К методам контроля теоретических знаний относятся:
БЕСЕДЫ – в процессе беседы одни учащиеся отвечают на вопросы, другие дополняют, уточняют и исправляют их ответы. В конце беседы учитель или один из учащихся обобщает и делает выводы. Беседы способствуют развитию логики. памяти. активизируют познавательный интерес
УСТНЫЙ ОПРОС – учитель заранее заготавливает серию вопросов. Устный опрос может быть в разных формах (индивидуальный, фронтальный). Начинать занятие рекомендуется с фронтального опроса, его продолжительность может быть 5-7 мин. По усмотрению учителя после фронтального можно провести – индивидуальный.
Методика проведения индивидуального опроса:
1. Кратко и четко сформулировать вопрос.
2. Предложить возможный план ответа.
3. Предложить всей группе в течении минуты подумать над ответом на поставленный вопрос.
4. Вызвать учащегося для ответа.
5. Предложить всем остальным учащимся внимательно слушать и готовиться к тому, чтобы сделать дополнения или замечания.
6. Выслушать ответ по возможности не прерывая его.
7. Предложить учащимся дополнить прослушанный ответ.
8. Если учащиеся не заметили имевшихся в ответе ошибок, то учитель должен задать дополнительные вопросы.
9. При затруднениях учитель сам дополняет или уточняет ответ
10. Объявить оценку и прокомментировать ее.
ЗАЧЕТ;
ЭКЗАМЕН;
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ – могут проводиться в разных формах, быть письменными или устными и осуществляться с помощью: вопросов, карточек-заданий, технических диктантов, тестов и т.
К методам контроля ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ относят:
Контроль практических умений осуществляется учителем при систематической пооперационной проверки выполняемых изделий и при просмотре готового изделия в целом.
Основными методами проверки практических умений являются:
ТЕКУЩЕЕ НАБЛЮДЕНИЕ позволяет правильно оценить и при необходимости скорректировать, пополнить уровень необходимых знаний, умений и навыков. Преимуществом такого контроля является его систематичность. Из урока в урок мастер может анализировать рост или замедление интеллектуальной активности и профессионального мастерства каждого, дифференцированно воздействовать на развитие будущего специалиста.
ХРОНОМЕТРАЖ – позволяет оценить нормы времени, затраченные на выполнение контрольного практического задания.
ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – позволяет провести более тщательную и полную проверку знаний, но перед учителем встает проблема занятости во время проведения индивидуального контроля остальных учащихся.
ФРОНТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – позволяет активизировать всю группу, но является более поверхностным.
ГРУППОВОЙ КОНТРОЛЬ – проводится с отдельным звеном или бригадой.
Для проверки и оценки изделий желательно привлекать самих учащихся, т.к. объективно оценивая работы своих товарищей они становятся более требовательными к выполнению собственных заданий. Подобные проверки можно проводить в следующих формах:
· взаимная фронтальная проверка – когда учащиеся проверяют работы друг у друга;
· проверка работ одним из учащихся – проверка поручается одному из учащихся, значительно раньше других справившихся с заданием;
· проверка работ группой учащихся.
В настоящее время очень часто применяют различные нетрадиционные формы контроля:
· Контроль в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, эстафета, кроссворд, деловая игра);
· Контроль, основанный на формах, жанрах и методах работы известных в общественной практике (интервью, рецензия, репортаж);
· Контроль, основанный на нетрадиционной организации учебного материала (прогнозирование, предсказание и т.д.);
· Контроль, напоминающий публичные формы общения (телевизионные передачи, аукцион, ринг и т.д.).