Цель опыта: Ознакомиться с действием гормонов щитовидной железы на обмен веществ и терморегуляцию.
Ход работы: в эксикатор на подставку-сетку помещают морскую свинку. Под сеткой находиться чашка Петри с натронной известью (для поглощения воды и углекислоты). Свинка находиться в герметически замкнутой системе в течение 15 минут. Измеряют температуру тела свинки до начала опыта и по окончании его. В водяном манометре на одинаковом уровне находиться подкрашенная вода. В результате поглощения кислорода животным уровень воды в коленах водяного манометра изменяется. По шкале манометра отмечают на сколько делений изменился уровень воды. Умножают количество делений на коэффициент прибора (см. на эксикаторе) и получают количество поглощенного кислорода за 15 мин, 1 час, 1 сутки. Приняв дыхательный коэффициент за 0,9 находят по нему калорический эквивалент кислорода = 4,92 к/кал. Умножив объем потребленного кислорода на средний калорический коэффициент кислорода - 4,92, получают расход энергии за 15 мин, за 1 час, за сутки. После этого, вынув свинку из эксикатора, вводят ей подкожно трийодуксусную кислоту из расчета 2см3 на 250 г веса. Через 10-15 мин свинку вновь помещают в закрытый эксикатор и повторяют опыт с определением количества поглощенного кислорода. Измеряют температуру тела морской свинки.
|
|
Провести анализ полученных данных. Сделать вывод о влиянии гормонов щитовидной железы на основной обмен и температуру тела. Зарисовать установку для проведения опыта.
Вопросы для самостоятельной подготовки
- Принципы компенсации нарушенной функции щитовидной железы.
- Принципы компенсации нарушенной функции паращитовидных желез.
- Роль ионов кальция как вторичных посредников в реализации гормональных эффектов.
ТестовыЙ КОНТРОЛЬ итогового уровня знаний
Решение тестовых заданий из занятия 2 по разделу «Физиология эндокринной системы» сборника «Контрольные вопросы по курсу нормальной физиологии»