Существует несколько подходов к классификации упражнений.
Первый – по дидактической цели:
· упражнения в формировании первоначальных умений;
· упражнения в формировании сложных умений;
· упражнения в формировании навыков.
Второй – по содержанию:
· упражнения в выполнении трудовых приемов
· упражнения в выполнении трудовых операций;
· упражнения в выполнении простых комплексных работ;
· упражнения в выполнении трудовых процессов (сложных комплексных работ);
· упражнения в управлении технологическими процессами.
Третий – по характеру деятельности:
- воспроизводящие
- тренировочные (репродуктивные)
- творческие
Репродуктивные упражнения содержат задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте. К упражнениям такого типа относят упражнения на изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений, разбор и выполнение чертежей, схем, графиков и т.п.
Творческие упражнения поморгают организовать деятельность учащихся по использованию полученных знаний и умений в различных комбинациях, учат самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач. Это упражнения на выбор инструмента, приспособлений, процессов, на определение зависимостей; на объяснение различных технологических явлений и процессов.
|
|
Выделение упражнений по дидактическим целям менее приемлемо, т.к. формирование умений и их автоматизирование в навык идет параллельно и непрерывно.
Реализация поставленных целей и задач формирования трудовых умений и навыков достигается использованием системы сочетания инструктирования /И/ и упражнений /У/. Существуют следующие виды сочетаний:
ЦЕЛОСТНОЕ – изучаемые приемы и способы выполнения операций легки для усвоения в целом.
И1 И2 И3 И4 У1 У2 У3 У4
ПРОСТАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – изучаемые работы и способы выполнения операций новые и сложны для усвоения.
И1 У1 И2 У2 И3 У3 И4 У4
КОМПЛЕКСНОЕ – данное сочетание используется при изучении работ содержащих значительное количество разнородных операций
И123 У123 И45 У45
НЕПОЛНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – применяется, когда в составе выполняемых работ только часть новых приемов.
И1 И3 И5 У1 У2 У3 У4 У5
ПРОГРЕССИВНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – применяется в тех случаях, когда изучаемые работы содержат операции выполняемые в строго определенной последовательности.
И1 У1 И2 У2 У12