чрезвычайно разнообразны и включают команды, приказы, требования, предписания, законы, правила и т. п. Примерами могут служить выражения: «Будьте бдительны!», «Следует хорошо учиться», «Не прелюбодействуй»;
> оценочная. Язык может использоваться
для оценок, то есть для выражения положи
тельного, отрицательного или нейтрального
отношения к рассматриваемому объекту или,
если сопоставляются два объекта, для выра
жения предпочтения одного из них другому или
утверждения равноценности их друг другу;
> декларативная. Язык может использовать
ся для изменения мира словом. Именно эта
задача решается, например, выражениями: «Вы
уволены», «Объявляю военное положение»,
«Ухожу в отставку» и т. д. Такие выражения
называются декларациями и выполняют спе
циальную функцию - меняют существовавшее
до их произнесения положение вещей.
Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя какого-то другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Знаки подразделяются на языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (фотографии, репродукции
Тема 1. Предмет и значен ие логики и др.), знаки-признаки (например, дым - признак огня, красный свет - признак опасности), знаки-сигналы (например, звонок - знак начала и окончания занятия) и др.
Разновидностями знаков являются языковые знаки. Одна из важнейших функций языковых знаков состоит в обозначении ими предметов. Для обозначения предметов служат имена. Имя - это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. Имена делятся на:
1) простые («книга», «студент») и сложные,
или описательные («самый большой небоскреб
в мире», «планета Солнечной системы»);
2) собственные, то есть имена отдельных
людей, предметов, событий («Н. А. Бердяев»,
«Днепр»), и общие (названия класса однород
ных предметов), например, «дом», «улица» и т. д.
Каждое имя имеет значение (денотат) и смысл. Значением имени является обозначаемый им предмет. Смысл (или концепт) имени -это способ, каким имя обозначает предмет, то есть информация о предмете, которая содержится в имени. Такие знаковые выражения, как «великий русский писатель Л. Н. Толстой (1828 -1910)», «автор романа «Анна Каренина», «создатель этики «непротивления злу насилием», имеют одно и то же значение (они обозначают писателя Л. Н. Толстого), но различный смысл. 27
Логика
В логике различают выражения, которые являются именными функциями, и выражения, являющиеся пропозициональными функциями. Именная функция - это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Именная функция -это такое выражение, которое не является непосредственно именем ни для какого предмета и нуждается в некотором восполнении для того, чтобы стать именем предмета. Так, выражение х2 - 1 не обозначает никакого предмета, но если мы его восполним, подставив, например, на место х имя числа 3 (обозначающее это число цифру), то получим выражение З2 - 1, которое является уже именем для числа 8, то есть для некоторого предмета. Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при подстановке вместо переменной имени предмета из определенной предметной области. Примеры пропозициональных функций: «х есть студент»; «у - нечетное число»; «х + у= 10». Выражения (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым относятся:
1) предложения: повествовательные, побудительные, вопросительные;
Тема 1. Предмет и значение логики____
2) выражения, играющие определенную роль в составе предложений: дескриптивные и логические термины. К дескриптивным (описательным) терминам относятся:
а) имена предметов — слова или словосо
четания, обозначающие единичные предметы
(«Аристотель», «лауреат Нобелевской премии»)
или классы однородных предметов («повесть»,
«голод», «деньги»);
б) предикаторы — слова и словосочетания,
обозначающие свойства предметов или отно
шения между предметами (например, «крас
ный», «больше», «есть студент»);
в) функциональные знаки — выражения,
обозначающие предметные функции, операции
(«+», «—», «=»).
Кроме того, в языке встречаются так называемые логические термины (логические постоянные, или логические константы). В естественном языке имеются слова и словосочетания: «и», «или», «если... то» и многие другие, выражающие логические постоянные. В символической логике в качестве таких констант обычно используются конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквиваленция, кванторы общности и сосуществования. В символической логике логические постоянные выражаются следующим образом: л, v, v, _>> =.
