Классификация упражнений

Существует несколько подходов к классификации упражнений.

Первый – по дидактической цели:

· упражнения в формировании первоначальных умений;

· упражнения в формировании сложных умений;

· упражнения в формировании навыков.

Второй – по содержанию:

· упражнения в выполнении трудовых приемов

· упражнения в выполнении трудовых операций;

· упражнения в выполнении простых комплексных работ;

· упражнения в выполнении трудовых процессов (сложных комплексных работ);

· упражнения в управлении технологическими процессами.

Третий – по характеру деятельности:

  • воспроизводящие
  • тренировочные (репродуктивные)
  • творческие

Репродуктивные упражнения содержат задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятого в заданном объекте. К упражнениям такого типа относят упражнения на изучение устройства оборудования, материалов, инструментов, приспособлений, разбор и выполнение чертежей, схем, графиков и т.п.

Творческие упражнения поморгают организовать деятельность учащихся по использованию полученных знаний и умений в различных комбинациях, учат самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач. Это упражнения на выбор инструмента, приспособлений, процессов, на определение зависимостей; на объяснение различных технологических явлений и процессов.

Выделение упражнений по дидактическим целям менее приемлемо, т.к. формирование умений и их автоматизирование в навык идет параллельно и непрерывно.

Реализация поставленных целей и задач формирования трудовых умений и навыков достигается использованием системы сочетания инструктирования /И/ и упражнений /У/. Существуют следующие виды сочетаний:

ЦЕЛОСТНОЕ – изучаемые приемы и способы выполнения операций легки для усвоения в целом.

И1 И2 И3 И4 У1 У2 У3 У4

ПРОСТАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – изучаемые работы и способы выполнения операций новые и сложны для усвоения.

И1 У1 И2 У2 И3 У3 И4 У4

КОМПЛЕКСНОЕ – данное сочетание используется при изучении работ содержащих значительное количество разнородных операций

И123 У123 И45 У45

НЕПОЛНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬприменяется, когда в составе выполняемых работ только часть новых приемов.

И1 И3 И5 У1 У2 У3 У4 У5

ПРОГРЕССИВНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – применяется в тех случаях, когда изучаемые работы содержат операции выполняемые в строго определенной последовательности.

И1 У1 И2 У2 У12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: