В физической культуре основные направления связаны со сферами прикладной, научно-теоретической и научно-дидактической деятельности. Проблема – это совокупность задач различной степени сложности, решение которых необходимо на данном этапе. Тема исследования является составной частью проблемы. В результате исследования по теме получают ответы на определенный круг вопросов, охватывающих часть проблемы.
Под научными вопросами обычно понимаются научные задачи, относящиеся к конкретной теме научного исследования.
Пример формулирования направления, проблемы и темы исследования (Теория и история физической культуры):
Физическое воспитание школьников (направление);
Совершенствование учебного процесса по физическому воспитанию в школе (комплексная проблема);
Перед системой образования поставлена конкретная задача - создать такие условия обучения в школе, чтобы ребенку было комфортно и психологически, и физически; чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Специальные исследования в контексте сочетания личностно ориентированной и социально ориентированной функции физического воспитания позволяют констатировать существование ряда противоречий:
|
|
- между объективной необходимостью совершенствования и развития физического воспитания в России и ее реальным состоянием;
- между обязательными требованиями к уровню подготовки государственного образовательного стандарта и уровнем здоровья и физической подготовленности школьников;
- между необходимостью осуществления индивидуализации и дифференциации процесса обучения и неготовностью учителей к этому.
Возможные пути решения обозначенной проблемы: процесс индивидуализации обучения с комплексным диагностическим сопровождением, рациональное сочетание индивидуальной формы с другими формами обучения, осуществление дифференциации обучения, системный характер подготовки учителей к индивидуализации и дифференциации обучения.
Дифференцированное обучение по физической культуре учащихся среднего школьного возраста в зависимости от их психофизического состояния (тема).
Выбор направления, темы исследования определяются их актуальностью, перспективностью, возможностями, научной эрудицией, опытом, интересами, сферой настоящей и предстоящей профессиональной деятельности.
Избранная тема должна быть актуальной, иметь четко очерченные границы. Название темы должно быть простым и отражать содержание работы.
Примерные темы курсовых работ по педагогике, теории и истории физической культуры представлены в приложении 1, 2.
|
|
Студент в период выполнения курсовой работы:
- подбирает, изучает, проводит критический анализ, обобщение, реферирование материалов литературных источников по теме исследования;
- изучает и обобщает передовой опыт работы преподавателей физической культуры, педагогов дополнительного образования, тренеров и т.д. по исследуемой проблеме;
- использует для решения поставленных задач психолого-педагогические и медико-биологические методы исследования;
- применяет методы математической статистики при обработке полученных материалов исследования;
- посещает инструктивно-методические занятия, научные семинары;
- самостоятельно анализирует результаты исследования, оформляет в соответствии с современными требованиями курсовую работу;
- отвечает за достоверность полученных результатов.