Логика
Конъюнкция соответствует союзу «и». Конъюнктивное высказывание обозначается а л Ь, или а • Ь, или а & b (например, «закончилась лекция (а), и студенты пошли домой (й)» (*здесь и далее буквами а, Ь, с обозначаются переменные высказывания, суждения).
Дизъюнкция соответствует союзу «или». Дизъюнктивное суждение^ обозначается: a v b (нестрогая дизъюнкция) и a v b (строгая дизъюнкция); отличие их в том, что при строгой дизъюнкции сложное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба, а при нестрогой дизъюнкции истинными могут быть одновременно оба суждения. «Он шахматист или футболист» обозначается как avb. «Сейчас Петров находится дома или в институте» обозначается как avb.
Импликация соответствует союзу «если... то». Условное суждение обозначается: а^Ь или аЗ b (например, «Если будет хорошая погода, то мы пойдем в лес»).
Эквиваленция соответствует словам «если и только если», «тогда и только тогда, когда», «эквивалентно». Эквивалентное высказывание обозначается а = b или а <-> Ь.
Отрицание соответствует словам «не», «неверно, что». Отрицание высказывания обозначается а, -м (например, «идет дождь» (в); «неверно, что идет дождь» (а))• 30
_____ Тема 1. Предмет и значение логики
Квантор общности обозначается \/ и соответствует кванторным словам «все», «всякий», «каждый», «ни один». V хР(х) - запись в математической логике (например, в суждении «Все красные мухоморы ядовиты» кванторное слово «все»).
Квантор существования обозначается 3 и соответствует словам «некоторые», «существует». ЗхР(х) — запись в математической логике (например, в суждениях «Некоторые люди имеют высшее образование» или «Существуют люди, которые имеют высшее образование» квантор-ные слова выделены курсивом).
В настоящее время логика представляет собой весьма разветвленную и многоплановую науку, результаты и методы которой активно используются во многих областях теоретического познания. Она находит применение в философии, математике, психологии, кибернетике, лингвистике. С самой общей точки зрения в современной логике выделяют три больших раздела: символическую логику, логическую семиотику и методологию.
Логические исследования в области методологии касаются разнообразных общенаучных понятий и приемов познания, то есть тех, которые применяются в любом познавательном процессе на ступени абстрактного мыш-
Логика
ления: определение, классификация, построение и проверка гипотез, теория, доказательство и т. д. Крупным разделом современной логики является логическая семиотика. Она занимается анализом естественных и искусственных языков в разных познавательных аспектах. Современная символическая логика отличается от традиционной логики по многим аспектам. Тем не менее по предмету познания принципиальных различий между ними нет. И та, и другая исследует различные формы отражения действительности на ступени абстрактного мышления.
Статус логики как науки трудно переоценить. Во-первых, логика имеет большое значение для формирования культуры мышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсенал логических познавательных средств. При этом существенно не только выполнение требований логической правильности в собственных рассуждениях, но и наличие способностей тонко чувствовать возможные отступления от логических норм в рассуждениях своих коллег и тем более оппонентов. Во-вторых, изучение логики способствует повышению интеллектуального потенциала человека, более эффективному использованию способностей, данных человеку от
Тема 1. П редмет и значение логики____
природы, и навыков, приобретаемых в жизненном опыте. В-третьих, логика вырабатывает то, что называют культурой мышления, причем не только у студентов, но и преподавателей. В-четвертых, речь идет о применении логики как специального аппарата в теории автоматического управления, искусственного интеллекта, программировании и ряде процессов интеллектуальной деятельности.
Контрольные вопросы
■ Что является предметом логики?
■ В чем своеобразие подхода логики к ана
лизу мышления?
■ Что такое правильное рассуждение?.
■ Что такое логическая форма?
■ В чем различие между традиционной и
современной логикой?
М Как связаны между собой мышление и
язык/
Каковы основные функции языка?
3 3
Логика
Тема 2. ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ ЛОГИКИ