Основные стадии становления и развития коллектива

Педагогу необходимо понимать, что процесс формирования коллектива проходит несколько стадий развития.

Задача педагога понять психолого-педагогические основы происхождения изменений в коллективе и в каждом воспитаннике отдельно.

А. С. Макаренко выделил 4 стадии развития коллектива по характеру предъявляемых педагогом требований и позиций педагога:

1. Педагог организует жизнь и деятельность группы, объясняя цели и смысл деятельности, и предоставляет прямые требования. Актив только выявляется, уровень самостоятельности членов актива ещё очень низкий. Заканчивается первый этап формированием актива. Субъектом воспитания является педагог.

2. Требования педагога поддерживает актив группы. Эти требования становятся опосредованными, происходит переход коллектива к самоуправлению. Актив становится опорой педагога и авторитетом для других членов коллектива. Он вырабатывает свои требования, педагог способствует укреплению позиции актива и расширяет его состав, вовлекая всех детей в совместную деятельность. Субъектом является актив.

3. Большую часть членов группы уже предъявляет к себе и своим товарищам и помогает педагогам корректировать развитие каждого. Требования предъявляет коллектив в форме общественного мнения. Формируются мотивационные гуманистические отношения между отдельными группами, членами коллектива. Наступает полное самоуправление. Субъектом является коллектив.

4. Каждый воспитанник предъявляет сам к себе определённые требования. Выполняются нравственные нормы, которые становятся потребностями самой личности, а процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания. Субъектом является личность.

Вывод: совместно с активом опираясь на мнение коллектива, поддерживают и стимулируют потребности в самосовершенствовании личности.Процесс развития коллектива не идёт плавно от одного этапа к другому, неизбежны скачки, остановки и движения обратно.

А. С. Макаренко считал, что движение вперёд – это жизнь, а остановка – его смерть. Это закон жизни детского коллектива.

Методика формирования детского коллектива.

План.

Классификация видов коллектива.

Методика создания и формирования коллектива.

Особенности развития детского коллектива.

Взаимодействие личности и коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: