Политические режимы

Рассмотрим для примера политическую систему СССР с 1936 года по 1977 год, когда действовала так называемая «сталинская» Конституция (написанная на самом деле Н. Бухариным). При фактически неизменной политической организации общества (политические нормы, отношения, политическое сознание не могут быть неподвижными), политическая система функционировала по-разному в годы правления И. Сталина (до 1953), Н. Хрущева (1953-1963 гг.), Л. Брежнева. Возьмите такие характеристики, как применение властью насилия, коллегиальность руководства, права и свободы человека, благосостояние населения, активность карательных органов, применение или неприменение особенно жестоких статей за политические «преступления» — везде резко бросаются в глаза большие различия. Значит, политическую жизнь нельзя адекватно описать только статическими характеристиками политической системы.

Для описания возможностей функционирования политических систем политологи используют понятие «политическийрежим ».

Термин «режим» пришел в русский язык из французского и означает образ правления, распорядок жизни.

Под политическим режимом понимают способ функционирования политической системы, методы управления обществом, степень политической свободы и открытости страны.

В то время, как политическая система представляет собой довольно устойчивую конструкцию, политический режим менее стабилен, изменения его могут колебаться в ту или иную сторону в пределах, допускаемых Конституцией и законами норм. Порой изменение режима ведет к изменению положения тех или иных институтов и норм в политической системе общества, к преобразованию их функций, а иногда — и к изменению всей политической системы. Характер политического режима определяется первой и второй парадигмами власти (Кто правит? Каковы взаимоотношения управляющих и управляемых, расстановка политических сил?).Нанего оказывают влияние политические традиции и нормы, политическая культура, все компоненты политической системы.

Существует две основные противоположности политического режима.

1. Авторитарный режим. Здесь правит один или небольшая группа. Этот режим правления предписывает беспрекословное подчинение граждан власти, исключает широкое обсуждение перед принятием политических решений, критику политического курса. До минимума сокращены контакты правящей верхушки и общественности. В средства массовой информации дается уже «отфильтрованное» видение событий.

Общественное мнение почти не учитывается властью. Оппозиционным партиям чинятся всяческие препятствия в работе, а правящей партии создаются искусственные преимущества. В государственный аппарат подбираются исключительно сторонники правящей верхушки. Систематически нарушаются права человека. Авторитарный режим правления вводится в случаях:

— захвата власти в итоге переворота;

— сужения социальной базы поддержки власти.

При авторитарном режиме правления в политической системе происходят следующие изменения:

— политическая система структурно сужается (за счет неполного функционирования многих политических институтов), а подчас совпадает с системой власти (в результате затруднения работы не правящих партий, общественных организаций, оппозиционных средств массовой информации);

— разрастаются репрессивныеорганы (полиция, военизированные организации, тюрьмы);

— происходит милитаризацияобщества, выборы проводятся подконтролем полиции и армии;

— снижается общественныйконтроль за деятельностью политической системы,властью неучитывается общественное мнение;

— усиливается давление государства на общество (сначала на оппозицию, а потом и на другие слои);

— в крайнем случае — приостанавливается действие Конституции, или ее отдельных глав, гарантирующих права человека, передается власть хунте или диктатору, меняется политическая система на тоталитарную.

2. Авторитарному режиму противостоит демократический, который осуществляется при наличии у правительства более или менее широкой общественной поддержки. Этот режим предполагает признание принципов народовластия (разделение и выборность властей, строгая законность, гарантия прав и свобод человека и т. д.). Политическая система приобретает следующие черты:

— она в значительной степенине совпадает с системой власти: заметную роль играют политические партии, общественные организации, общественное мнение;

— действия репрессивных органов определяются законом и находятся под контролем общественности и прессы;

— в полной мере соблюдаются политические игражданские права человека;

— политика правительства открыто обсуждается и критикуется: публикуются отчеты о расходовании бюджета без секретных изъятий, новый бюджет обсуждается в парламенте;

— заметно проявляются различия, дистанционирование общественности от власти, гражданского общества от государства.

Между противоположными авторитарным и демократическим режимами существуют и другие с более тонкой градацией. Б. Курашвили, например, выделяет шесть возможных политических режимов:

1. Тиранический.

2. Жестко-авторитарный.

3. Авторитарно-демократический.

4. Демократическо-авторитарный.

5. Развернуто-демократический.

6. Анархо-демократический.[30]

Некоторые политологи под тоталитаризмом понимают и политическую систему и режим (например, Л. С. Васильев).

Тоталитаризм — это именно политическая система, где господствует одна единая идеология; и каждый житель этой системы должен в нее верить. К инакомыслящим применяется широкий набор карательных мер от критики и запрета на работу до высылки из страны, тюрьмы или уничтожения. При тоталитаризме есть только одна партия, одна истина и один путь развития. Наиболее известные характеристики тоталитаризмуданы К. Фридрихом и 3. Бжезинским:

1. Единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером.

2. Официальная идеология, которая должна признаватьсявсеми.

3. Монополия на средства массовой информации.

4. Монополия на все средства вооруженной борьбы.

5. Система террористического полицейского контроля.

6. Централизованная система контроля и управления экономикой[31].

Как видим, эти признаки отражают системообразующие характеристики, отражающие основополагающие конструкции общества, уходящие корнями в экономическую, социальную, духовную сферы. Отсюда следует, что под тоталитаризмом большинство политологов понимает политическую (а иногда и общественную) систему, но никак не режим ее функционирования. Понятия «политическая система» и «политический режим» оказались очень плодотворными, с точки зрения методики исследования политической сферы общества. Они дали в руки политологов метод и инструментарий для исследования политической жизни различных стран.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем разница между институциональным и генерализующим подходом к определению политической системы общества?

2. Какую структуру получает политическая система при том или другом подходе?

3. Дайте определениепонятию «политическая система общества».

4. Чем оно отличается от понятий «общественно-экономическая формация», «общественный строй»?

5. В чем заключается назначение политической системы?

6. Назовите различия между демократической итоталитарнойсистемами.

7. Какие критерии (кроме уровня развития демократии) используются для классификации политических систем?

8. В чем сущность политических реформ в России 1985-1993 гг. с точки зрения изменений ее политической системы?

9. Что такое политический режим?

10. Дайте характеристику авторитарному и демократическому режиму.

11. Какие еще существуют политические режимы?

12. Почему под тоталитаризмом понимается политическая система, а не политический режим?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: